В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Бойко: Россия после Украины: успеем ли на опережение? Назад
Ирина Бойко: Россия после Украины: успеем ли на опережение?
Ситуация в Украине должна вызвать глубокую передислокацию российского общества и переосмысление того пути, по которому идет наше развитие. Сигнал угрозы прозвучал настолько отчетливо, что на него уже нельзя не реагировать.

Несмотря на цветовое разнообразие проявления системного кризиса, в основе дезинтеграционных процессов лежат глубокие экономические причины. Причем это не те причины, которые можно устранить паллиативными социальными мероприятиями. Идти по такому, легкому, пути было бы глубокой ошибкой.

Необходима принципиально новая экономическая политика, в которой основное значение принимает не достижение определенных высот финансовых показателей, а формирование благоприятных условий для усиления центростремительных тенденций внутри страны. Поэтому финансовые показатели не должны рассматриваться как основные ориентиры экономической политики правительства. Акцент должен ставиться на повышении качества экономических процессов, на структурной модернизации регионов. Должен быть проведен глубокий анализ экономического развития в каждом регионе с оценкой основных "структурно-больных" секторов и с выявлением неиспользованных ресурсных (в том числе интеллектуальных) возможностей.

Акцент на развитии бизнеса усиливает индивидуалистические мотивы в жизнедеятельности общества, что создает почву для разобщения и дезинтеграции. Современным реалиям отвечает экономическая политика, в которой основной акцент - на достижении общенациональных целей за счет совместных усилий государства, бизнеса и населения. Реальный механизм построения такой взаимосвязи следует искать не в Кремле, а, первоначально, в регионах.

Внешнеэкономическая политика должна проводиться в четком направлении дополнения усилий по реинтеграции внутреннего экономического пространства, поэтому должно быть признано, что такие целевые установки как "вступление в ВТО" или "привлечение иностранных инвестиций" на данном этапе способны оказать негативное влияние на усиление интеграционных процессов в самой России. Любые акценты в экономической политике "вовне" при игнорировании ситуации "внутри" являются опасной дезориентацией в деятельности правительства.

Следует преодолеть стереотип о том, что "региональное" означает "менее развитое" и "ведомое". Без кардинального пересмотра отношения к регионам российское государство обречено на разрушение.

В отличие от предыдущей эпохи, когда от регионов требовалось четкое выполнение задач федерального правительства в условиях их практически полной ресурсной обеспеченности, сегодня необходим другой тип региональной власти, которая способна стать инициатором глубокого реформирования своей экономики и взять на себя всю полноту ответственности за ее результаты. Новый тип региональной власти - это не назначаемые Президентом губернаторы, а подготовленная в федеральном центре группа профессионалов, способная возглавить региональные команды и гибко управлять регионами даже в условиях экономической нестабильности.

При экспортоориентированном варианте модернизированного развития отдельных регионов, усилия бизнеса должны дополняться созданием "высокой надстройки" в виде институтов изучения регионов экспорта (экономики, культуры, истории и пр.). Это способно придать масштабы и глубину стратегическому развитию национального бизнеса в регионах. Кроме того, данный регион не только должен получать информацию, он должен активно участвовать в формировании федеральной политики в отношении страны своего интереса (к примеру, Дальний Восток и национальная политика в отношении его соседей - Китая и Японии).

Необходимо срочно начать подготовку региональных профессиональных, потому политически не ангажированных, менеджеров. И даже не отдельных региональных лидеров, а профессиональных команд, усилия которых должны быть направлены вовнутрь своего региона. Это позволит "интеллектуализировать" политические процессы в регионах в противовес успешному использованию примитивных технологий недобросовестными политиками.

Учитывая значительную девальвацию российского интеллектуального капитала в экономической и политической сферах, данный процесс следует начать с региональной университетской молодежи. Именно поэтому в регионах также должен начаться процесс подготовки молодых региональных профессиональных менеджеров.

Привнесение профессионализма в управление регионами создаст возможность для формирования новой профессиональной элиты, а на этой основе создать возможность для пополнения кадрового резерва (обученного на конкретных экономических задачах) для федерального правительства. Важным признаком стратегически правильного направления развития России, на наш взгляд, будет являться, к примеру, подготовка профессиональной региональной команды в Чеченской Республике с последующим приглашением наиболее перспективных специалистов для работы в федеральное правительство.

Федеральный центр должен определить для себя роль не инициатора, а координатора межрегионального взаимодействия, оставив за собой выполнение основных общенациональных функций (единая транспортная сеть, единая финансовая система, единая энергетическая сеть, поддержание обороноспособности страны и пр.)

Дезинтеграционные процессы "вырастают" в условиях, когда экономическая структура становится все более примитивной и самодостаточной. И, напротив, технологическое совершенствование с неизбежным углублением специализации - основа для усиления интеграционных процессов. Это хорошо известно еще из классики экономической мысли. Именно поэтому вся институциональная, информационная, кадровая, региональная политика должна быть направлена на технологическое продвижение, на углубление специализации регионов, на повышение востребованности высококлассных специалистов, усиление влияния интеллектуальных элит на развитие местного сообщества, формирование тесного альянса между администрацией, бизнесом и населением в направлении решения региональных проблем и обновления региональной экономики.

Существует и еще один стереотип, преодоление которого имеет важное значение для эффективной модернизации нашего общества. Следует признать, статичное не является устойчивым. Статичное общество, успокоенное и не меняющееся под наркозом впечатляющих данных о наступающем финансовом благополучии очень неустойчиво. В обществе, особенно среди молодежи, существует огромный потенциал невостребованной энергии. Этот потенциал может сработать как на глубокие прогрессивные изменения в регионах и страны в целом, так и на усиление недоверия к власти как к таковой. Общество должно опередить возможный вариант украинских событий в результате проявленного априори профессионального динамизма в отношении появления новых идей и инициатив, в отношении появления новых руководителей и профессиональных команд, в отношении новых экономических и технологических, административных и предпринимательских альянсов. Устойчивым может являться только такое, динамичное, сообщество.

Подготовка профессиональной региональной элиты требует времени и ее формирование необходимо начать в самое ближайшее время. Сегодня должно стать понятно всем, что это - задача национальной экономической и политической безопасности. И медлить здесь никак нельзя.

Направление, которое может дать отдачу уже в самой ближайшей перспективе - создание общенационального информационного ресурса, которое объединит Россию и соединит ее регионы. И создание такого канала межрегионального обмена информацией для взаимодействия и координации инновационных усилий должно состояться незамедлительно.

России, даже уже не Украине, брошен вызов. И ей не остается уже ничего иного, как стать модератором новых прогрессивных тенденций в мировом экономическом и политическом развитии. Но выполнить эту функцию она сможет только через формирование новой модели своего внутреннего устройства.

07 декабря 2004

Док. 302404
Перв. публик.: 11.05.05
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 348

  • Бойко Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``