В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Буздалин: Россия не банановая республика, ей необходима собственная банковская система Назад
Алексей Буздалин: Россия не банановая республика, ей необходима собственная банковская система
Алексей Владимирович, что с Вашей точки зрения ожидает российский банковский сектор в этом году?

Пожалуй, все события 2004г. за редким исключением были болезненными для российских банков. Так, ЦБ инициировал существенные изменения в порядке формирования и сдачи финансовой отчетности. В 2003г. российские банки впервые начали готовить финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, к этому событию банки начали готовиться еще давно. Конечно, отчетность по МСФО является необходимым условием перехода российских банков на цивилизованный уровень. МСФО - это лекарство, способное вылечить или облегчить многие болезни банковской системы, в том числе повысить ее транспарентность, сделать банки более инвестиционно привлекательными, укрепить структуру межбанковского доверия. Вместе с тем, как большинство лекарств, принятие МСФО не является приятным. Для большинства банков формирование отчетности по МСФО было сопряжено с существенными материальными и организационными трудностями, подразумевающими в том числе переподготовку сотрудников и привлечения внешнего консалтинга.

Позиция ЦБ также не особо упростила банкам жизнь. Уже несколько лет большинство крупных банков составляют отчетность по МСФО, что прежде всего связано с необходимостью успешного ведения бизнеса с иностранными контрагентами. Однако, предлагаемые Банком России нормативные акты, регламентирующие составление отчетности по МСФО, вообще говоря, не соответствуют реальным нормам международной отчетности, а представляют линь некий гибрид с российскими правилами бухгалтерского учета. Таким образом, на сегодня, российские банки вынуждены одни и те же операции отражать параллельно сразу в четырех видах отчетности: в отчетности по РСБУ, которые пока никто не отменял; в отчетности по квази-МСФО для ЦБ; в реальной отчетности по МСФО для иностранных контрагентов, и во внутренней отчетности, необходимой для управленческих целей. Таким образом, 2004г. принес существенное увеличение операционной нагрузки на банки, связанной с составлением финансовой отчетности.

Прошедший год ознаменовался бурным ростом розничного банковского бизнеса. Банки активно открывали новые филиалы и доп. офисы, наращивали объемы потребительского кредитования (рост соответствующего показателя по итогам года составил более 100%), распространяли банковские продукты на основе пластиковых карт. Стремительный рост банковских услуг населению сопровождался ожесточенной конкуренцией. Необходимо отметить, что именно банки с иностранным участием в капитале наиболее активно продавали свои услуги и жестко конкурировали со своими российскими коллегами. Причем, учитывая более дешевые ресурсы таких банков, получаемые от материнских иностранных структур, а также более развитую технологическую и методологическую базу, богатый опыт освоения рынков в странах Восточной Европы, можно уверенно говорить, что в дальнейшем доля услуг иностранных банков в данном сегменте рынка будет продолжать нарастать и, возможно, уже в обозримом будущем иностранные банки будут стоять на втором месте после Сбербанка по объему депозитов и кредитов населению.

Случившийся летом этого года кризис стал катализатором этого процесса. Население четко отреагировало на ситуацию и стало перекладывать сбережения на депозиты в банках с иностранным и гос. участием. Похоже, данная тенденция сохранится и в следующем году. Вкладчики, прочувствовав на примере летних событий уязвимость российской банковской системы, будут делать выбор не в пользу российских коммерческих банков.

Банковский кризис еще больше увеличил степень размежевания между основными группами российских банков, которое нашло отражение в том числе и их финансовых показателях. Так, если крупнейшие банки смогли быстро справиться с летними неурядицами, то у средних и малых банков продолжает наблюдаться стагнация объемов кредитного портфеля, отток депозитов, снижение рентабельности, необходимость поддержания избыточной ликвидности, ухудшение качества ссудного портфеля. Если события будут развиваться в том же направлении, то эти банки обречены на банкротство или потерю самостоятельности.

Ситуация способствует активизации процедур слияния и поглощения. Представляется, что 2005г. будет богат сделками купли-продажи банков, тому есть несколько дополнительных стимулов.

Во-первых, в 2005г. должен окончательно определиться состав банков, принятых в систему страхования депозитов. По всей видимости около 200 банков останутся "за бортом" и будут вынуждены искать кардинальное решения проблемы собственного будущего за счет смены собственников.

Во-вторых, в 2005г., можно ожидать появление новых игроков в сегменте розничного банковского бизнеса, прежде всего в категории банков с иностранным капиталом. Для минимизации затрат развивать банковский бизнес лучше начинать не с нуля, а путем приобретения уже существующих банков.

Среди приятных событий прошлого года следует вспомнить присвоение рейтинговым агентством Moody"s инвестиционного рейтинга России, а также появлению первых проектов кредитных бюро. В потенциале произошедшее может существенно повысить приток инвестиций в российскую экономику, снизить риски, повысить транспарентность и рентабельность бизнеса, сделать банковские услуги более доступными. К сожалению, все это пока только в потенциале. Полученный инвестиционный рейтинг пока, прежде всего, относится к обязательствам государства, тогда как доверие инвесторов к российскому частному бизнесу существенно пошатнулось после развязки дела "Юкоса" и приватизации "Гута-банка". Успехи российской экономики компенсируются угрозой частному бизнесу со стороны государства. Что же касается кредитных бюро, то реально такие институты начнут полноценно работать только после стабилизации рынка банковских услуг, а пока большинство банков кредитные бюро рассматривают не столько как инструмент снижения рисков, сколько как возможность получения дополнительных конкурентных преимуществ в завоевании рынка.

Важным уроком кризиса 2004г. стало осознание важности параметров ликвидности банковской системы в обеспечении ее стабильного функционирования. В этой связи можно предположить, что в 2005г. Банк России будет предлагать новые инструменты рефинансирования кредитных организаций, денежные власти постараются увеличить глубину и ликвидность рынка гособязательств. Также не исключено, что ЦБ вновь повысит норму отчисления средств в ФОР с целью создания "подушки безопасности" на случай очередного банковского кризиса.

Судя по всему 2005 год будет не из легких, а может даже переломным. Сейчас как никогда остро стоит вопрос будет ли в России самостоятельная банковская система или нас ждет участь большинства восточно-европейских государств, где иностранные банки полностью захватили рынок банковских услуг. Россия не банановая республика и для проведения независимой денежно-кредитной политики ей необходима собственная банковская система. Решение данной проблемы, очевидно, не может ограничиваться лишь заградительными мерами, которые не способствуют ни снижению банковских рисков, ни росту и развитию банковской системы, ни необходимому приросту инвестиций, ни повышению культуры банковского бизнеса.

Таким образом, банковскому сообществу, регуляторам и законодателям необходимо задуматься о повышении конкурентоспособности российских банков, что может быть достигнуто лишь благодаря активизации банковской реформы. Пока банковская реформа в России топчется на месте, о чем свидетельствуют недавние оценки экспертов из ЕБРР. Настало время перейти к активным действиям, а промедление смерти подобно.

11 января 2004


Док. 303170
Перв. публик.: 14.05.04
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 243

  • Буздалин Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``