В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина `Родной газете`, 2004 год Назад
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина `Родной газете`, 2004 год
Сергей Степашин: "Читаю мемуары и учебники"
Глава Счетной палаты "по совместительству"
еще и президент Российского книжного союза





Книга была в России всегда больше, чем книга. Цифры последних лет вселяют надежду, что Россия снова становится самой читающей страной. Хотя, по оценкам некоторых специалистов, доля читателей в целом по России постепенно, хотя и незначительно, уменьшается: в 2002 году по сравнению с 2001 - на 0,8 процента, в 2003 по сравнению с 2002 - на 0,1 процента. В Москве прошел III съезд Российского книжного союза. Мы взяли интервью у президента РКС Сергея Степашина

- Сергей Вадимович, не связано ли уменьшение доли "читающего населения" с ценовой политикой издателей?

- Думаю, что нет. Полиграфические материалы и услуги типографий стоят у нас в среднем как в развитых западных странах, а цены на книги в России на порядок ниже:

Конечно, это приводит к негативным последствиям для тех, кто книгу делает и продает. Здесь и низкие гонорары авторов, экономия на зарплатах сотрудников издательств, минимизация расходов на рекламу и маркетинг. Нельзя сказать, что это позитивно отражается на развитии отечественной книжной индустрии.

С другой стороны, наши издатели сознательно сдерживают цены не только потому, что покупательная способность населения не так велика, но и по той причине, что они сознают: книга не только товар, но и продукт социально значимый.

- Какие книги сегодня читают в России?

- В прошлом году наблюдался рост числа читателей художественной литературы. Это факт отрадный. Доля людей, покупающих нехудожественную литературу, осталась без изменения.

Не ослабевает интерес к детской литературе и изданиям по искусству. А вот фантастика и поэзия стали пользоваться меньшим спросом.

- Какие книги у Вас сейчас на столе?

- Их три. Одна - учебник, посвященный развитию финансового контроля в Российской Федерации. В его создании принимали участие три автора, в том числе и ваш покорный слуга. Это большая и, как мне кажется, полезная для специалистов работа... А если говорить о том, что я сейчас читаю, то назову книгу Бориса Грищенко "Посторонний в Кремле". Ее автор много лет входил в элитную "касту" журналистов - "кремлевский пул" и рассказывает весьма любопытные истории. Другая книга "Феномен Косыгина" - тоже из области мемуаров. Ее автор - Алексей Гвишиани - внук Косыгина. К бесспорным достоинствам этой книги отношу то, что в ней рассказывается об Алексее Николаевиче не только как о премьер-министре, но и как о человеке. Считаю Косыгина одним из самых выдающихся премьеров советского периода...

- Сейчас в стране наблюдается высокий интерес к мемуарному жанру. Как вы полагаете, с чем это связано?

- В последние десять-двенадцать лет, после распада Советского Союза, появились довольно односторонние оценки истории: все, что было до 1991 года, зачастую видится почему-то только в негативном свете.

Впрочем, нечто подобное происходило с той же историей и после 1917 года.

Мне кажется, сейчас многие желают сами разобраться в истории своей страны, а не смотреть на нее чужими глазами. У нас, к сожалению, слишком много вольных толкователей истории. Есть и такие, кто при советской власти писали одно - сегодня прямо противоположное. Люди же хотят сами узнать, как обстояли дела на самом деле, дать им свою оценку. А что может быть лучшей пищей для ума, чем рассказы тех, кто творил ту прошедшую эпоху. В этом, на мой взгляд, главная причина повышенного спроса на мемуарную литературу сегодня. И этот интерес важно поддерживать. От человека, не знающего своей истории, не испытывающего к ней интереса, никакого толка не будет. Кстати, осмыслить историю в разных ее ипостасях сегодня пытается и театр, и кинематограф.

- А вы еще не решили писать мемуары?

- Садиться за мемуары считаю рановато. Во-первых, действующему политику, а я себя пока к таковым отношу, надо быть аккуратнее в оценках происходившего и происходящего. Во-вторых, пока многие события, хоть и стали уже достоянием истории, но память о них еще слишком горяча.

Мемуары, на мой взгляд, надо писать тогда, когда эмоции осядут и останутся только факты. Более того, мемуары политика вообще не должны быть чересчур эмоциональными, я уж не говорю об ангажированности.

Беседовал Александр Щуплов
2004г
http://www.ach.gov.ru/psp/in/37.php

Док. 303561
Перв. публик.: 26.10.04
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 319

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``