В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на открытии V Конгресса Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) (г. Москва, 27 мая 2002 года) Назад
Выступление Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на открытии V Конгресса Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) (г. Москва, 27 мая 2002 года)
Уважаемый Президент Российской Федерации, Председатель Государственной Думы, г-н Президент ЕВРОСАИ, уважаемые участники Конгресса, дамы и господа, коллеги!

Позвольте мне, как Председателю Счетной палаты Российской Федерации, сердечно приветствовать всех Вас по случаю открытия в Москве V Конгресса Европейской организации высших органов финансового контроля.

В первую очередь я хотел бы выразить свое искреннее признание Президенту Российской Федерации и Председателю Государственной Думы, нашедшим время для того, чтобы выступить на этом высоком собрании.

Я благодарен всем участникам делегаций стран, входящих в ЕВРОСАИ, собравшимся сегодня в этом зале, а также приглашенным в качестве наблюдателей и гостей представителям США, Канады и Японии. Кроме того, хочу поблагодарить представителей международных организаций, объединяющих национальные контрольно-счетные органы стран Европы, Азии и Латинской Америки, таких как ЕВРОРАИ, СИГМА, АРАБОСАИ, ОЛАСЕФС, Инициатива во имя развития ИНТОСАИ, любезно согласившихся принять участие в нашем Конгрессе.

Хотел бы отдельно приветствовать трех новых членов ЕВРОСАИ - Андорру, Белоруссию, Боснию и Герцеговину и информировать всех участников Конгресса об их вступлении в нашу международную организацию.

Впервые в России проводится столь представительное собрание руководителей высших органов государственного финансового контроля стран Европы. Выбор нашей страны местом проведения первого в новом тысячелетии Конгресса ЕВРОСАИ свидетельствует не только о высокой оценке российских достижений в области государственного финансового контроля, но также указывает на международное признание растущего авторитета и влияния России, ее достойного места в европейском сообществе. Знаменательно, что наш Конгресс проходит накануне саммита Россия - Евросоюз.

Первый, учредительный Конгресс ЕВРОСАИ, как известно, состоялся в Мадриде в 1990 году. Последующие Конгрессы проходили в Стокгольме, Праге и Париже. ЕВРОСАИ является относительно молодой, растущей организацией, мы продолжаем принимать в нее новых членов, и потому я считаю сегодня уместным напомнить присутствующим о базовых целях и принципах, сформулированных на этапе ее создания. ЕВРОСАИ создавалась как региональная организация в рамках ИНТОСАИ для решения следующих основных задач:

- расширения контактов в области государственного финансового контроля между всеми странами Европы, независимо от особенностей государственного и конституционного устройства;

- содействия унификации методов работы контрольных органов, а также улучшения самой работы на основе международного обмена опытом;

- содействия достижению задач ИНТОСАИ путем объединения накопленного Европой опыта.

Практика деятельности нашей организации доказала, что эти задачи успешно реализуются. Полагаю, что рекомендации, которые будут выработаны и приняты в ходе V Конгресса, послужат дальнейшему движению к поставленным целям, создадут основу для еще более интенсивного и разностороннего сотрудничества высших органов финансового контроля стран Европы и будут способствовать росту международного авторитета ЕВРОСАИ.

Мы разделяем стремление стран - членов ЕВРОСАИ к широкому и открытому обсуждению проблем в области государственного финансового контроля.

В этой сфере Россия следует современной мировой практике, положениям Лимской декларации. Создание Счетной палаты Российской Федерации положило начало становлению в нашей стране независимого внешнего контроля, адекватного условиям рыночного хозяйствования и демократического государственного устройства. За исторически короткий отрезок времени пройден немалый путь, и сегодня Счетная палата России стала весьма авторитетным и влиятельным органом, контролирующим расходование бюджетных средств и эффективность использования государственной собственности.

Внешний контроль за движением государственных активов позволяет не только сократить сферу финансовых злоупотреблений, но также избавиться от неэффективных расходов и в целом повысить уровень финансовой дисциплины в экономике. Тем самым он вносит свой вклад в обеспечение экономического роста в России и повышение инвестиционной привлекательности российской экономики.

Мы стараемся воспринимать лучшие мировые образцы во всех сферах жизнедеятельности общества, в культуре, экономике, и, конечно, в организации работы государственного аппарата. Но одновременно мы ставим и более масштабную задачу - самим создавать подобные образцы. В том числе и в области государственного финансового контроля.

Мы рассчитываем, что российская система финансового контроля уже в ближайшее время сделает следующие шаги в своем развитии. Особенно актуальными для нас становятся положения статьи 4 Лимской декларации и рекомендации ИНТОСАИ о целесообразности переноса акцентов на аудит эффективности использования государственных средств, о распространении контроля на всю управленческую деятельность органов государственной власти.

Серьезным шагом на пути повышения эффективности государственного финансового контроля в России должен стать переход на международные формы финансовой и бухгалтерской отчетности. Нам необходима система учета, которая отвечала бы потребностям субъектов отечественной экономики и одновременно была бы понятна зарубежным и международным пользователям финансовой отчетности. Переход к такой системе будет способствовать как углублению экономической интеграции России с другими странами, так и повышению транспарентности российской экономики. Деятельность наших корпораций, банков, бюджетных организаций станет более открытой для внешнего аудита и контроля, а также для инвесторов.

Другим направлением совершенствования работы контрольных органов в нашей стране является широкое использование современных информационных технологий, создающих условия для обеспечения действительной транспарентности бюджета. Счетной палате Российской Федерации удалось немало сделать в этом направлении. Мы понимаем, что без развития информационных систем эффективный финансовый контроль в условиях глобализации финансовой системы и всемирной интеграции информационных ресурсов практически невозможен.

В России активно формируется законодательная база борьбы с коррупцией, "отмыванием" капитала и его вывозом из страны, осуществляются необходимые организационные мероприятия в этой сфере. В соответствии с рекомендациями Международной организации по борьбе с отмыванием денег (FATF) в нашей стране в этом году вступил в силу Закон о противодействии легализации преступных доходов. В соответствие с ним начал действовать созданный при Минфине России Комитет по финансовому мониторингу, который уполномочен отслеживать все финансовые операции сомнительного характера.

Нам в России нужна единая система государственного и муниципального финансового контроля, в которой одновременно должны быть обеспечены четкое разделение полномочий и согласованность действий контрольных органов. Хочу особо подчеркнуть, что сегодня в России на первый план выходит также вопрос об оптимальном соотношении органов внешнего контроля и внутриведомственного аудита. Это отвечает принципу разделения властей и обеспечивает прозрачность государственных финансов.

Уверен, что лучший международный опыт в этой сфере и, прежде всего европейский, будет выступать для нас в качестве образца, к которому необходимо стремиться, строя эффективную систему государственного финансового контроля в России. Особое внимание мы должны обратить на те конкретные механизмы, которые обеспечили в странах Европы транспарентность бюджетного процесса и государственных финансов, их реальную открытость и подконтрольность обществу.

По решению Управляющего совета ЕВРОСАИ на рассмотрение V Конгресса в качестве основного вносится вопрос: "Высшие контрольно-ревизионные органы и контроль за исполнением государственного бюджета".

Хотел бы обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что Управляющий совет при определении тематики Конгресса решил отдать предпочтение тем вопросам, которые являются наиболее актуальными для некоторых государств Восточной Европы - стран с переходной экономикой и молодой демократией. Видимо, ни для кого из Вас не секрет, что независимый внешний контроль за исполнением государственного бюджета является для контрольных органов этих стран делом сравнительно новым. К тому же финансовый контроль осуществляется здесь в непростых условиях, учитывая необходимость повышения эффективности работы государственного аппарата и продолжения реформ в области макроэкономической, бюджетной и налоговой политики.

Нет сомнения, что обсуждение заявленных вопросов на таком представительном форуме и рекомендации, которые будут выработаны в ходе работы Конгресса, окажут высшим контрольным органам этих стран и, конечно, России, неоценимую помощь.

Полагаю также, что, учитывая быстрое продвижение процесса европейской интеграции и характер проблем, стоящих сегодня перед Европой, нам всем следует задуматься о возможностях новых форм, методов и технологий совместной работы в рамках ЕВРОСАИ. Я имею в виду постепенный переход от преимущественно двустороннего взаимодействия национальных контрольно-счетных органов к сотрудничеству на многосторонней основе, предполагающему определенное расширение и дополнение функций нашей организации.

На первом этапе, на мой взгляд, речь должна идти о следующих направлениях работы:

- международной координации программ по обучению и подготовке кадров высших органов финансового контроля;

- содействии со стороны ЕВРОСАИ переходу России и других стран на международные стандарты финансовой и бухгалтерской отчетности;

- сотрудничестве в области применения информационных технологий в контрольно-ревизионной практике и интеграции информационных ресурсов высших органов финансового контроля стран - членов ЕВРОСАИ.

В дальнейшем перспективным направлением взаимодействия может стать проведение совместных контрольных мероприятий по крупным бюджетным проектам, затрагивающим финансовые системы сразу нескольких европейских стран.

Уважаемые участники Конгресса!

В настоящее время вся современная цивилизация входит в новую фазу развития. Одно из наиболее ярких тому свидетельств - новый исторический этап европейской интеграции, связанный с введением в обращение с 2002 года единой европейской валюты. Европейский континент становится мировым лидером в процессах международной экономической интеграции и финансовой глобализации. Глобализация предъявляет и новые требования к деятельности контрольных органов, выдвигая на повестку дня задачу перекрытия каналов финансирования международной преступности и терроризма, использующих в своих целях инфраструктуру мировой финансовой системы.

Без расширения и углубления сотрудничества с контрольными органами других стран нет и не может быть реальных результатов в деле противодействия незаконному движению финансовых средств в мировом масштабе. Вопросы взаимодействия в сфере противостояния вызовам и угрозам, связанным с финансовыми механизмами легализации незаконных средств, подпитки международной преступности и терроризма уже обсуждались на уровне глав государств и министров финансов стран "большой восьмерки".

Несмотря на то, что некоторые члены нашей организации считают данную проблематику выходящей за рамки уставных задач, полагаю, что ее обсуждение в перспективе могло бы найти место и в формате ЕВРОСАИ. Тем более, что на 17 Конгрессе ИНТОСАИ, проходившем в октябре прошлого года в Сеуле, было достигнуто принципиальное согласие развивать сотрудничество в этой сфере. Поэтому я хотел бы выразить надежду на то, что открывшийся сегодня Конгресс придаст дополнительные стимулы европейской интеграции в вопросах противодействия сомнительным финансовым операциям, имеющим транснациональный характер. При этом необходимо подчеркнуть, что, развивая такое взаимодействие, мы, безусловно, не должны выходить за пределы компетенции национальных органов финансового контроля, определенных законодательством наших стран.

Уверен, что Конгресс обозначит новый качественный этап развития сотрудничества высших органов финансового контроля стран Европы, а выработанные здесь рекомендации позволят добиться конкретных результатов в совершенствовании контрольно-ревизионной практики и бюджетного процесса. Кроме того, этот представительный европейский форум предоставляет дополнительную возможность дальнейшего сближения и интеграции наших стран и народов.

Считаю также, что предстоящий диалог важен не только с точки зрения совершенствования контроля за бюджетом и государственными финансами в странах-членах ЕВРОСАИ, но имеет и большое международное значение. Не сомневаюсь, что он внесет вклад в углубление европейской интеграции, обозначит подходы к созданию эффективной транснациональной системы финансового контроля, адекватной новым вызовам и задачам, которые ставит перед нами сложный и нестабильный мир.

Следуя традициям, сложившимся в ходе проведения Конгрессов ЕВРОСАИ, мы постараемся проявить максимум гостеприимства по отношению к членам делегаций и сопровождающим лицам. Всем им предлагается достаточно обширная культурная и экскурсионная программа. Мы сделаем все возможное, чтобы пребывание в Москве запомнилось всем участникам Конгресса с самой лучшей стороны.

Хотел бы пожелать собравшимся в этом зале больших успехов в работе, здоровья и процветания.

Благодарю за внимание.

27 мая 2002 года
http://www.ach.gov.ru/psp/dv/15.php

Док. 303646
Перв. публик.: 27.05.02
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 391

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``