В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина `Парламентской газете` 1 июля 2004 г Назад
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина `Парламентской газете` 1 июля 2004 г
Секретов из своей работы
мы не делаем






- Сергей Вадимович, к Счётной палате отношение самое разное. Одни рассматривают её как "карающий меч" власти, другие - как защитницу интересов самых широких слоёв народа, восстанавливающую справедливость в стране. Но далеко не все знают, как вы работаете. Например, по чьей команде Счетная палата идёт проверять ту или иную структуру?



- Команды нет, есть план работы, по которому строится вся работа палаты. Наша главная задача - следить, как власть на разных уровнях расходует бюджетные деньги. Но есть и вторая составляющая нашей деятельности - это работа по запросам депутатов Федерального Собрания и главы государства. Обычно эти запросы рождаются не на пустом месте. Особенно вопиющие факты требуют немедленных действий.


- Кому всё же отдаёте предпочтение?



- Никому, в плане всё расписано, а запросы так и так подлежат немедленному исполнению. У нас всё предельно открыто. Никаких секретов из своей работы мы не делаем - это наш принцип. Кому интересна работа Палаты, тот всё найдёт в Интернете на нашем сайте. Мы не сваливаемся людям как снег на голову. Все плановые проверки объявляются проверяемым заранее, никакой предвзятости.



- Как долго проходят проверки?



- От недели до шести месяцев. Всё зависит от сложности проблемы. По окончанию работы подписываются акты, показываются тем, кого проверяли. Они тоже должны поставить свою подпись. Если "проверенные" с заключением не согласны, то и эта ситуация выносится и рассматривается на Коллегии Счетной палаты. Затем по результатам проверки выносится решение. Кто с нами не согласен, имеет право обратиться в суд.



- И что, есть такие прецеденты?



- Вот сейчас в Арбитражный суд поданы иски по поводу проверки Мурманского морского пароходства. Аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын, занимавшийся этим вопросом, обнаружил, что незаконным образом состоялась фактическая приватизация атомного ледокольного флота страны. Кроме первого атомного ледокола "Ленин", на котором будет основан музей. А вот все остальные суда используются весьма любопытно, в туристических целях. Возят богатых иностранцев к Северному полюсу. Билет им обходится всего в - 25-30 тысяч долларов.



- Ну, это почти даром:



- Так вот все эти материалы мы представили правительству и в Совет безопасности, в агентство по управлению федеральным имуществом, Минэкономразвития и ФСБ, а также Генпрокуратуру. Но мурманчане с нами не согласились. Что ж, будем доказывать свою правоту в суде. И открыто! Живём-то в демократическом государстве.



- Вас как Председателя Счетной палаты, который знает всю подноготную этой работы, устраивает сегодняшний закон "О Счётной палате"?



- Как вам сказать.: По большому счёту он ничуть не слабее тех, которые приняты в других развитых странах Европы, Азии и Америки. Тем не менее, есть ряд предложений, с которыми уже выступили депутаты Государственной Думы. Прежде всего, это касается порядка назначения и Председателя и заместителя Председателя палаты. Фракция "Единая Россия" предлагает ввести такую форму, при которой Президент инициирует их назначение, представляя их кандидатуры на утверждение палаты Федерального Собрания. Участие в этой процедуре главы государства, конечно же, подняло бы статус Счётной палаты. Более тесная работа с Президентом по важнейшим проверкам, особенно связанным с "силовым блоком", дала бы еще больший эффект.


- Известно, что вы хотели бы усилить роль Счетной палаты.



- Я считаю, что если есть явные факты злоупотреблений по отношению к государству, то мы должны иметь право обращаться в суды напрямую. Многие структуры контроля в России обладают этим правом, даже хлебная инспекция, а Счётная палата - нет. Нонсенс!



К сожалению, у нас много контрольных органов, и у всех разные критерии в оценке нарушений и злоупотреблений. Не всегда понятно кто и чем должен заниматься, и куда ходить. Дело дошло до того, что в ряде министерств и ведомств есть специальные кабинеты и люди, которые только и занимаются проверяющими. А всё из-за того, что контролеры валом валят отовсюду и разом. Прекрасно понимаю, что чувствуют в это время люди: тут работать надо, а у тебя постоянно кто-то на шее сидит. Говорю не понаслышке, сам это чувствовал. И спрашивать надо прежде всего по результатам, а не искать блох. Давно пора разграничить полномочия и привести всё к общему знаменателю.



- Но, как и кто это будет делать?



- Еще несколько лет назад мы вместе с Министерством финансов выступили с предложением выработать единую концепцию финансового контроля, где были бы прописаны все юридические формы взаимодействия различных органов, их функции, кто и чем должен заниматься. Мы часто сетуем, что контроля не хватает, а с другой стороны говорим, что контролирующих органов слишком много. Малый и средний бизнес они уже просто задергали.



- Можете рассказать о проверках, которые проходят сегодня:



- Сейчас наши инспекторы ведут очень серьёзную работу в Тверской области по запросу недавно избранного губернатора Зеленина. Реализация инвестиционных программ и расходование бюджетных средств в этом регионе вызывает массу вопросов и заслуживает пристального внимания следственных органов, прокуратуры и органов безопасности. Часть материалов мы уже направили в ФСБ, у нас есть такая практика.


- А нельзя ли поподробнее о нашумевшей проверки по Чукотке?



- Вот уж не знаю, стоит ли еще раз поднимать тему, вызвавшую такой неадекватный политический всплеск. Это одна из высокодотационных областей, которые мы внимательно отслеживаем. У нас ведь как работа идет - ежегодно десяток регионов, что называется в оперативной разработке. С другими субъектами федерации мы также работаем по разным программам. По той же Чукотке у нас была рутинная плановая проверка, утвержденная ещё год назад. Обнаружили мы там несколько настораживающих моментов. На Чукотке фактически был создан внутренний оффшор. И целый ряд зарегистрированных там фирм не платил налоги. Часть из этих недоплаченных средств пошла в бюджет развития Чукотки, а другая осталась у тех, кто эти налоги просто-напросто не платил. Увы, делалось это, как у нас говорят, по закону.



Но с 1 января этот оффшор закрыт, как и многие другие. Произошло это не без нашей "подачи". Сегодня все крупные компании, которые работали по аналогичным схемам, прекратили эту сомнительную деятельность. Это касалось и "ЮКОСа" и "Лукойла". Они постарались вернуть эти деньги в бюджет. Другие компании тоже последовали их примеру.


Поэтому мы вопрос по Чукотке закрыли и поставили точку. Хотя был ещё ряд финансовых нарушений.



- Не столь вопиющих?



- Пожалуй, да.: Однако, через две недели после окончания работы палаты вице-губернатор Чукотки Андрей Городилов - по сути глава автономной области, (Роман Аркадьевич - избранный губернатор бывает там нечасто), прислал нам очень серьезный отчет, из которого видно, что ситуация в сфере финансовой дисциплины в округе очень резко поменялась в лучшую сторону.



Кроме того, мы еще раз поставили перед правительством и Министерством финансов вопрос о выплате долга по так называемому "золотому кредиту", ситуация с которым так до сих пор и не урегулирована. Есть разные тому объяснения. Но проценты растут, и долг тоже. Сегодня он составляет более шести миллиардов рублей. Это было в середине 90-х годов. Возбуждали уголовные дела, и кое-кто в связи с этим кредитом уже находится в местах лишения свободы. Дело не закрыто. А закрывать его надо. Но с результатом.



- Известно, что в Пскове идёт сейчас проверка. Есть какие-то результаты?



- Там перед нами во всей красе предстают проблемы, связанные с нашим любимым напитком - водкой. Этим вопросом занимается аудитор Сергей Рябухин. О результатах говорить ещё рано. Работа в самом разгаре.



- Что вы думаете по поводу законопроекта о льготах, который так болезненно воспринят в обществе?



- Не секрет, что действующая система льгот экономически и социально малоэффективна. На реализацию части льгот деньги просто не выделяются. Многие просто физически не могут воспользоваться своим правом. И поэтому критикуют власть. А между тем сегодня правительство готово дать на эти цели в год 170 миллиардов рублей, а раньше давало всего 27. Не все люди об этом знают и шумят.



Но есть и другие совершенно конкретные вопросы. Например, лекарства. Есть такие категории людей, которые без лечения просто погибнут. Диабетики, в первую очередь. Им на лекарства нужно по несколько тысяч рублей в год.



Надо подумать и о внесении изменений в закон о статусе Героев Советского Союза. Кстати, я был в числе тех, кто принимал его ещё в Верховном Совете России. Важно, чтобы люди знали, что они не останутся один на один со своими проблемами и болезнями.


Главное в этом вопросе - принять правильное, взвешенное решение, которое бы не только не ухудшило, но и улучшило реальное положение тех, кому льготы положены. Наша позиция состоит в том, чтобы помочь палатам Федерального Собрания вместе с Правительством решить эту задачу. Не совершить при этом ошибок, которые поправлять будет трудно.



- Идут разговоры о том, что Счётную палату проверяют британские аудиторы?



- Да, это так. Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании по методике Всемирного банка проводит функциональный обзор деятельности палаты.


Специалисты британского контрольного ведомства разрабатывают конкретные рекомендации по совершенствованию контроля за исполнением федерального бюджета, актуализации макроэкономического и финансового анализа, улучшению аналитического и методологического обеспечения нашей деятельности. Насколько мне известно, они планируют также затронуть тему построения структуры палаты в соответствии с потребностями российской экономики и бюджетного процесса, задачами в социальной сфере.



- Ну и как Счетная палата России по вашим ощущениям выглядит?



- Окончательного текста мы еще не видели. Но то, что нам говорили британские коллеги, дает основание думать, что по многим позициям - очень неплохо. Мы уже три года занимаемся так называемым аудитом эффективности, т.е. инструментом оценки результативности бюджетных трат, распространенным на Западе. Вначале это не всем нравилось, многие просто не понимали о чем идет речь. Но недавно и министр финансов Кудрин сказал, что Счетной палате надо переключаться на аудит эффективности и уходить от мелкотемья.



- Вы уже сказали, что контролирующих органов в стране масса. Как вы с ними взаимодействуете, например, со службой по финансовому мониторингу, которую возглавляет Виктор Зубков?



- Эта служба довольно закрытая. Непубличная. Ведь деньги любят тишину. Работа у них такая.: И это правильно. Но мы с ними договорились, что материалы, которые связаны с деньгами, находящимися за рубежом, мы им направляем. По счетам в Швейцарии, например.


У нас тесная связь с Контрольным управлением Президента. Мы договорились, что ряд проверок будем осуществлять вместе. Есть соглашения о сотрудничестве с ФСБ, МВД и Генпрокуратурой, другими органами финансового контроля.



- А как идёт работа с Федеральным Собранием?



- Не могу сказать, что законодатели используют наши материалы на все 100 процентов. А у нас ежегодно бывает до четырёхсот проверок.


В Совете Федерации есть весьма успешно действующая комиссия по взаимодействию со Счетной палатой. Мы ратуем за то, чтобы в Государственной Думе также была структура, работающая с нами специально. Без Федерального собрания мы просто не сможем реализовать весь имеющийся у нас потенциал.



- Сергей Вадимович, знаю, что вы не очень любите говорить о личной жизни, но, тем не менее, можно поинтересоваться, как вы планируете провести свой отпуск?



- Отпуск я обычно разбиваю на части. Две недели отдыхаю зимой, остальное - летом. В этом году в августе хотел бы дней на десять поехать в Киргизию на Иссык-Куль. Президент Аскар Акаев давно зовет меня в горы. А потом на пару дней обязательно в Питер. Запланировали с отцом рыбалку, поедем на Карельский перешеек на границу с Финляндией. Там такие великолепные места!



- Спасибо за беседу и хорошего вам отдыха.



Беседовал Пётр КОТОВ
http://www.ach.gov.ru/psp/in/36.php

Док. 303562
Перв. публик.: 01.07.04
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 366

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``