В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Бойко: Полный loop! Назад
Ирина Бойко: Полный loop!
Ирина Викторовна, в России начинается реформа образования, суть которой состоит в том, чтобы адаптировать существующую систему (с присущими ей "советскими" достоинствами и недостатками) к условиям рынка. Некоторые эксперты считают, что правительство собирается отдать образование на откуп частному капиталу (хотя это совершенно не соответствует действительности). Каков Ваш взгляд на сложившуюся ситуацию?

Образовательные ресурсы это важнейшие ресурсы современного развития. Такие же как в свое время важнейшими ресурсами были плодородная земля, обеспечивавшая население едой; как трудовые ресурсы, на которых вырастало мануфактурное, а впоследствии промышленное производство; такие как финансовый капитал, на котором выросло высокотехнологическое производство и сформировались ресурсы для научно-технического прорыва. Очевидно, что если бы на определенном этапе не были бы созданы такие важнейшие предпосылки, то эволюция мирового общества прекратилась бы на этапе сбивания плодов палками и охоты за дикими животными с луком и стрелами.

Современная эпоха - это эпоха интенсивного создания, накопления, распространения, использования образовательных ресурсов. И в этом смысле образование - это национальный стратегический ресурс, от которого все остальные вопросы жизнедеятельности любой страны становятся второстепенными и зависимыми. И поскольку это так, то формирование, поддержание и развитие данного ресурса является основной стратегической задачей государства, задачей национального правительства.

В чем специфические особенности данного экономического ресурса, "ресурсного входа" в современной экономике? Они состоят в том, что накопление образовательного ресурса происходит в течение длительного периода времени, в отличие от до сих пор известных видов ресурсов; в том, что на это требуются затраты значительных финансовых средств и огромные усилия по формированию научных школ; в том, что краткосрочный эффект от использования данных ресурсов может быть намного менее впечатляющим, чем тот эффект, который проявится через длительный промежуток времени; в том, что в условиях глобальной экономики созданные образовательные ресурсы обладают "эффектом спилловер", то есть способны перемещаться в те страны, которые не участвовали в их создании и финансировании. Это все то, что делает реальные (прежде всего в отношении качества) образовательные ресурсы непривлекательными для частных инвестиций. Понятно, к чему можно прийти, отдав формирование национальных образовательных ресурсов на откуп краткосрочному частному интересу. "Невидимая рука рынка" и ...бесконечная охота на мамонтов. Но вряд ли правительство будет делать столь опрометчивые шаги.

Итак, государство (правительство) должно определиться в том, как бы оно хотело задействовать свои образовательные ресурсы для решения сугубо своих, государственных, проблем. Если поддержание единого экономического пространства через приоритет развития национального авиастроения (тем более, если бы правительство знало, что современная авиация - это крупномасштабное производство и по своей природе не может развиваться мелкими партиями), значит туда и направить основной стратегический ресурс (сконцентрировать мозги), понимая, что именно в этом оно, государство, нуждается для решения своих собственных задач. Если это развитие частной инициативы в сфере биотехнологий, то можно напрячь свой стратегический ум, взять на себя тот блок вопросов, который, в силу опять же своей рыночной природы, частный бизнес решить не в состоянии. Например, создать информационный ресурс (по технологиям, рынкам, условиям торговли и пр.), взять на себя подготовку кадров (лучше всего с этим определиться региональным правительствам, осознавшим стратегическую важность биотехнологий для решения своих специфически локальных задач) и т.д. Ощутив масштабы и огромные возможности страны, а также, что не менее, даже более важно, свою ответственность за ее будущее, правительство окажется, наконец, способным определить место огромных национальных конкурентных преимуществ.

Маленькое, но очень характерное дополнение. В эти дни в Лос-Анжелесе (США) проходит ежегодное собрание Американского общества физиков (American Physical Society). На многочисленных секциях представлено множество докладов. Ситуация во многих случаях типична, доклады представлены группами ученых, во главе которых - американский профессор (sponsor), который, как правило, руководит научной лабораторией, а в ее составе, зачастую, российские ученые-физики (кстати, получившие образование в советское и в ранее постсоветское время). Таким образом, американский ученый (по природе скорее менеджер, способный "выбивать деньги" у государства, которое, в свою очередь, способно "выбивать" деньги из других стран, не даром внешний долг) рекрутирует российских ученых, и за эквивалент - "американский прожиточный минимум" - решает научные задачи, проплаченные в рамках полученного от государства финансирования (гранта). Поскольку основное финансирование таких работ оплачивается из средств Министерства обороны (US Department of Defense), то можно цепочку завершить - за неамериканские деньги приглашаются неамериканские ученые для проведения исследований в области совершенствования вооружений для оказания давления на мир с целью дальнейшего получения средств для своего дальнейшего существования. Полный loop!

Так какое образование в качестве "мирового стандарта", которому необходимо следовать, имеют в виду некоторые наши уважаемые эксперты?

24 марта 2005



Док. 302394
Перв. публик.: 11.05.05
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 385

  • Бойко Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``