В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Богданов: Как учиться на ошибках? Назад
Леонид Богданов: Как учиться на ошибках?
Леонид Николаевич, по всей стране проходят акции протеста пенсионеров в связи с монетизацией льгот. Власти уверяли, что это продуманная и необходимая реформа, что пенсионерам и другим льготникам будет только лучше. Какова Ваша оценка происходящего?

Может быть, кризис с отменой льгот научит власти прогнозировать последствия своих действий, а если это не удалось, - хотя бы исправлять очевидные ошибки? В этом смысле полезно взглянуть на ситуацию вот с какой стороны.

В наступившем году на федеральном уровне предстоит переход к бюджетированию, ориентированному на результаты (мы говорили об этом на opec.ru). Естественно, что Правительство при этом должно отслеживать деятельность каждого министерства, оценивать эффективность его работы на основе определённых показателей, вмешиваться в процесс и корректировать, когда и если это необходимо. Да и сами министерства должны опубликовать набор показателей, по которым они сами, равно как и население, могут оценивать свою работу.

Нынешнюю ситуацию можно рассматривать как экспериментальную проверку предлагаемых нововведений.

Есть ли у общества возможность получить ответы на совершенно естественные вопросы.

Какие цели ставило перед собой министерство здравоохранения и социального развития в 2005 году? Учитывались ли возможные последствия реформ? Что сделано для снижения рисков? Существует ли обратная связь с потребителями бюджетных услуг? Ведь эти рассерженные пенсионеры и милиционеры - как раз и есть потребители услуг Минздрава.

Заглянем в доклад Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (см. opec.ru Сводный доклад Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов под руководством А.Д. Жукова). Ничто в нём не предвещает разразившейся грозы.

Стратегические цели Министерства на 2005 год выглядят абсолютно бесконфликтно:
1. повышение реальных денежных доходов населения, сокращение числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
2. развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации
3. повышение доступности и качества медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
4. содействие занятости населения, обеспечение государственных гарантий трудовых прав граждан.
5. содействие вовлечению населения в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом.

Для тех, кто еще не догадался, все проблемы вызваны стремлением к цели No 2, а точнее, решение задачи 2.1. "Обеспечение поэтапного роста среднедушевого дохода нуждающихся граждан, на которых распространяются установленные федеральным законодательством меры социальной поддержки", которая и обеспечивает достижение этой цели.

Как записано в докладе Министерства, "для решения указанной тактической задачи предусматривается ввести денежные выплаты гражданам вместо натуральных льгот, увеличив тем самым расходы федерального бюджета (в год на одного получателя в среднем) с 2,9 тыс. рублей в 2002 году до 12,1 тыс. рублей в 2005 году, до 13,4 тыс. рублей в 2007 году. В совокупности с другими мероприятиями это позволит уменьшить численность граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума (с учетом ее роста), на 10-12 млн. человек. Одновременно предстоит повысить эффективность и доступность лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения этой категории граждан за счет предоставления им пакета социальных услуг". (см. opec.ru Сводный доклад).

Оценивать "уровень реализации указанной задачи" предлагается по следующему показателю: "ежемесячные совокупные выплаты и иные формы социальной поддержки из федерального бюджета на одного нуждающегося гражданина".

Понятно, что контрольный показатель, выбранный таким странным образом, продемонстрирует сумасшедший рост расходов федерального бюджета. При этом Министерство (да и Правительство тоже) не получит важнейшей информации - о том, как оценивают потребители услуг "эффективность и доступность лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения", а также о том, в какой степени денежные выплаты замещают льготы. Без этой информации невозможна нормальная оперативная работа.

Надеюсь, конфликтная ситуация подтолкнёт власть не к поспешным шагам, а к реальной оценке издержек и выгод от намечаемых реформ, учёту мнения потребителей услуг государства при работе над бюджетными программами.

14 января 2005


Док. 302375
Перв. публик.: 11.05.05
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 327

  • Богданов Леонид Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``