В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Бойко: Инновационная экономика, новые возможности для России Назад
Ирина Бойко: Инновационная экономика, новые возможности для России
(из выступления на отраслевом семинаре-совещании "О состоянии инновационной деятельности в Минатоме России", 22 октября 2003г., г.Обнинск)

Создание инновационной экономики в России все более становится императивом. Вместе с тем, мы практически ничего не знаем о сути этой политики, ее целях и механизмах их достижения. Предполагая формирование инновационной экономики как параллельный процесс реформированию в рамках либерально-монетаристской парадигмы мы тем самым упускаем из виду едва ли не самое главное, а именно то, что инновационная экономика - это способ реагирования на системные ограничения на пути экономического роста за счет создания, внедрения и коммерциализации новых технологий на всех уровнях принятия решений.

Первым и наиболее важным шагом на пути создания инновационно-ориентированной экономики является формирование понятийного аппарата. Необходимо определить те ключевые категории, на которых должны строиться дискуссии, исследования, вырабатываться рекомендации по конкретным решениям как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мы не различаем технологии и инновации, не проводим различий между радикальными и улучшающими технологиями, практически ничего не знаем о различии в вариантах инновационной политики в условиях стандартизированного и нестандартизированного производства. Так, к примеру, "технология" - это способ преобразования "ресурсного входа" (input) в "продуктовый выпуск" (output) и поэтому, "технологии" более древнее понятие, чем, к примеру, "экономика", "инвестиции", "венчурный капитал". "Технологические инновации" отличается от понятия "технологии", поскольку это технологии, имеющие привлекательность для частных компаний, готовых в них инвестировать свои собственные или заемные средства с целью преодоления конкретных ресурсных ограничений или получения коммерческого эффекта на рынке. Селекция технологий частными компаниями играет важную роль в доведении их до коммерческого результата на рынке. Именно поэтому, кстати сказать, восточноазиатские страны-имитаторы достигли в свое время значительных коммерческих успехов, поскольку они грамотно осуществляли поиск, селекцию и привлечение передовых технологий из других стран, но под заранее заданные национальные стратегические цели и в соответствии с накопленными абсорбирующими способностями.

"Развести" эти понятия необходимо, поскольку в России необходимо формирование двух различных видов политики на макроуровне: государственной технологической политики и национальной инновационной политики. Государственная технологическая политика должна быть направлена на наиболее эффективную поддержку тех отраслей, которые относятся к отраслям национальной экономической безопасности (прежде всего энергетика, транспорт, связь, информационная инфраструктура). Здесь не должно быть коммерческих мотивов принятия решений и ориентации на краткосрочный доход, формирующий соответствующий вариант инвестиционной политики. Другое дело - национальная инновационная политика, здесь должно быть сформировано взаимодействие всех трех секторов экономики: государства (на федеральном и региональном уровнях), бизнеса и населения (особенно наиболее образованной его части). Необходимо создание среды, побуждающей частные компании к инвестированию средств в инновационную деятельность, поскольку в инновационной экономике основная роль по коммерциализации технологий, получению высокого экономического эффекта и формированию на этой основе условий для качественного развития национальной экономики принадлежит именно бизнесу. Необходимо формирование духа предпринимательского азарта (animal spirit), что и является условием для усиления потребности в поисках новых решений, новых технологий, новых рынков, новых форм организации бизнеса. Именно рыночные ограничения формируют инновационный стиль принятия решений и побуждают к созданию прочных национальных альянсов между учеными, предпринимателями и представителями власти.

Особенная роль в современных технологических трансформациях принадлежит энергетике. Вспомним, именно в период "нефтяных шоков", когда цена за баррель нефти поднялась с 2.51 дол. в 1972г. до 10.79 дол. в 1974 и 37.29 дол. в 1981г. во многих странах мира была сформирована новая технологическая парадигма, составными элементами которой стал а)переход на альтернативные источники энергии, б) внедрение энергосберегающих технологий, а главное - в) переход к парадигме создания принципиально новых товаров с более высокой добавленной стоимостью. Учитывая мировой опыт и российские реалии, российская энергетика должна выполнять, на наш взгляд, ряд функций:


стимулирующую (как показывает мировой опыт, удорожание энергоносителей является мощным рыночным стимулом к инновационными преобразованиям)


нивелирующую (сдерживание негативных воздействий со стороны внешней конъюнктуру на национальную экономику, находящуюся на этапе глубокой структурной трансформации)


социальную (обеспечение жизнедеятельности населения на всей территории страны).

В соответствии с этим и должна формироваться национальная энергетическая политика, важным компонентом которой является совершенствование технологического базиса отрасли и развитие инновационной деятельности.

И последнее, стала уже почти привычной страшилка о техногенной катастрофе. Однако, следует иметь ввиду то, что по своей природе технологическое развитие имеет кумулятивный характер. Это означает, с одной стороны то, что накопленный технологический потенциал ко многому обязывает, назад двигаться уже нельзя (необходимо поддерживать этот потенциал на минимально приемлемом уровне), а вперед двигаться возможно только при постоянном накоплении интеллектуального ресурса и формирования технологического запаса.



Док. 302435
Перв. публик.: 11.05.04
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 417

  • Бойко Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``