В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Бойко: `Невидимая рука` китайского рынка и технологическая реструктуризация ММК Назад
Ирина Бойко: `Невидимая рука` китайского рынка и технологическая реструктуризация ММК
Этого решения, введения антидемпинговых пошлин на импорт холоднокатанной стали из России, следовало ожидать давно. Понятно, что по вполне рациональным (а отнюдь не либеральным) мотивам китайская экономика, одновременно с ростом объемов производства, будет проводить все более целенаправленную политику по ее импортозамещению. К тому же технологически сталь - это "китайское сравнительное преимущество", здесь стандартизированную ключевую технологию можно эффективно сочетать с дешевой и избыточной рабочей силой и масштабным внутренним рынком сбыта. Масштабы российских потерь, как нам представляется, могут значительно превысить названные Минэкономразвития 80 млн.дол. (за счет неоцененных потерь железнодорожного транспорта, дальневосточных морских портов и других отраслевых и региональных потерь). Значительная доля потерь - у Магнитогорского металлургического комбината (ММК) - около 72 млн.дол.
Выход ли опять просить помощи у государства (федерального правительства), как это было ранее? Безусловно, нет.

Каким же должен быть рациональный выход? Он только один - диверсификация. Диверсификация технологий, продуктов, рынков.

Краткосрочный, паллиативный, подход предполагает диверсификацию номенклатуры производимой продукции (арматурная сталь, сортовая сталь, катанка, горячекатанная рулонная сталь, слябы, стальные заготовки и пр.), а также, что особенно важно, внедрение "улучшающих технологий", способных увеличить долю добавленной стоимости в самой ближайшей перспективе и при минимальных затратах на реструктуризацию.

Возможен вариант увеличения внутреннего рынка для производителей стали. Здесь, однако, существуют ограничения, поскольку наше промышленное производство не столь "живое" как китайское. Увеличение доли внутреннего рынка возможно в случае постепенного вытеснения импортеров, однако оно должно сопровождаться постоянным наращиванием конкурентоспособности отечественной стали. В таком варианте просматривается вариант политики импортозамещающего типа для сталелитейной промышленности.

Следует также иметь ввиду и долгосрочные горизонты проблемы, связанные с долгосрочными тенденциями развития мирового рынка стали. Здесь все более доминируют восточноазиатские страны (что вызвало, к примеру, "эффект сдавливания" промышленно развитых стран Северной Европы). Преодолеть их преимущества в этом сегменте мирового рынка становится практически невозможно. Поэтому требуется формирование долгосрочной стратегии развития металлургической отрасли, в том числе за счет технологического перепрофилирования части мощностей на производство новой продукции (таким образом, к примеру, формировалась политика в отношении 14 крупнейших производителей стали в Японии в условиях мирового нефтяного кризиса 1970-х гг., закрепленная в "Законе о структурно-депрессивных отраслях").

Вполне очевидно, что основной "ресурс" выхода из кризисного состояния - это внедрение новых технологий и проведение технологической реструктуризации ММК. Финансирование таких технологических улучшений возможно как за счет средств частных компаний, так и региональных администраций. Значительный эффект могут иметь консолидированные усилия по всей цепочке "потерпевших".

В чем же роль федерального правительства? В поддержке таких консолидированных усилий, предпринимаемых на отраслевом и региональном уровнях. Не поддержка структуре, которая попала в кризисное состояние, а поддержка тех усилий, которые она предпринимает, чтобы из этого состояния выйти обновленной и еще более конкурентоспособной. И поддержка не только финансовая, но и, что более важно, интеллектуальная (создание или "доведение" технологий в результате прикладных и фундаментальных исследований). Возможность формирования национального "мозгового центра" по преодолению коммерческих проблем металлургической отрасли стоит, если говорить о денежном эквиваленте, не мало.

Что в данном сюжете важно для разработки экономической стратегии страны? То, что это и есть инновационная политика, когда в ответ на вызов рынка разрабатывается технологическая стратегия, формируется национальный альянс и, в результате, устраняются барьеры на пути экономического развития и снимаются ограничения на пути максимизации коммерческих доходов частных компаний. Вопрос в повестку дня: сможем ли мы по поводу данного конкретного рыночного сюжета перейти к формированию реальной и адекватной экономической ( а также промышленной и инновационной) политики?

Будем принимать решения и действовать или еще поговорим?

21 января 2004



Док. 302428
Перв. публик.: 11.05.04
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 387

  • Бойко Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``