В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Рябов: После революции начался отчетный период Назад
Андрей Рябов: После революции начался отчетный период
Новые украинские власти уже не могут игнорировать мнение своих граждан

Годовщины цветных революций в Грузии и в Украине, праздновавшиеся на прошлой неделе, дали их традиционным критикам немало поводов для злословия. Схема такова. На смену романтическим надеждам граждан этих стран на быстрый рост благосостояния и скорое вхождение в сообщество западных государств пришли разочарования. В Украине лидеры революции, перессорившись между собой и задвинув революционные идеалы за кулисы, активно включились в процесс передела собственности - и уровень коррупции стал сопоставимым со временами правления Леонида Кучмы. В Грузии новая власть, не добившись улучшения жизни народа, начала достаточно жестко сдерживать активность оппозиции. Чем не повод еще раз поговорить о бессмысленности революций, после которых все неминуемо возвращается на круги своя!

Так стоит ли менять прежнюю власть, расшатывая при этом основы государственности? Что касается этих самых основ, то тут с критиками революций, пожалуй, можно согласиться. Конечно, плавные и постепенные реформы лучше революционной смены власти, поскольку в первом случае социальных, экономических и иных издержек на порядок меньше. Но ведь революции, выводящие на улицы многотысячные толпы обычных граждан, не могут быть лишь результатом чьего-то злого умысла. Если бы Кучма и Шеварднадзе не стремились к удержанию власти (или передаче ее преемнику) любыми способами и не пошли бы на грубейшие фальсификации результатов выборов, никаких революций в Киеве и Тбилиси не было бы. Власть конституционным путем перешла бы в руки тех, кто получил поддержку большинства народа.

Несоответствие же деятельности новых властей романтическим идеалам времен бурных потрясений тоже вовсе не является специфической чертой постсоветских цветных революций, их своеобразным эксклюзивным антидостижением. Революции - будь то буржуазные, социалистические, религиозные или какие-то иные - везде и во все времена сопровождались гигантскими выбросами утопического сознания, несбыточных ожиданий. Но реальная жизнь в постреволюционные эпохи неизменно оказывалась сложнее простых и доходчивых лозунгов. А люди - как вожди, так и рядовые участники событий - как выяснялось, явно не дотягивали до революционных идеалов.

Массы же, увидев, что их обманули, уходили в частную жизнь, давая новым верхам полный карт-бланш на то, чтобы "навластвоваться всласть". Поэтому вызванные революциями волны высоких ожиданий неизбежно сменялись периодами разочарований и утраты интереса к политике. За примерами не нужно далеко ходить: достаточно вспомнить нашу собственную демократическую революцию августа 1991-го, которую вскоре стали называть "украденной" и "преданной".

И в этом смысле развитие событий в Украине или в Грузии - отнюдь не исключение из правил, а напротив - обычная постреволюционная история. Потому что в "сухом остатке" революции предоставляют совершившим их народам не более чем шанс начать длительное восхождение по изобилующему сложностями пути созидания нового общества. Одни используют подобную возможность довольно эффективно, другие ее упускают. И с этой точки зрения весьма опрометчиво утверждение, что цветные революции были бессмысленными. По крайней мере, в отношении Украины.

Несмотря на склоки в руководстве оранжевых, власть в Украине стала, несомненно, более зависимой от населения. Какие бы помыслы на самом деле ни одолевали украинских вождей, но они вынуждены думать о том, что делать для повышения уровня жизни основной массы населения. Потому что своим приходом к власти они обязаны революции, прошедшей под лозунгами социальной справедливости. И революционное происхождение заставляет украинских политиков в борьбе за власть апеллировать к большим группам избирателей, искать у них поддержку, приводя рациональные доводы, предлагая стратегии развития. В отличие от прежних времен, когда верхи вовсе не были обязаны разъяснять обществу свои цели и в конкуренции с другими программами убеждать людей в правоте проводимого курса. Считалось, что народ, являющийся всего лишь объектом для примитивного манипулирования, съест все, что ему предложат.

И даже то, что сегодня украинские политики вынуждены на публике открещиваться от обвинений в превышении должностных полномочий и коррупции, а не молчать, полагая, что послушная судебная система в случае чего поможет им выйти сухими из воды, - тоже является достижением революции. Одним словом, площадка для дальнейшего продвижения к нормальному демократическому обществу все же постепенно формируется. А это уже результат. Хотя, может быть, не очень заметный на фоне нынешних скандалов и разоблачений.

Что, кстати, очень характерно для нашей страны, где принято считать любые не санкционированные сверху изменения бесполезными и даже вредными.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2005/89/20.html
27.11.2005



Док. 302310
Перв. публик.: 27.11.05
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 326

  • Рябов Андрей Виленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``