В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Бойко: Необходима разработка новой экономической парадигмы - парадигмы развития, и ее мощное внедрение в практику Назад
Ирина Бойко: Необходима разработка новой экономической парадигмы - парадигмы развития, и ее мощное внедрение в практику
Анализ ситуации

В экономической политике отсутствуют системные, долговременные, стратегические решения. Вместо формирования новых контуров национальной экономики, позволяющей укрепить внутреннее экономическое пространство и повысить устойчивость в условиях глобализирующихся связей, принимаемые макроэкономические решения все более имеют несистемный, апостериорный, запаздывающий и поэтому неэффективный характер. В рамках монетаристско-либеральной идеологии формула успеха - "низкие налоги и минимум государства" - показывает свое полное несоответствие задачам формирования устойчивой, конкурентоспособной национальной системы. Возможности решения возникающих проблем в экономике за счет перераспределения финансовых ресурсов государства обнаруживает свой предел. А отсутствие национальной экономической стратегии приводит к созданию благоприятной почвы для возникновения и развития коррупционно-криминальных связей. Усиливается бюрократизация экономики как реакция на растущую потребность контроля за экономическими процессами в условиях, когда рыночный механизм такую функцию не выполняет.

Следует признать, что упрощенная формула снижения налогов для стимулирования предпринимательской активности оказалась неадекватной потребностям реформирования сложной российской экономической системы, не оказав ни благоприятного воздействия на развитие бизнеса, ни оправдав возникшие бюджетные потери.

В отсутствие четко проработанных стратегических целей, требующих законодательного оформления, попытки вывести решение макроэкономических проблем в законодательную плоскость обнаруживают их несоответствие реформируемой среде и, как следствие, их отторжение. Более того, макроэкономические решения все более принимают "кабинетный" характер, их согласование и законодательное оформление происходит на короткой дистанции между Правительством РФ и ГД и практически никак не связано с реальной экономикой и потребностями ее глубокой модернизации.

Создание новых институтов, призванных реформировать экономику, становится все более самоцелью, а не инструментом реализации четко обозначенных задач национального усиления.

Происходит эрозия управления страной. Отсутствие согласованности при принятии решений, отсутствие четко обозначенных границ самостоятельности, инициативы и ответственности на различных уровнях принятия решений, приводит к изначальной невыполнимости задач. Управление становится рискованных, непопулярным, бесперспективным видом деятельности и формирует мотивы использования должностных привилегий в частных, узких, во многих случаях корыстных, целях.

Практически полностью отсутствует использование информационных ресурсов для принятия решений на всех уровнях власти, от муниципальных образований до уровня федерального правительства. В этих условиях макроэкономические решения принимают случайный характер.

Усиливается лоббирование секторных интересов в ущерб общенациональным. В условиях общего экономического кризиса усиливается борьба и конкуренция за долю национального дохода, используемого на обслуживание интересов отдельных секторов, отраслей экономики и даже отдельных компаний. Это способно нанести непоправимый ущерб как национальной экономике, так и государству в целом.

Все более сокращаются возможности для развития новой предпринимательской деятельности. Основной критерий для развития предпринимательской активности - доход на инвестиции - в национальной экономике складывается в пользу сырьевых отраслей. Компании, получающие свои доходы не от инновационно-инвестиционной деятельности, а от возможности получения природной ренты, формируют бизнес-среду в экономике, определяют ее параметры и направления приоритетного развития, а также оказывают влияние на политические предпочтения и лояльность чиновников как в регионах, так и на уровне федерального центра. В таких условиях практически невозможно создать условия для развития нового, инновационно-ориентированного, особенно малого и среднего, бизнеса. "Новый вход" в экономику в данной ситуации практически невозможен.

Все более сложной становится проблема взаимоотношений между федеральным центром и регионами. Попытки законодательного оформления этих отношений, основанные на "целесообразном" распределении финансовых ресурсов, приводит к усилению противоречий между центром и регионами, что может усилить почву для развития дезинтеграционных процессов.

В то же время усилия руководителей регионов в большинстве своем направлены на лоббирование своих политических интересов в московских кабинетах, а не на анализ внутренних ресурсов развития регионов (к которым, прежде всего, относятся инновационные ресурсы), использование которых могло бы создать прочную основу для решения экономических проблем на местах и, в дальнейшем, к кумулятивному росту экономического потенциала регионов и страны в целом. В современных же условиях, при отсутствии перспектив деятельности происходит отток как финансовых, так и интеллектуальных ресурсов из регионов, что приводит к их неоправданной концентрации в столичных мегаполисах, что также способно привести к сжатию экономического и, не исключено, территориального, масштаба страны.

В отсутствие положительной динамики развития внутренней национальной экономики и четко обозначенных целей национального экономического развития внешние экономические связи еще более ослабляют экономику, тем самым порождая вторичный эффект ослабления экономики.

Отсутствует методологическая основа реформ. Масштабная деятельность по "снятию копии" с западных учебно-методических разработок, идеологические основы которых были заложены в эпоху стандартизированного производства (более полувека назад) с особенным приоритетом финансового регулирования макроэкономических связей, тем более с учетом того, что эти разработки практически никогда не являлись основой для проведения правительственной политики, сдерживает осмысление собственно российской макроэкономической, практически-ориентированной идеологии реформ. Отсутствуют стратегические экономические исследования, выполняемые, в том числе, на самом высоком международном уровне. В то же время имитация западной университетско-теоретической мысли не способствует формированию национального альянса для усиления экономики, для решения сложных внутренних и внешних проблем.

Таким образом, весь комплекс макроэкономических решений не соответствует ни сложности задач модернизации экономики, ни масштабам и ресурсному разнообразию страны, в особенности накопленным интеллектуальным ресурсам. Требуется разработка и реализация новой национальной парадигмы развития.


Необходимость формирования новой макроэкономической парадигмы


Требуется кардинально иной подход к реформированию российской экономики. Следует признать, что либерально-монетаристская идеология позволила решить сложную задачу разрушения прежней системы, ориентированной на развитие крупного, преимущественно военно-ориентированного, производства. В то же время в рамках данной идеологии происходит формирование новой, еще более неэффективной, с точки зрения задач модернизации российской экономики, системы. Сейчас именно тот момент, когда необходима разработка новой экономической парадигмы - парадигмы развития и ее мощное во времени и в пространстве внедрение в практику принятия управленческих решений. Необходима новая методологическая основа для проведения политики по изменению траектории развития - от системного спада к формированию и усилению позитивной динамики. Вместо финансовых ресурсов, которым отводилась основная роль в принятии макроэкономических решений (как в свое время - трудовым ресурсам в эпоху раннего капитализма), необходимо проведение комплекса исследований и разработка методологических основ принятия решений, основанных на приоритетности технологий. Необходима новая макроэкономика - макроэкономика инноваций. На Западе такое направление активно формируется и в России, на первом этапе осмысления инновационно-ориентированной макроэкономической политики, необходимо исследование наиболее передовых достижений западной научной и практической мысли в этом направлении.

В основе новой парадигмы развития в России - инновационное развитие экономики. В рамках данной политики основной задачей государства является четкая идентификация экономических проблем или, как говорят на Западе, "узких мест" и "ресурсных ограничений", с тем, чтобы сформировать соответствующую бизнес - среду, создающую для частных компаний стимулы для развития предпринимательской деятельности в стратегическом направлении. Главным критерием эффективности государственной политики является создание стимулов для частных компаний к постоянному инвестированию средств в осуществление инновационной деятельности - в создание (приобретение), совершенствование новой продукции (или способов производства), освоение или расширение рынков и к обратной связи между рынком и совершенствованием технологии.

Решение данной задачи в России имеет свою специфику - ее невозможно решить на уровне федерального центра. В условиях гетерогенной экономики такая задача первоначально должна ставиться на уровне регионов. Именно здесь возможна четкая идентификация экономических задач (ресурсных ограничений) и соответствующее формирование стратегической политики, направленной на их преодоление. Именно здесь возможно четкое определение стратегических ориентиров для частного бизнеса и формирование соответствующей политики по их наиболее оптимальному достижению (в том числе за счет средств бюджетно-финансовой политики). И только после этого возможно формирование федеральной макроэкономической политики, имеющей "дополняющий" к усилиям регионов характер и создающей условия для их инновационно-ориентированного развития. Именно поэтому нам представляется наиболее важной проблема разделения полномочий между федеральным центром и регионами, требующая смещения акцентов в пользу общего развития, а не в пользу деления остаточных финансовых ресурсов.

Кроме этого, у федерального центра, вне всякого сомнения, должны быть свои, но масштабные задачи, к которым, прежде всего относится поддержание единого экономического пространства, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры. Особенное значение приобретает создание единой информационной сети на всем российском пространстве. Требуется разработка методологии инновационной экономики, которая позволит сформировать методологию создания информационной базы для анализа экономической ситуации, невостребованных ресурсных (в том числе технологических) возможностей, для анализа рынков (в том числе экспортных), для стратегического выбора и адекватного формирования стратегической бизнес-среды, для постоянного мониторинга ситуации и гибкого изменения параметров экономической политики. Инновационная экономика - экономика с встроенными механизмами гибкой адаптации, поэтому информационные ресурсы играют важную роль в обосновании необходимости изменений и формировании их направлений.

Для отработки модели региональной инновационно-ориентированной модели экономического развития необходимо осуществление пилотного проекта в одном из регионов России. Анализ экономической ситуации, определение наиболее характерных системных проблем, разработка политики по их преодолению за счет использования инновационного потенциала, формирование соответствующих механизмов бюджетно-финансовой политики, разработка рекомендаций для федерального правительства и создание инновационной инфраструктуры в регионе (информационного центра, инновационного альянса, инновационной сети и пр.) позволит создать модель для других регионов как основу для формирования региональной политики в стране.

Необходимо создание информационной инфраструктуры. Первоначально информационно-стратегические центры должны быть созданы в федеральных округах. Существует положительный опыт создания такого центра в Дальневосточном федеральном округе (середина 1990-х годов), который инициативно разрабатывал направления технологической рестуктуризации экономики региона с учетом экспортоориентированного развития с ориентацией на быстрорастущие восточно-азиатские рынки. Первоначально такие центры необходимо создать в регионах с высокими возможностями экспортоориентированного развития - в Северо-Западном округе, в Северо-Кавказском округе, в Дальневосточном округе. Такие центры должна стать центрами выработки региональной политики, основанной на анализе "сравнительных преимуществ" региона, его экспортного потенциала, инновационных возможностей, с использованием информационных ресурсов и экспертных оценок (прежде всего с приглашением экспертов в области передовых технологий). Такие центры должны содействовать формированию регионального альянса, проводить подготовку кадров управленцев, осуществлять стратегические исследования, формировать взаимодействие с другими регионами и содействовать формированию федеральной экономической политики.

Формирование сети между центрами, расположенными в федеральных округах и координационного центра в одном из столичных городов, позволит создать основу для формирования новой модели управления экономикой, менее забюрократизированной, более эфффективной, более оперативной, более прозрачной и менее коррумпированной.

Необходимо формирование новой элиты в регионах. Это должны быть команды профессиональных менеджеров, способных осуществлять управление регионом на самом высоком международном уровне. Фокусируя все свое внимание на развитии региона, данные команды должны обладать способностью использовать весь арсенал наиболее передовых мировых достижений для использования их в конкретной деятельности в регионе. Профессиональная ответственность за развитие региона, способность формировать профессиональные альянсы из числа наиболее прогрессивных ученых, экспертов, предпринимателей, способность к взаимодействию и формированию региональной сети, способность к созданию информационного обеспечения принимаемых решений и к их необходимой корректировке все определяет требования к новой профессиональной управленческой элите.

Одной из наиболее сложных задач формирования новой экономики в России является замещение прежней, неэффективной системы. Здесь требуется формирование "нового входа" и постепенное вытеснение прежней системы взаимосвязей. "Новый вход" представляет собой новый бизнес, новую управленческую элиту, новую инфраструктуру, первоначально формируемую на региональном уровне. Особенная роль должна принадлежать молодежи, выпускникам международных программ, имеющим опыт взаимодействия с международными организациями, выпускникам Президентской программы, необходимо постепенное вовлечение молодежи и специалистов, находящихся временно за рубежом. Особенная роль в "новой экономике" должна принадлежать специалистам в области информационных технологий и телекоммуникаций.

Предшествующих период экономических реформ в России можно назвать периодом сжатия, настоящий этап должен стать этапом подготовки и осуществления рывка вперед. На этом этапе необходима консолидация общества, формирование национального альянса, концентрация усилий всех прогрессивных представителей российской элиты, энергия и энтузиазм молодых специалистов. Масштабность задач соразмерна масштабам и сложности экономики, здесь потребуются мощные усилия всего общества, но другого пути, кроме построения инновационно-ориентированной экономики не существует.

29 апреля 2003

Док. 302442
Перв. публик.: 11.05.03
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 422

  • Бойко Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``