В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина журналу `Финансовый контроль` в 2003 году Назад
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина журналу `Финансовый контроль` в 2003 году
В государстве должен быть порядок во всем




Владимир Большаков, главный редактор журнала "Финансовый контроль": Сергей Вадимович, 2002 год был по-своему знаковым для развития системы государственного финансового контроля в России. Назову несколько вех, которые стоит в этой связи отметить. Ровно год назад - в феврале 2002-го - начал функционировать Комитет по финансовому мониторингу России, был ужесточён принятый в 2001 году закон об отмывании "грязных" денег. В Москве в мае прошел конгресс высших органов финансового контроля Европы - ЕВРОСАИ. На нём выступил Президент России Владимир Путин. Конгресс единодушно решил, что вы как Председатель Счётной палаты Российской Федерации будете возглавлять эту организацию ближайшие 3 года. В июне Россию приняли в Международную организацию финансовых разведок мира "ЭГМОНТ". И, наконец, осенью Россию исключили из "чёрного списка" государств, не борющихся с отмыванием "грязных" денег, составленного ФАТФ. А в октябре в ФСБ прошло весьма представительное совещание по проблемам экономической безопасности России (материалы об этом совещании опубликованы в журнале "Финансовый контроль" ? 12/1, 2003 - Ред.). Очевидно, что Счётная палата и вы лично внесли свой вклад в консолидацию органов государственного финансового контроля в России, в дело координации действий её аудиторов с Правительством России, что уже приносит свои ощутимые плоды и в нашей стране, и за рубежом. Чем вы объясняете столь серьёзные шаги в этой сфере?


Сергей Степашин, Председатель Счетной палаты Российской Федерации: Я бы к этим вехам добавил ещё одну - мы сделали первый шаг для сотрудничества с органами муниципального финансового контроля. Вот там, на местном уровне, проблем как раз больше всего. Там наши сограждане сталкиваются и с реформой ЖКХ, и с нехваткой средств на эти задачи, и с плохими дорогами, и с необеспеченностью жильем, с невыплатой зарплаты врачам, учителям, другим бюджетникам. И то, что мы включили союз финансовых органов муниципалитетов в нашу ассоциацию контрольно-счётных органов, это тоже очень важный шаг. Перечисленные вами факты свидетельствуют и о признании России мировыми финансово-контрольными институтами. То, что мы всё больше и больше начинаем работать в более прозрачной манере, очень важно и для отечественных, и для иностранных инвесторов. Теперь о причинах позитивных сдвигов в развитии системы государственного финансового контроля за последний год. Во-первых, это востребованность контроля, которая есть сегодня и у общественности, и у властных структур страны. В государстве должен быть порядок во всём. Все теперь это понимают. Другое дело - как этого добиться. В советское время у нас были достаточно жёсткие контрольные институты. В последующем они по-разному реформировались и не всегда к лучшему. В нашей стране, которая могла бы обеспечить своему населению достаточно приличный уровень жизни, пока что слишком много бедных людей. Для рядового гражданина, который в эти тонкости не вдаётся, главное - это жить лучше. Но сейчас ему этого мало. Ему хочется ещё, чтобы его не обманывали. Эти ожидания людей призвана оправдать Счётная палата прежде всего потому, что это орган всё-таки народный. Наша палата формируется парламентом, а парламент избирается населением. Вот эту востребованность обществом контроля мы сейчас ощущаем как никогда остро. Второе, на мой взгляд, важнейшее обстоятельство, о чём я много раз говорил, - это наша работа с главой государства. Президент чётко и ясно осознал, и это делает ему честь, то, что ему, кроме информации правительства, нужна ещё и независимая информация. Он её не только получает от нас, но и принимает жёсткие, чёткие оперативные решения. И, в-третьих, кроме оперативного контроля, профилактики, предупреждений и предписаний, которые мы направляем в правительство, в различные министерства и ведомства, мы продолжаем достаточно эффективно, на мой взгляд, сотрудничать с правоохранительными органами. Я называл эти цифры и готов их повторить: 2000 год - 20 уголовных дел заведено по нашим материалам, 2001-й - 46, в 2002 году - уже больше 70. Неотвратимость наказания за финансовые нарушения и преступления - это, кстати, тоже серьёзный фактор, а также серьёзный и необходимый инструмент в любом демократическом государстве. А мы себя к таковым относим.


Владимир Большаков: У нас много говорят о том, что необходима некая унификация органов государственного финансового контроля, многие выступают за создание единого центра госконтроля. Есть ли, раз в товарищах пока согласья нет, какая-то единая концепция такого контроля для России?


Сергей Степашин: Концепция подготовлена. И в процессе работы над ней она видоизменилась. Я искренне признателен межведомственной комиссии Совета безопасности, что она учла наши предложения, а наши предложения исходили из Лимской декларации, принятой в 1978 году. Её признание и руководство ею позволило российской Счётной палате войти во все международные финансовые институты. Насколько я информирован, вопрос о принятии этой концепции будет рассматриваться на Совете безопасности в первом полугодии 2003 года. Если Президент утвердит эту концепцию, а я надеюсь, что так оно и будет, будет сделан огромный шаг вперёд. Система более менее вырисовывается. Мы сейчас абсолютно чётко выстроили наше взаимодействие и взаимоотношения с другими контрольными органами - это КФМ, КРУ Минфина, Главное контрольное управление администрации Президента, налоговые органы. Я сейчас могу смело сказать, что те противоречия и те споры, которые у нас бывали, сегодня практически прекращены. Мы вместе сделали один только вывод: у нас одна задача - чтобы в стране было меньше финансовых нарушений, чтобы пока ещё не очень мощный бюджет исполнялся, как положено. Кстати, я должен сказать, что эта работа позволила резко сократить нецелевое расходование средств. В 2001 году мы выявили "нецелёвку" на 1 миллиард 200 миллионов рублей, в этом году - только 211 миллионов. Это результат и работы казначейства, и Счётной палаты, и других контрольных органов. Можно теперь уверенно говорить о том, что порядок в бюджетной сфере наводится. А вот что касается будущего этого вопроса, то, конечно, с учётом нашего вступления в ВТО, с учётом того, что мы в ближайшей перспективе, в течение 2-3 лет, будем переходить на единые международные принципы финотчётности и бухучёта, то для нас станет вопросом первостепенной важности выработка единых методик оценки эффективности целевых и нецелевых средств. Мы сейчас переходим к такой важной категории, о чём вы уже писали, как аудит эффективности. Это весьма сложный инструментарий, с помощью которого Счётной палате, безусловно, по-другому придётся решать наши собственные задачи. Многое придётся продумать заново в том, что касается концепции, методики, единства финансового контроля.


Владимир Большаков: Хотя в России практика аудита эффективности начинается не на пустом месте, всё же в деле контроля за исполнением бюджета многое остаётся от советских времен, когда показатель затратности был показателем прогресса. Поможет ли аудит эффективности от такой практики отойти?


Сергей Степашин: У нас даже была пятилетка эффективности и качества.


Владимир Большаков: Ну, это по-русски - назови хоть горшком, только в печь не ставь. И всё же аудит эффективности предполагает качественное изменение подхода вообще к экономике не только при составлении бюджета. Допустим, для восстановления какого-то памятника культуры выделены средства, а у бюджетополучателя то ли бригада не сработала, то ли дорогу к памятнику занесло, и он вместо памятника восстанавливает подъезд в здании своего ведомства. Налицо нецелевое использование бюджетных средств, но по общему показателю все средства использованы законно. Если всё правильно выстроить, то ко всей экономике должен быть сформирован иной подход.


Сергей Степашин: Вы сами как бы ответили на вопрос, но я бы с другой стороны зашёл. Сам по себе бюджет и его составление - это вопрос скорее технический, и сегодня с точки зрения техники исполнения бюджета и контроля за ним Министерство финансов работает весьма и весьма профессионально и успешно. Однако бюджет - это инструмент экономической политики государства. Поэтому Президент и в послании Федеральному собранию, и в бюджетном послании расставил чёткие конкретные акценты - а куда дальше идёт страна? Есть два взаимоисключающих подхода, как вы знаете. Один - это усиление роли государства и вмешательство в экономическую деятельность, другой - это уход государства из управления экономикой при соблюдении всеми игроками на экономическом рынке совместно выработанных единых правил. Мне кажется, здесь должна быть золотая середина. Задача Счётной палаты - проработка соответствующих законодательных и подзаконных нормативных актов, подготовленных правительством. К такой работе, я имею в виду и правительство, и Счётную палату, мы сегодня начинаем приступать. Скажу откровенно, для этого нам, наверное, не хватит собственных сил в Счётной палате. Поэтому мы хотим активно задействовать Экспертно-консультативный совет при Председателе Счётной палаты. Мы создали свой научно-исследовательский институт по проблемам государственного финансового контроля. Мы сумели получить от наших законодателей, и спасибо им за это, достаточно внушительную сумму на научно-исследовательскую деятельность. Все это позволит сделать 2003 год для работы Счётной палаты годом исключительной эффективности, собственной эффективности.


Владимир Большаков: 2003 год - это год отдачи самого большого транша государственного долга. Государство к этому уже готовится. В конце декабря прошел аукцион по "Славнефти". Как вы оцениваете такие меры, сам аукцион "Славнефти" и вообще всю эту проблему отдачи госдолга?


Сергей Степашин: Долг надо отдавать уже потому, что, когда мы платим по долгам, это говорит о дееспособности и кредитоспособности страны. Это не просто выплата долгов, но это привлечение к нам инвесторов и партнёров. Есть и другая сторона долга. Пришло время, чтобы и нам долги возвращали. Я знаю, что правительство над этим работает, уже есть несколько интересных рабочих схем, как это сделать. Нам должны примерно столько же, сколько должны и мы. И здесь, конечно, роль и участие Парижского клуба должно быть более активным, как мне кажется. Совсем не дело, когда 600 млн. долларов заморожены по политическим соображениям в Швейцарии, и мы их не можем никак вернуть. Так называемый ангольский долг до сих пор как завис, так и висит в воздухе. По этому поводу в ходе предыдущей встречи я передал записку Президенту. Это что касается долга. А что касается "Славнефти", то, если бы, скажем, за такую сумму приватизировались объекты нефтегазодобывающего, золотовалютного, алмазного комплекса в 1994 - 1995 гг., то у нас были бы сейчас совершенно другой бюджет и другая экономика. И поэтому, как бы там ни было, несмотря на все кривотолки, это всё-таки прорыв - 1,8 млрд. долларов, потому что изначальная цена была порядка 300 млн. долларов. Сейчас мало кто об этом говорит. Счётная палата составила своё экспертное заключение, именно экспертное заключение, по цене. Сумму мы назвали порядка 3 миллиардов долларов. Я думаю, что если бы в аукционе участвовали более сильные партнёры, сильные оппоненты, цена могла бы быть и выше. Но в рамках действующего законодательства "Сибнефть" и ТНК одержали победу. С юридической точки зрения поэтому никаких претензий пока нет. И всё же я думаю, что мы сформулируем сейчас ряд предложений, связанных с изменением законодательства о приватизации. Нельзя впредь допускать, чтобы за один - два дня через разного рода суды выбивали конкурентов, что и произошло, кстати, в ходе аукциона по "Славнефти".


Владимир Большаков: Китайцы также поначалу хотели в нём участвовать. Их что, тоже выбили?


Сергей Степашин: Китай - это отдельная тема разговора. Китайцы ушли сами. Это вопрос политического решения, вы помните, что было соответствующее заявление Государственной Думы. Теперь, пожалуй, о самом главном в этой связи. О ренте. То, что у нас есть, то, что действительно является национальным достоянием и богатством, без запятых и без кавычек, - это наши недра. За их использование должна, конечно, взиматься рентная плата. Сегодня об этом всё больше говорят в правительственных кругах. Я знаю, об этом говорит Андрей Илларионов, ну, в Думе это - Сергей Глазьев. Сегодня, на мой взгляд, пришло время подумать и о серьёзных законах по этой части. Последующие два года у нас - это годы выборов. И, конечно, я понимаю, резкие, политические, а эти (политические в том числе) решения принимать достаточно сложно. И всё же, если не сейчас, то хотя бы в 2004 - 2005 гг. мы обязаны вернуться к этой теме. Речь ведь идёт о том, чтобы добавить дополнительно в бюджет порядка 4-5 млрд. долларов в год, по оценкам экономистов. Тут надо принимать решения стратегического характера с учётом необходимости обеспечения в стране социальной справедливости.


Владимир Большаков: Кстати, о социальной справедливости. Счётная палата выступала с рядом предложений по активизации социальных программ, и сейчас, в год выборов, они звучат весьма актуально. Какие планы у Счётной палаты на предстоящий год и как в этих планах отражена забота Счётной палаты о социальном государстве в России?


Сергей Степашин: Сам по себе факт контроля бюджета, забота о том, чтобы деньги реально доходили до бюджетополучателя, - это уже элемент социальной защиты наших сограждан. Мы планируем ряд очень серьёзных проверок регионального и тематического характера. Если брать регионы, то это Красноярск - край, который долгое время был одним из самых самодостаточных и в советское время, и даже в начале постсоветского. Сегодня он оказался практически банкротом, к сожалению. А с этим связана судьба нескольких десятков миллионов человек. Безусловно, проверки проведём и в Чечне. Там переплелись проблемы самого чеченского народа, чеченской экономики и тех наших военнослужащих, которые там рискуют жизнью. Как исполняется бюджет по Чечне, мы обязательно посмотрим. В соответствии с поручением главы государства мы внимательно изучили ситуацию в Чечне и создали специальную инспекцию по Чеченской Республике. В начале года, может быть, даже когда этот номер вашего журнала выйдет, я намерен побывать в Чечне сам вместе с представителями ГКУ Президента, КРУ Минфина, ФСБ и МВД. Итоги этой поездки мы совместно подведём в Грозном.


Мы также будем изучать проблему выделения государственных средств на административную реформу. Это действительно серьёзный элемент, который позволит по-иному взглянуть на такую проблему, как борьба с коррупцией. Мы внимательнейшим образом будем работать вместе с нашими муниципальными коллегами. Мы запланировали ряд проверок того, как формируются через межбюджетные отношения бюджеты субъектов Федерации, почему одни, казалось бы, находящиеся в равных условиях, выступают донорами, а другие постоянно ходят с протянутой рукой. Пора разобраться, в чём тут дело. В общем, работы предстоит много. Но мы уверены, что с ней справимся.

http://www.ach.gov.ru/psp/in/13.php

Док. 303608
Перв. публик.: 14.02.03
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 342

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``