В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина газете `Экономика и жизнь` в 2003 году Назад
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина газете `Экономика и жизнь` в 2003 году
Российские особенности финансового контроля




В нашу редакцию часто приходят письма, в которых читатели спрашивают о работе Счетной палаты Российской Федерации. Каковы ее основные функции и задачи, насколько эффективна деятельность, как на выявленные нарушения и замечания специалистов палаты реагирует Правительстве России. Эти вопросы обозреватель "Экономики и жизни" Ольга Ирзун задала Председателю Счетной палаты Сергею СТЕПАШИНУ.


- Счетная палата проверяет расходование бюджетных средств, публикует результаты проверок, о выявленных нарушениях докладывается Президенту. Однако создается впечатление, что реакция на это отсутствует...


- Мы достаточно часто направляем материалы в прокуратуру, здесь у нас проблем нет. Цифры известны: в прошлом году возбуждено 74 уголовных дела, в этом - уже около 50. А остальное зависит от компетентных органов. Так, по результатам проверок Счетной палаты ряд чиновников освобожден от должностей - не буду говорить про МПС, - освобожден руководитель Новороссийского порта, привлечен к уголовной ответственности министр культуры Чечни, известно дело генерала Олейника. Да и предстоящая смена руководства Санкт-Петербурга в определенной степени связана с нашими проверками, скажу откровенно.


Что же касается экономического содержания результатов проверок (например, по возвращении денег в бюджет), то они оформляются представлениями Счетной палаты. В течение месяца на представление должен быть дан ответ. Если оно не исполняется, мы готовим предписание, не исполняется предписание - прекращается финансирование бюджетной организации, в адрес которой оно направлялось.


Счетная палата возвращает в федеральный бюджет по нескольку миллиардов рублей в год - это то, что не касается нецелевого использования средств, - заставляет приводить в соответствие бюджетную дисциплину там, где есть просто бюджетные нарушения.


Последние годы правительство активно реагирует на все предложения Счетной палаты, совершенствуется и Бюджетный кодекс. Наши замечания по заключению на бюджет 2003 г. на 90% были учтены правительством еще до того, как бюджет поступил в Госдуму. Вот это очень важно.


- Бюджет принимается и исполняется сейчас с нарушением Бюджетного кодекса - об этом говорят многие СМИ, - и тем не менее отчеты о его исполнении утверждаются, одобряются...


- Сейчас Счетная палата готовит заключение на исполненный бюджет 2002 г. Каким образом оно утверждается? Во-первых, Счетная палата подтверждает все цифры расходования по статьям классификации бюджета. Благодаря работе казначейства страны, Минфина здесь порядок сегодня наведен. По тем нарушениям (порядка 35-40), которые мы указываем по статьям БК РФ, они уже в ходе подготовки нашего заключения приводят цифры в соответствии с действующим законодательным актом - это во-вторых. И в-третьих, выявленные нами средства, израсходованные не по целевому назначению, возвращаются в бюджет страны. Можно, конечно, и не принимать заключение на уже исполненный бюджет, но с точки зрения бюджетного процесса, с учетом бюджета следующего года это важно.


Сегодня нас в первую очередь волнует другой вопрос: эффективность вложения бюджетных средств в экономические программы. Счетная палата не только считает, куда и как израсходованы средства, но и переходит к новой практике работы - аудиту эффективности.


Еще одна задача - подготовка собственных предложений, в том числе в действующее бюджетное, налоговое и иное законодательство.


- В чем отличия и особенности формирования бюджета на 2004 г. и есть ли взаимодействие с прочими ведомствами - Минфином, МЭРТ, Думой?


- Основные контуры бюджета уже определены. Мы начинаем работу в Минфине, крупнейших бюджетополучателях. Что касается Госдумы, то к работе с ней приступим в августе, как и с Советом Федерации, когда бюджет будет представлен в правительство.


Особенности же формирования бюджета-2004 определены тремя факторами. Первый - возможное падение цен на нефть. С учетом этого нужно думать об оптимизации расходов бюджета. Мы предложили Минфину и Минэкономики выявить те сферы, где налоговая или прямая инвестиционная поддержка могла бы дать отдачу в самое ближайшее время. Это и космическая отрасль, и кораблестроение, и высокие научные технологии, и военно-технический комплекс - Россия ведь конкурентоспособна не только нефтью и газом.


Вторая особенность - это поставленная Президентом задача удвоения ВВП к 2010 г. Под нее МЭРТ и Минфин (да и весь экономический блок правительства) должны указать источники. Исходя из этого, мы сможем ответить законодателю и всему населению, насколько поручение Президента отражено в бюджете на следующий год. Кстати, анализ 3 последних президентских посланий показал, что, к сожалению, многие их позиции так и не были выполнены.


В первую очередь - это административная реформа, второе - налоговая недоимка, и третье - проблема межбюджетных отношений, особенно выплата зарплаты бюджетникам. На сегодня задолженность составляет полтора миллиарда рублей (в начале этого года, правда, было 3), но и 1,5 млрд. рублей - это очень много, ведь это касается конкретных людей.


Третья особенность. Главное в Бюджетном послании Президента - переход от сметного финансирования к бюджетированию по результатам, о чем Счетная палата говорит не первый год.


- Какие предложения у Счетной палаты сейчас в связи с решениями, принятыми правительством по налоговой реформе?


- В этом плане у нас консолидированная позиция с правительством, единственный вопрос - по срокам. Глубоко убежден, что уже в 2005 г. мы можем переходить к резкому снижению НДС. Единый социальный налог - тоже, но больше все-таки НДС. Второе - это необходимость кардинального усиления поддержки малого в среднего бизнеса. Если не выпустить его из плена, то мы и дальше будем строить олигархическое государство. Ведь причина огромного количества бедных людей не только в несовершенстве налогового законодательства, но и в том, что потенциально зарабатывающие себе на жизнь люди сегодня не могут этого сделать. Отсюда и тень (почти 30%). На самом деле проблема решаема - необходим выход из тени. Но ни одна страна мира этого еще не сделала. Недавно встречался с представителями Испании, это, как говорится, продвинутая страна, но у них до 20% доходов в тени.


Выход вижу в совершенствовании налогового законодательства и работы налоговых органов. Жестче нужно спрашивать с тех, кто не платит налоги, невзирая на лица.


- С ростом тарифов естественных монополий в бюджет должны поступать дополнительные деньги. Контролируется ли их расходование и как?


- Безусловно контролируется. Мы получаем платежки, потом смотрим, куда и как пошли средства. Речь должна идти не о нарушениях, а о принципах. Дело в том, что сейчас сама Госдума в расходовании резервного фонда правительства практически не участвует. Счетная палата проводит проверку уже постфактум. Для правительства это хорошо, потому что есть резерв и возможность оперативно дать на что-то средства, тем более что у нас часто бывают форс-мажорные ситуация. Но с точки зрения Бюджетного кодекса это неправильно. Поэтому из года в год мы просим определиться по порядку расходования резервного фонда. Со следующего года его планируется сделать фондом будущих поколений, то есть это будет фонд для развития на несколько лет вперед. И мы надеемся, что правительство внесет законопроект, который бы четко регламентировал, как он формируется, расходуется и контролируется. Сегодня эта проблема не решена, вы правильно задали вопрос.


- По вашему мнению, война с Ираком скажется на нашей экономике? Понятно, что страна "сидит на нефтяной игле"...


- Она сказалась, но, к счастью, самые пессимистические прогнозы не оправдались.


Цена на нефть сейчас примерно 22-24 доллара, то есть достаточно высока. На следующий год, думаю, нужно исходить из 17-18. Эта планка дает нам бездефицитный бюджет. Но, конечно же, от этой "нарконефтезависимости" надо уходить.


Удар скорее пришелся по политической конструкции мирового сообщества в целом. Потому что такой рычаг, как членство в Совете Безопасности, которое всегда для нас было серьезным инструментом во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, поставлен под большое сомнение. Это во-первых.


Во-вторых, мы не получим иракских долгов (хотя вряд ли бы их вернул и Хусейн).


И, в-третьих, нужно бороться за наше участие в нефтяных программах, которые начинались еще при Советском Союзе. Здесь потерять свои позиции было бы очень жаль. Так же, как мне очень жаль, что, когда в 2000 г. решался вопрос о приватизации нефтегазодобывающего комплекса Кувейта (а я тогда встречался со всем руководством и даже участвовал в заседании местного парламента) и они нас зазывали на свою территорию, наши российские фирмы практически проигнорировали предложения, полагая, что нам выгоднее работать в Ираке. Здесь российский бизнес и государство не просчитали ситуацию.


- А сейчас есть какие-то моменты, которые обязательно нужно учесть во избежании негативных последствий?


- Только одно, но это стратегический вопрос. Если в ближайшие 2-3 года уровень жизни людей кардинально не изменится, то в 2008 г. может возникнуть абсолютно другая политическая ситуация. Потому что реального роста уровня жизни населения практически нет. Все прибавки съедаются инфляцией, что вызывает сильнейшее раздражение населения. Опора любой страны - это все-таки средний класс, это 40-50% хорошо живущих, формирующих политическое мнение людей. У нас же такой мощной основы в обществе нет. Отсюда и проблемы; политическая пассивность, наркомания и многие другие.


* * *


Судите сами...


78 субъектов РФ имеют собственные контрольно-счетные органы, а 11 - нет, причем эти регионы являются дотационными.


В ходе комплексной ревизии исполнения Правительством России федерального бюджета в 2001 г. выявлено:


- 72 случая нецелевого использовании средств федерального бюджета на сумму 221,9 млн. рублей;


- 8,2 млрд. рублей составила сумма расхождения между отчетом правительства и реальным исполнением федерального бюджета в 2001 г.;


- только 60 из 142 статей (42%) Федерального закона "О федеральном бюджета на 2001 г." исполнены в полном объеме и в установленные сроки.


- 337 и 3 представления и предписания соответственно направлено в 2002 г. Счетной палатой органам государственной власти и организациям.


http://www.ach.gov.ru/psp/in/24.php

Док. 303592
Перв. публик.: 14.07.03
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 319

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``