В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина газете `Комсомольская правда` 6 апреля 2004 г Назад
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина газете `Комсомольская правда` 6 апреля 2004 г
Сергей СТЕПАШИН: Наш капитализм
перестал быть бандитским



Председатель Счетной палаты России - о том, почему "прозрели" Абрамович и Дерипаска, чем Фрадков "подкупил" Путина
и что на самом деле стоит за президентским лозунгом
"Четырехлетку борьбы с бедностью - в три года!"



"Фрадков сам себя открыл"



- Старожилы "Белого дома" утверждают, что это премьер Степашин открыл Фрадкова, пригласив его в 1999 году в правительство на должность министра внешнеэкономических связей...



- Да, это была моя инициатива. Но, по большому счету, Михаил Ефимович сам себя открыл.


Мы с ним плотно работали, начиная с 1993 года: он тогда был первым замминистра внешнеэкономических связей, а я - на Лубянке, реализовали несколько интересных проектов, о которых я сегодня говорить не могу. Фрадков - работоспособный и очень порядочный человек.



- То же говорит и Путин... А чем докажете?



- Благодаря ему мы серьезно продвинулись в вопросах международного военно-технического сотрудничества. А еще он очень помог мне в 1999 году вести в переговоры в США с Клинтоном и Гором, когда американцы начали бить нас за "демпинг" стали. Помните? Вся предварительная работа была проделана Фрадковым. Нам тогда удалось удержать позиции и сохранить нашу металлургическую промышленность.


- А могло ли повлиять на назначение Фрадкова то, что он работал в Налоговой полиции и знает всю подноготную тех же олигархов?



- Нет ничего зазорного в том, что человек прошел такие разные должности. Но, мне кажется, на назначение Фрадкова прежде всего повлияло то, что он очень образованный человек, прежде всего в экономическом плане. И очень мобильный. Реформы в России вступили в период, когда началась тяжелая черновая работа. Вот на нее президент и поставил Михаила Ефимовича. А тема "Силовики у власти" в данном случае надуманная.


- Сергей Вадимович, а как Вы в целом оцениваете то, что Путин сотворил с правительством?



- Вы про реформирование? Сейчас рано оценивать.



- Но хотя бы Ваши прогнозы.



- С точки зрения идеологии, сделано абсолютно все правильно. Но сейчас меня волнуют две темы. Первая - скорейшее назначение людей на свои участки, потому что уже месяц прошел, а вакансии не все заполнены. И второе. Каким образом будут финансироваться все эти агентства и службы? Видимо, самостоятельно. Значит, нам придется перестраивать систему финансового контроля. Если раньше было три десятка министерств, то сегодня количество так называемых субъектов финансового контроля увеличивается в 3 раза. А численность Счетной палаты остается прежней.


Самое главное, конечно, чтобы новая структура эффективно заработала уже в мае, когда будут принимать за основу бюджет 2005 года. Задумка Путина и была в том, чтобы после 7 мая, сразу после инаугурации правительство заработало в полную силу. Надеюсь, так и будет.


Вы обратили внимание, что президент все больше берет на себя, по сути дела, как глава исполнительной власти, а не только как гарант Конституции? Поэтому спокойной жизни никому не будет. Ведь он не зря сказал на совещании в Минфине, что через три года бедных в России должно быть в два раза меньше. Не через четыре, а через три.



- И что же в этом кроется? Неужели досрочный уход президента?



- Я не думаю, что очередная смена президента будет проведена по такой же схеме, как это было в 1999 году при Ельцине. Передача власти будет классическая, цивилизованная.


А что скрывается за лозунгом "Четырехлетку - в три года!"? Через три года фактор стабильности, фактор нормальной жизни должен быть главенствующим на выборах. Предстоящие 2-3 года во многом должны изменить и политическую палитру в стране. Будет и настоящее соперничество на выборах. Конструктивная оппозиция всегда нужна. Это - бесплатный рентген, бесплатный диагноз... Путин прекрасно это понимает - не случайны же его контакты и с представителями самого широкого политического спектра.


- А вы сами-то давно с президентом встречались?



- Мы видимся регулярно, раз в полтора-два месяца. Последний раз встречались совсем недавно, мы поздравляли президента с победой на выборах. Где и как, говорить не буду.



- Значит, у вас бывают и неформальные встречи?



- У нас нормальные человеческие отношения. Надо отдать Путину должное: он в этом плане за четыре года не изменился. Многие другие изменились, до них подчас и не дозвонишься. У меня нет проблемы переговорить с президентом, хотя я этим не злоупотребляю. А с некоторыми товарищами сложнее...


- Вы к нему сами подъехали?



- Просто встретились, несколько человек нас было, поздравили... Есть люди, которых связывает что-то большее, чем политика. И слава Богу, что это есть у нас.



Олигархизму приходит конец



- А какое будущее ждет российский "бандитский капитализм"?



- Бандитским он уже перестал быть, мне кажется, года 3-4 назад. Сейчас все становится на свои места. И это не нарушение демократии. Меня мои американские коллеги в этом плане смущают. В 1999 году во время моей поездки в Америку мы встречались в Овальном кабинете Белого дома с Клинтоном, и он, взяв меня за руку, сказал: "Наведите вы порядок с этим Березовским. Он же дискредитирует вашу страну".


- Так это Клинтон вам все насоветовал?



- Конечно, Клинтон. Он от души это делал:



- Кстати, насчет олигархизма. Вы всерьез считаете, что он уходит в историю?



- Безусловно. Термин "олигарх" понятен? Это смешение банковского и финансового капитала с политикой. Да, было время - это 96-й, 98-й, 99-й годы - когда богатые люди непосредственно влияли на формирование политики, даже на отставки премьер-министров. Это я сам пережил.


Но сегодня я не могу себе представить, чтобы кто-то из богатых людей мог повлиять на Путина или Фрадкова: того назначь министром, а этого убери. Это все ушло. Казус, который случился с Ходорковским, для многих стал определенным сигналом: ребята, страна дала заработать, надо аккуратно относиться к своей стране.


Сейчас я перейду к своей любимой футбольной теме... Обратите внимание, Абрамович уже вон и в ЦСКА вложился, "Нафта-Москва" не в итальянский клуб "Рома" вложилась, а в наш "Сатурн", "Промстройбанк" - в питерский "Зенит", Дерипаска - в "Кубань". Это футбольные школы, это поля, это дети... Это нормально! Руководитель крупной нефтяной компании как-то заявил: дескать, то, что мы там немножко умыкнули, готовы вернуть в бюджет страны. Но Дерипаска еще дальше пошел и совсем недавно на страницах одной из газет сказал: мол, в России были резко занижены оценки национального богатства, которое мы приобрели, поэтому определенную часть мы готовы отдать государству.



- Конечно, их Степашин пугает...



- Причем тут Степашин? Степашин работает по закону и по Конституции. И никого я не пугаю.



- Но Абрамовича-то вы сильно напугали... Кстати, ваши аудиторы уже нагрянули на Чукотку?



- Почему нагрянули? Спокойно работают. 16-го апреля заканчивают проверку. В мае подведем итоги.



- Там, говорят, им чинят всякие препятствия, угрожают?



- Не сказал бы, что напрямую угрожают. Кое-какие документы не хотели давать, намеки разные были. Пришлось вмешаться. Но прямых угроз нет. Мы ведь там вместе с министерством внутренних дел работаем, несколько их сотрудников там находится. Я это называю оперативным прикрытием.


- Для чего это нужно?



- А мы всегда так делаем, если видим, что не обошлось без экономических правонарушений. В Чечне, в других регионах. Недавно с Рашидом Нургалиевым (министр внутренних дел РФ. - Прим. редакции) подписали план совместной работы на этот год. Один из пунктов плана - Чукотка. Тем более, что не закрыто старое, еще 95-го года, уголовное дело по "золотому кредиту". Вновь воссоздана оперативно-следственная группа. Эти эпизоды мы тоже изучаем. И к Абрамовичу это никакого отношения не имеет.



- А сам Абрамович вам не звонил?



- Нет.



- Такое ощущение, что только вы один и наезжаете на Абрамовича.



- Ни на кого я не наезжаю. Мы проверяем всех. Мы больше всего проверяем Министерство финансов, но почему-то никто не говорит, что я на Кудрина наезжаю.


Ну, высказался я по поводу футбола - это мое право. Что, я не могу высказать свою точку зрения? Я сказал это искренне. Потом через "Комсомольскую правду" поблагодарил Романа Аркадьевича за помощь ЦСКА. Личная позиция - это одно, а действуем мы по закону. Когда будем Коллегию проводить по Чукотке, я Романа Аркадьевича обязательно приглашу.


- Счетная палата уже проверяла "Сибнефть", пришла к выводу, что от налогов они уходили, но на законных основаниях. Что делать с такими схемами ухода от налогообложения?



- Схемы закрыли. То, что мы предлагали и президенту, и Касьянову, было услышано. Решением правительства внутренние оффшоры закрыты. После принятия Налогового кодекса все так называемые налоговые льготы тоже прекратили свое существование.


- В последний год в работе Счетной палаты появилось новое - переход от финансового аудита к аудиту эффективности. Что это такое?



- Это очень просто и очень сложно одновременно. Во-первых, мы все равно будем отслеживать, куда и как идут бюджетные средства. Пока еще нельзя говорить о том, что порядок наведен полностью.


А что касается аудита эффективности... Скажем, была федеральная программа "Дети Севера". В мае мы выносим результаты ее проверки в Госдуму и Совет Федерации. Выясняли, эффективные вложения в эту программу были или нет? Оказалось, что нет. Поэтому мы сейчас, кроме проверки, куда деньги пошли, похищены они или не похищены, будем отвечать на такой вопрос: а надо ли вообще сюда было деньги вкладывать?


- То есть нужны проверки не только по итогам, но и до того как?



- Совершенно верно. И дело не только в отдельных программах. Главный финансовый документ страны - бюджет. Он до сих пор формируется на базе бюджетов предыдущих лет - здесь чуть убавили, тут чуть добавили... Нужны новые принципы формирования бюджета, он должен в цифрах выражать экономическую политику: вот вам деньги на ипотеку, вот - на борьбу с бедностью, здесь - налоговые преференции для улучшения инвестиционного климата... Мы внимательнейшим образом изучим бюджет 2005 года и подготовим свое заключение по поводу его эффективности.


- А другие законы и законопроекты смотрите? Может, экспертизу на предмет коррупционной опасности проводите?



- Осенью будет выдан на-гора анализ всего нашего законодательства на предмет его коррупционности. Работаем вместе с фондом "Индем", с Национальным антикоррупционным комитетом, который ваш покорный слуга в свое время и создавал.


- Вам, наверное, легко работается? Прошли по всем этажам власти: там антикоррупционный комитет создали, там ваши кадры сидят, там - друзья. Наверное, любые ваши решения тут же проходят по-дружески?



- Что значит по-дружески? Просто те материалы, которые мы готовим, их качество такое, что отшвырнуть их в сторону не удается. Да и то, что к нашей информации очень внимательно относится глава государства, уже приучило людей: лучше ответить Счетной палате, чем президенту.


- Счетная палата вроде бы собиралась заняться анализом итогов приватизации...



- Она этим и занимается. Это будет серьезнейшее исследование. В июле его результаты рассмотрим на коллегии.


- Цели исследования?



- Первая - еще раз посмотреть, где были грубейшие нарушения законодательства, если таковые были. И вторая - все-таки подвести определенную черту. У многих предприятий собственники поменялись по три-четыре раза, нынешние владельцы - вполне добросовестные приобретатели. Надо дать им возможность нормально работать.


Известный пример - завод холодильников "Стинол" в Липецке. Как он там был приватизирован в свое время - понятно: страна в него вложила сотни миллионов долларов, а куплен он был в десять раз дешевле. Такая политика была тогда. Но сегодня это эффективно работающее предприятие, одно из лучших в стране.


Когда-то мы должны поставить точку в разговорах о приватизации. Это очень важно и для нас, и для тех иностранцев, кто с нами работает.


- Что для вас главное при анализе итогов приватизации? Целесообразность или законность?



- И то, и другое. Но в первую очередь, конечно, законность.


"Я не пятый, я - Степашин"



- Судя по всему, президент Путин держит Степашина в резерве... И может его кем-то еще назначить.



- Отвечу коротко. С президентом этот вопрос мы не обсуждали. Поэтому комментировать мне тут просто нечего. А то, что слухи ходят, что ж тут сделаешь.


Меня больше волнуют поправки к закону о Счетной палате, чтобы изменился порядок назначения и аудиторов, и председателя. Чтобы в этом было меньше политики.


- Но если эти поправки примут, вы тогда - по ранжиру - точно станете пятым человеком в государстве.



- А вот это ваше замечание - насчет ранжира - я комментировать не стану.


Беседовали Евгений АНИСИМОВ, Александр ГАМОВ
http://www.ach.gov.ru/psp/in/34.php

Док. 303564
Перв. публик.: 06.04.04
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 430

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``