В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Буздалин: Система страхования вкладов: итоги первого этапа Назад
Алексей Буздалин: Система страхования вкладов: итоги первого этапа
27 марта истек отведенный законом срок первого этапа отбора банков в систему страхования депозитов. Центральный Банк даже с некоторым опережением графика отрапортовал, что в результате проведенных проверок банков и рассмотрения их ходатайств в систему страхования было принять 824 банка, в которых сконцентрировано 98% всех вкладов физических лиц. Не прошедшие на первом этапе в систему страхования банки после необходимого в данной ситуации исправления некоторых недостатков получат второй шанс, их ходатайства будут повторно рассмотрены регулятором до 27 сентября 2005г., после чего окончательно определится основной список банков - участников системы страхования депозитов. Те банки, которые отсеются на втором этапе будут вынуждены лишиться лицензии на работу с физическими лицами и перепрофилироваться на другие формы банковского бизнеса.

Так или иначе, но уже сейчас можно подвести промежуточные итоги формирования системы страхования вкладов и сделать прогноз о том, как будет выглядеть система страхования в конечных пропорциях и какие последствия от ее активизации ждут банковский сектор и экономику в целом.

Давайте вспомним, как начинался процесс отбора банков в систему страхования вкладов. По времени его начало совпало с летним банковским кризисом 2004г, - событиями, которые как нельзя лучше продемонстрировали хрупкость и уязвимость российской банковской системы. Именно тогда на фоне кризисных событий Банк России принял решение о внедрении системы страхования вкладов по наиболее мягкому и безболезненному сценарию с тем чтобы не допустить эскалации банковских проблем. Так, в сентября высшее руководство ЦБ объявило, что ожидает, что в систему страхования пройдут почти все банки, это существенно успокоило нервы банкиров, предполагавших, что за бортом системы страхования окажется большинство кредитных организаций. Стоит отметить и особый временной график рассмотрения банковских ходатайств комитетом банковского надзора, который случайно или преднамеренно, но в начале своей работы допускал в систему страхования преимущественно малые региональные банки, что не могло спровоцировать существенное перераспределение депозитов между кредитными организациями не вошедших и уже успевших войти в систему страхования в силу получения последними таким образом дополнительных конкурентных преимуществ.

В итоге, и надо отдать должное регулятору, вопреки пессимистическим прогнозам многих банковских аналитиков, отбор банков в систему страхования вкладов был проведен наиболее безболезненным образом без явных банковских потрясений. Большинство банков, активно работающих с населением, были приняты в ССВ, иллюстрацией чему является четкая зависимость шансов прохождения в систему страхования от объема привлеченных банком средств населения (см. график). Так, в частности среди банков, у которых данный показатель на 01.02.2005г. превышал 100 млн. руб., подавляющее большинство (80%) вошло в ССВ. Вместе с тем пока еще не до конца подведен баланс между всеми плюсами и минусами системы страхования, причем, необходимо признать, что многие вопросы, связанные с будущим системы страхования пока еще остаются открытыми.

Действительно, много в банковской прессе писалось о том, что после активизации системы страхования, риски возникновения банковских паник, следствием которых могут явиться масштабные банковские кризисы, будут устранены, т.к. вкладчики банков, зная о гарантиях АСВ, не будут спешить в проблемные банки снимать собственные сбережения, подразумевая их получить в виде страховых выплат. Однако, те 98% застрахованных вкладов, о которых рапортовал ЦБ, подразумевают лишь отношение количества застрахованных депозитов населения к их общему числу, тогда как в рублевом выражении объем застрахованных вкладов составляет лишь 25% от всех банковских сбережений граждан. Значит оставшиеся 75% незастрахованных депозитов вкладчики при возникновении проблем у банков будут всеми правдами и неправдами стараться забрать из банков по возможности быстрее (разумеется, включая при этом и застрахованную часть), что, очевидно, не спасет кредитные организации от кризиса ликвидности.

С другой стороны, как показывает мировой опыт (в частности опыт США) факт наличия страховки по банковскому депозиту не особенно сдерживает вкладчиков в случае банковских неурядиц спешить забирать вклады. Резонно предположить, что и у нас, особенно пока репутация системы страхования не подтверждена практикой реальных выплат, 25% застрахованных вкладов нельзя считать стабильным банковским ресурсом - в этой части система страхования пока малоэффективна.

Возможно, со временем объем застрахованных депозитов будет расти за счет дробления вкладов граждан в размере не превышающих 100 тыс. руб. между различными кредитными организациями в целях диверсификации сбережений. Тогда в случае банкротства банков можно будет надеяться на возврат сбережений в полном объеме. Однако эффективность данной стратегии управления сбережениями пока остается под вопросом. Руководство АСВ неоднократно заявляло, что система страхования вкладов не предназначена для компенсации потерь населения в случае масштабных банковских кризисов, а в состоянии лишь проводить выплаты в случае банкротств отдельных кредитных организаций. Это прежде всего объясняется недостаточным объемом накопленного страхового фонда. Значит, наиболее безопасной стратегией для вкладчиков все еще остается хранить деньги в одном надежном банке, а не распылять их по группе "второсортных" кредитных организаций, вкладчики которых в случае их массового банкротства останутся без защиты.

Вместе с тем, поводов ожидать нарастание проблем в банковской системе достаточно. Пожалуй, единственным для всех очевидным плюсом от внедрения системы страхования депозитов стало повышение "культуры" банковского бизнеса, что было необходимо для прохождения процедуры отбора банков для вступления в ССВ. В частности это выразилось в повышении траспарентности структур собственности банков, повышение роли внутреннего контроля и риск-менеджмента и т.д. Однако, все это лишь косвенные факторы надежности банков, не способных оказать существенного позитивного влияния в краткосрочной перспективе и в отрыве от основных условий ведения банков кого бизнеса в России.

Процедуры вступления банков в систему страхования для большинства банков не была легкой, а требовала существенных трудовых и материальных затрат, т.е. растут издержки, падает рентабельность и темпы роста капитализации. Параллельно наблюдается общая тенденция ужесточения банковского надзора, в частности контролем за состоянием банков будет теперь заниматься еще и АСВ, что также ведет к снижению банковской маржи. Помимо прочего банки теперь будут вынуждены платить новый налог - ежеквартальные отчисления в страховой фонд системы страхования вкладов.

До сих пор в банковском секторе сохраняются негативные тенденции, зародившиеся летом прошлого года. Так, по прежнему особенно на уровне средних и малых банков наблюдается повышенная сегментация банковской системы, выражающаяся в ограничении операций межбанковского кредитования, поддержания избыточных резервов ликвидности, сокращения объемов ссудных операций - банки находятся в оборонительной позиций, что позволяет им обеспечить достаточную финансовую устойчивость в текущем плане, но в стратегической перспективе сковывает их развитие и все больше приближает их к пропасти банкротства. При этом разграничение банков на прошедших проверки и подтвердивших свою надежность для системы страхования вкладов и банки, оставшиеся "за бортом", очевидно, не способствует снижению банковской напряженности, особенно если учесть неясную судьбу аутсайдеров и активный процесс отзыва банковских лицензий Банком России.

Интересным образом активизация системы страхования вкладов повлияла на динамику процентных ставок на рынке депозитов. Логично было бы предположить, что появление страховых гарантий по банковским депозитам должно снижать риски банковских вкладов, а значит, должны снижаться процентные ставки. Вместе с тем, наблюдаемый в последние месяцы рост процентных ставок имеет вполне логичное объяснение. Во-первых, банки не вошедшие в систему страхования таким образом повышают собственную привлекательность на фоне своих более успешных коллег по бизнесу. Во-вторых, банки вступившие в систему страхования, подтвердив тем самым достаточный уровень надежности и получив гарантии АСВ, становятся более интересными для частных вкладчиков, а следовательно, обостряется банковская конкуренция, что сопровождается ростом процентных ставок. В-третьих, рост процентных ставок частично объясняется общим ростом рисков в банковской системе. В итоге страдает общая рентабельность банковского бизнеса, что, несомненно, является негативным фактором банковской надежности.

На данный момент, если говорить о роли системы страхования в обеспечении общей устойчивости банковской системы, то можно уверенно утверждать лишь то, что банки вынуждены для сохранения прежнего уровня собственного бизнеса осуществлять новые затраты и прикладывать дополнительные усилия - это как в сказке "Алиса в зазеркалье" необходимо бежать, чтобы оставаться на месте.

Для снижения рисков у банков должны быть реальные возможности и реальные стимулы. Обсуждение возможностей выходит за рамки данной публикации, а что касается стимулов, то введение дифференцированной нормы отчислений средств в страховой фонд в зависимости от уровня финансовой устойчивости кредитных организаций может стать хорошим экономическим инструментом для повышения надежности банковского сектора.

Скорее всего, в ближайший год мы будем наблюдать бурный процесс по слиянию и поглощению банков, не сумевших войти в систему страхования. Основными "поглотителями" станут крупнейшие российских банки, озабоченные расширением филиальной сети, среди них, безусловно, будут банки с иностранным участием. Не исключено, что покупкой "проблемных" банков займутся новые иностранные игроки на рынке потребительских услуг населению, которые таким образом получат возможность сравнительно дешево выйти на российский рынок.

Так или иначе, но первый этап создания системы страхования пройден более-менее гладко, и банковское сообщество может вздохнуть с облегчением. Вместе с тем, расслабляться пока рано - все интересное может быть еще только впереди. Это и то, какие банки еще войдут в систему страхования, это и то, как банковская система будет реструктуризироваться в соответствии с новыми реалиями ведения банковского бизнеса, это и то, как АСВ будет расплачиваться с вкладчиками обанкротившихся банков и т.д.

Кстати, по результатам проведенного предварительного анализа финансовых показателей банков, на данный момент уже вошедших в систему страхования, около 150 из них вошли туда, что называется, "со скрипом", а значит, их банкротство не столь маловероятно, как считают некоторые аналитики. В частности АСВ следует уделить особое внимание категории банков с низким уровнем развитости бизнеса, о чем свидетельствуют избыточные значения их достаточности капитала (свыше 35%) и низкие значения норматива максимального размера крупных кредитных рисков (менее 170%).

22 апреля 2005

Док. 302637
Перв. публик.: 11.05.05
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 275

  • Буздалин Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``