В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Бойко: Президенту как воздух нужна новая элита Назад
Ирина Бойко: Президенту как воздух нужна новая элита
Президент в очередной раз проявил свой динамизм в тех условиях, когда окружение практически полностью "раскатано под асфальт". Это удивительно, в условиях объективного торможения, скольжения к застою, пассивному выжиданию Президент остается практически единственным возмутителем ситуации, неизбежно ведущей если не к катастрофе, то к длительной стагнации. Президенту как никогда необходима новая элита. Административная реформа становится едва ли не самым важным условием поддержки Президента и продвижения страны по пути дальнейшего устойчивого развития.

Каковы препятствия на этом пути?


Начало административной реформы - в четкой постановке задач. Причем в специфических условиях России постановка задач должна иметь вполне определенные разграничения между федеральным центром и регионами. Нерешенность данной проблемы делает невозможным эффективное проведение административной реформы и управление государством. Отсутствие задач лишает руководителей министерств и ведомств ответственности, не способствует концентрации интеллектуального потенциала на их решении, не создает условий для поиска наиболее рациональных решений.


Постановка задач в виде "снижения налогов" или "вступления в ВТО" явно не тянут на стратегический подход. Очень важно, что стратегическая цель поставлена Президентом и вполне конкретна - создание инновационной экономики. Поэтому в структуре нового кабинета министров должно быть ключевое министерство, что-то вроде Министерства инновационной (и региональной) политики. Под задачи, сформированные данным министерством, должна формироваться остальная структура правительства.


На данное ключевое министерство должно быть прежде всего завязано Министерство информации и телекоммуникаций, учитывая огромную, даже решающею роль, которую играют информационные технологии в развитии инновационной экономики. То есть данная пара (как, в свое время, к примеру, в Японии Министерство внешней торговли и промышленности - Министерство финансов) является принципиальной для дальнейшего продвижения административной реформы. Кстати сказать, уже в такой связке можно обнаружить эффективное решение проблемы сокращения дублирующих функций и повышения эффективности контроля (в условиях повышенной транспарентности).


На федеральном уровне должны остаться только те министерства, которые имеют принципиальное значение для развития всей страны в целом. Это, к примеру, министерство транспорта, министерство обороны, министерство топлива и энергетики и другие. На региональный уровень должны быть переданы все министерства, которые не решают проблем поддержания единого экономического пространства, обороноспособности и безопасности. Таким образом, функции взаимодействия с бизнесом (тем более малым и средним инновационным) должны быть переданы на региональный уровень. Это позволит сократить степень коррумпированности федерального правительства, вынести его с короткой дистанции "Белый Дом - Охотный Ряд" в реальную экономику, поставить четкие стратегические задачи перед бизнесом (имея ввиду не административные решения, а формирование стратегических рыночных ориентиров), сформировать взаимосвязь между региональными бюджетами и развитием бизнеса, формирующими своими налоговыми поступлениями местные бюджеты и пр.


Необходим новый тип управленца. Это командный тип. Это команда, способная не столько выполнять поставленные задачи, сколько их самостоятельно формировать, осуществлять их решение и нести ответственность за результаты. Четкий диагноз ситуации, выявление наиболее "узких мест" (bottlenecks), определение механизмов их решения, ресурсов (прежде всего технологических), обратный мониторинг ситуации и гибкое управление - все это важные элементы современного управления в условиях инновационной экономики. И это требует формирования нового, креативного, типа управленческой команды.


Такой команды не существует, ее необходимо начать формировать в самое ближайшее время, чтобы успеть к 2008г., если внешние условия все так же будут нам благоприятствовать. И именно эта задача должна стать приоритетной для Президента на ближайшие 4 года. А нынешнее правительство, каким бы "по лицам" оно не было, будет техническим по содержанию, вялым и пассивным по характеру, правительством стабилизации, а не движения вперед.

27 февраля 2004


Док. 302423
Перв. публик.: 11.05.04
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 356

  • Бойко Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``