В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Чиркин: `В `Единой России` единомыслия не будет`. Назад
Андрей Чиркин: `В `Единой России` единомыслия не будет`.
В работе выездной сессии Отделения общественных наук РАН, что прошла в Хабаровске в начале июня, участвовал и депутат Государственной думы РФ, координатор Межрегионального координационного совета партии "Единая Россия" в Дальневосточном федеральном округе Андрей Борисович Чиркин. С ним побеседовал корреспондент "Тихоокеанской звезды".

- Андрей Борисович, в Думе четвертого созыва, так уж сложилось, фракция "Единой России" за счет своей многочисленности может провести любое решение, предложенное правительством. А ведь при нынешних реформах неизбежны меры, так или иначе ущемляющие интересы большинства населения России. Как здесь соотнести партийную дисциплину и чаяния рядового избирателя?

- Вопрос, действительно, непростой. Практика, когда всем членам фракции рекомендуют голосовать единообразно, для меня довольно неожиданна. Решения в "Единой России" в самом деле принимаются на уровне президиума фракции. Между тем сама она разделена на четыре группы. Так вот, перед очередным заседанием Думы они собираются, и там доводится решение президиума фракции по тем или иным законопроектам. Дискуссии, к сожалению, пока сведены к минимуму. Но я убежден, что без конструктивных споров, в которых обычно и рождаются оптимальные решения, вряд ли получится нормальный диалог со своим избирателем. Есть выражение: "Если все думают одинаково, значит, никто особенно и не думает". Я с ним абсолютно согласен. Законы, которые принимаются, не должны быть оторваны от реалий сегодняшнего дня. Напротив, в конечном счете они должны быть направлены на улучшение жизни людей. А без постоянного контакта депутатов и избирателей такие законы принять невозможно.

- В таком случае давайте вспомним один из самых свежих примеров некоторого расхождения избирателей и законодателей - предложение заменить льготы денежными компенсациями. Ваше отношение к этому?

- Да самый свежий, наверное, все-таки другой пример - известный законопроект о демонстрациях и митингах, которые нельзя проводить в определенных местах. Понятно, когда речь идет о каких-либо стратегических объектах, тут запрет объясним. Но почему бы народу не собраться, к примеру, на городской площади? Тем более, в наших городах не так много вместительных площадок. На мой взгляд, президент правильно сделал, что отправил этот законопроект на доработку.

Что же касается социальных льгот... Идея сама по себе, может быть, неплоха, но вот как она будет воплощена в жизнь? Вообще-то справедливо, когда человек выбирает сам, куда ему тратить деньги: на таблетки, на проезд или еще на что-то. Вопрос в том, позволят ли ему это сделать его накопления, его доходы. В представленном законопроекте исключены целые сектора: ветераны труда, ветераны Вооруженных сил и так далее. То есть все опять отдается на откуп региональным бюджетам. Но ведь они в большинстве своем дефицитные, так что регионам выполнять эти мандаты будет сложно. Для этого прежде всего нужен источник доходов. Это раз.

Во-вторых, можно было сразу предположить, что отношение к этому закону будет противоречивым. Такие регионы, как Чукотка, Корякский автономный округ, к примеру, наверняка будут за компенсации в денежном выражении, потому что ездить там особо некуда и не на чем. А вот жителям Хабаровска или Комсомольска выгодно иметь транспортную льготу: зашел в трамвай пенсионер с удостоверением, показал его и поехал. И никакая инфляция или индексация его уже не волнует. Убежден, что этот и другой подобный законопроект, затрагивающий судьбу множества людей, должен быть всесторонне изучен и обсужден. Кстати, еще ведь не было даже первого чтения, но в кулуарах мы с коллегами по этому поводу уже общались. И единомыслия здесь, точно вам скажу, нет: становиться мишенью для критики со стороны тех, кто нас избрал, никто не хочет. Поэтому мы здесь спешить точно не будем, чтобы не вспоминать потом известную формулу: хотели как лучше, а получилось как всегда.

- Насколько я знаю, вы около года назад с другими депутатами-дальневосточниками вносили законопроект "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", и он не был принят к рассмотрению. Часто такие вещи случаются?

- Это бич нашей парламентской деятельности: то, что предлагается регионами или другими субъектами законодательной инициативы, до логического конца редко доводится. Почему-то считается, что у нас теперь есть только один источник законодательной инициативы - правительство РФ. А это абсолютно неправильно, потому что законодательные органы краев, республик, областей гораздо ближе к народу. Они точно знают, какие проблемы на местах волнуют людей больше всего. Понятно, что каждый смотрит на вещи прежде всего со своей колокольни, но все равно просто брать и выбрасывать в корзину "неудобный" законопроект в корне неправильно. Это неизбежно приведет к разрыву связей между Государственной думой и представительской властью территорий. А законопроект, о котором вы говорите, касался прежде всего женщин, не состоящих в трудовых отношениях. И поскольку был предложен уже на исходе работы Думы предыдущего созыва, его в план рассмотрения попросту не включили. Но я думаю, что мы к нему еще вернемся.

- Опыт работы в Совете Федерации помогает вам в нынешней деятельности?

- Вообще весь опыт предыдущей работы помогает. Сейчас основная наша функция - лоббизм интересов Хабаровского края в органах государственной власти. И я этого слова - лоббизм - абсолютно не стесняюсь, потому что необходимо всячески содействовать тому, чтобы Дальний Восток занял подобающее место в сегодняшней жизни страны.

- В деятельности координатора партии "Единая Россия" на Дальнем Востоке какие-то сложности есть? С учетом огромной площади "подшефной" территории...

- Сложность здесь одна. К Дальнему Востоку у центра отношение какое-то непонятное. Давайте вернемся к тем же социальным льготам. Неуклюжие попытки изменения районирования, отмены льгот, которые имеют жители Севера, конечно же, добавляют трудностей. Вот вам факт: за годы перестройки Дальний Восток потерял 1 млн. 400 тысяч человек. Это же колоссальная цифра! И ведь люди уезжали не худшие, а в самом трудоспособном и продуктивном возрасте. А вот пенсионеры и малоимущие уехать никуда не могут. На мой взгляд, у государства в этом вопросе вразумительной политики нет. Чтобы люди здесь жили, им надо создать нормальные условия. Дать работу, возможность посещать детям садик, школу... А без развитой инфраструктуры как? Да, на Крайнем Севере, может, и не надо иметь большую "социалку", которую трудно содержать. В северных городах, возможно, следует больше работать вахтовым методом. А жить постоянно нужно в комфортных городах и поселках.

- Президент Путин переизбран на второй срок, и есть прогнозы, что сейчас он просто вынужден будет пойти на непопулярные меры, чтобы двигать реформы и дальше. Как вы думаете, дискуссии в Госдуме по этому поводу будут жаркими, или же правительство через послушное большинство в Думе "продавит", если позволительно такое слово, любой законопроект?

- Наверное, будет стремиться "продавливать", но наверняка будут и дискуссии. Потому что чем ближе к следующим выборам, тем чаще каждый депутат станет задумываться о том, а с чем же он придет к своим избирателям. Людям-то надо будет объяснить, почему он так действовал, так голосовал. Ну, а тот, кто хочет поставить на своей политической карьере крест, может быть, и будет бездумно принимать любой закон, за который его "попросят" проголосовать. Народ-то у нас в большинстве своем грамотный и все понимающий, так что он во всем разберется.

- Можете спрогнозировать, вокруг каких законопроектов в ближайшее время разгорятся наиболее ожесточенные споры?

- До зимней сессии, наверное, как раз об отмене льгот, о чем мы говорили. Транспортники, насколько я знаю, настаивают на принятии закона о транспорте: они свои услуги хотят продавать только за деньги, и их в этом стремлении понять можно. Вот вокруг так называемых социальных законов - всего, что касается льгот, оплаты труда, пенсий, - дискуссии и будут наиболее жаркими.



ТИХООКЕАНСКАЯ ЗВЕЗДА, Город: ХАБАРОВСК

Дата: 11 июня 2004




Док. 302882
Перв. публик.: 11.06.04
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 238

  • Чиркин Андрей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``