В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Практика регулирования международных кредитных отношений России. Назад
Практика регулирования международных кредитных отношений России.
         ГЛАВА III

Практика регулирования международных кредитных отношений России.

3.1 Управление внешним долгом России.

Начав переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, Россия старалась придерживаться позиции, предусматривающей безусловную выплату своих обязательств, а также достаточность правительственных гарантий при изменении сроков их оплаты. Однако с 1992 г. в условиях обострившихся экономических, в том числе валютно-финансовых трудностей, она была вынуждена неоднократно задерживать выплаты не только основной суммы долга, но и процентов. При этом из-за желания поддержать имидж первоклассного заемщика и без пяти минут члена "семерки" позиция страны в отношении обслуживания и погашения внешнего долга не была своевременно изменена с учетом специфики переходного периода к рыночной экономике.
С учетом мирового опыта основной формой регулирования кредитных отношений России с западными кредиторами стала реструктуризация задолженности, дающая возможность осуществлять текущие платежи в объеме меньше долговых обязательств по графику, но не снижающая совокупное долговое бремя страны. Отношение платежей России по обслуживанию долга к экспортным доходам в 1992-1993 гг. превышало 30%, а по фактическим выплатам - составляло лишь 6-7%. При этом вопросы стратегии и концепции управления внешним долгом органами власти практически не рассматривались, не были они затронуты ни в Программе углубления экономической реформы 1992 г, ни в Программе Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-95 гг. На этом этапе правительство сосредоточилось на двух задачах - добиться отсрочки платежей, в том числе процентных в лучшем случае, и централизации части валютной выручки экспортеров за счет обязательной ее продажи государству.
Управление внешним долгом в 1992-1994 гг. не имело четкой программы; установки на переговорах, фиксировавшиеся в соответствующих директивах, менялись по принципу "от достигнутого", часто не имели расчетов и обоснований и часто диктовались далеко не экономическими причинами. Основным методом урегулирования внешней задолженности России в этот период были трехмесячные отсрочки платежей в обмен на выполнение обязательств по проведению рыночных реформ и достижению определенных макроэкономических показателей: уровня инфляции, бюджетного дефицита и других.
Один из практиков в области управления внешним долгом А.Вавилов, курировавший данную проблему в должности заместителя министра финансов России в середине 1990-х гг., предложил деление процесса реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР на четыре этапа:
    1992-1993 гг. - предварительные переговоры и трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга;
    1993-95 гг. - подписание первых трех краткосрочных соглашений о реструктуризации с Парижским клубом;
    апрель 1995 г. - конец 1996 г., начавшийся с подписания всестороннего соглашения с Парижским клубом о реструктуризации долга на сумму 38 млрд. долл.. (погашение 45 % в течение 25 лет - до 2020 г. и 55% - в течение 21 года, начала погашения основной суммы - с 2002 года нарастающими платежами) и затем - соответствующее соглашение с Лондонским клубом на сходных условиях: рассрочка на 25 лет, сумма 28,5 млрд. долл. США (из них основной долг - 22,5 млрд. долл. США), погашение основного долга (облигации PRIN с погашением до 2020 г.) и процентов (облигации IAN - до 2015 г.);
     заключительный, как предполагалось, этап, который начался в конце 1996 г. с рейтингового бума, приведшего к обострению внешнедолговой проблемы страны.
    Ход урегулирования внешнего долга представлен следующей хронологией:
    В январе 1992 года, когда еще действовала солидарная ответственность стран СНГ, в результате переговоров российских представителей с членами Парижского клуба достигнуто согласие кредиторов на отсрочку погашения основного долга (3,2 млрд. долл. США), образовавшегося до января 1991 г. и подлежавшего выплате в декабре 1991 г.
    В 1993 г. объектом переговоров стал основной советский долг западным банкам (около 24 млрд. долл. США) плюс просроченные проценты (около 3 млрд. долл. США). Банки потребовали включения в соглашение статьи об отказе России от "суверенного иммунитета". Это позволило бы им обратить взыскание на российскую государственную собственность за рубежом в случае невыполнения страной своих обязательств. Проблема была снята только в октябре 1994 г. Банки согласились, чтобы с российской стороны ответчиком выступал Внешэкономбанк, а российское правительство подтвердило гарантии платежей. Долг был отсрочен на 10 лет с льготным периодом 5 лет. Таким образом, согласие на отсрочку платежей дали и 12 иностранных коммерческих банков - крупнейших кредиторов бывшего СССР. При этом шла речь о внешнем долге, который возник до января 1991 г. и подлежал оплате между декабрем 1991 г. и мартом 1992 г. СССР должен был выплатить только в декабре 1991 г. 3,4 млрд. долл. США по основному долгу и 134 млн. долл. США по процентам.
    В 1993 г. Россия достигла первого соглашения о реструктуризации долга со странами-членами Парижского клуба. Затем последовали аналогичные соглашения 1994 и 1995 гг.
    В апреле 1996 г. было достигнуто глобальное соглашение с Парижским клубом на сумму около 40 млрд. долл. США, покрывающее в т.ч. задолженность по процентам, подлежащая оплате в период между январем 1996 г. и апрелем 1999 г. и всю ранее реструктуризированную задолженность. Погашение было оформлено с периодом погашения 45% процентов отсроченной суммы до конца 2020 г. и 55 % - до 2016 г. с началом выплат в 2002 г. Первые выплаты по этому соглашению были произведены в феврале и августе 2002 г.
    За 1993-1996 гг. кредиторы-члены Парижского клуба заключили с Россией три соглашения о реструктуризации долга и платежей по его обслуживанию.
                                    Таблица 17
    Соглашения о реструктуризации внешнего долга России с кредиторами - членами Парижского клуба.
    Дата согла-шения         Сумма
    (млрд. долл.)        Период
    Отсрочки
     (лет)        Льготный период
     (лет)        Период консолидации (мес.)
    Апрель 1993         14,4         9,5         5         12
    Июнь 1994         7,1         15,3         2,8         12
    Апрель 1996         40         23,0         4,0         39
    
    Очередное соглашение о реструктуризации было заключено с Парижским клубом в августе 1999 г. на сумму около 8,3 млрд. долл. США, включающую просроченные платежи по основному долгу по состоянию на конец июня 1999г. и проценты, приходящиеся на период июль 1999 - конец декабря 2000 г. Подлежала реструктуризации сумма, состоящая из ранее реструктуризированной и не попавшей в реструктуризацию задолженности бывшего СССР. 30 процентов суммы должны быть погашены до 2020 г. и 58% - до 2016 г., около 12 процентов погашаются до 2005 г., в том числе 600 млн. долл. США было погашено в августе 2002 г.
    Из общей суммы долга бывшего СССР около 1,6 млрд. долл. США с погашением в январе 2001 г. не было включено в реструктуризацию и на настоящий момент полностью погашены.
    Параллельно Россия вела переговоры и с иностранными коммерческими банками, объединенными в Лондонский клуб. Его Банковский консультативный комитет возглавил Дойче Банк. Достижению соглашения препятствовала позиция банков-кредиторов в пользу отказа России от государственного иммунитета. В конечном счете члены Лондонского клуба пересмотрели эту позицию, а также признали Внешэкономбанк в качестве должника, имеющего правительственную гарантию. Условия реструктуризации с Лондонским клубом по существующей мировой практике должны были соответствовать условиям Парижского клуба.
    Долгосрочное соглашение о реструктуризации советского долга с Лондонским клубом, подписанное 16 ноября 1995 г. во Франкфурте, предусматривало реструктуризацию всего долга на сумму 32,5 млрд. долл. США, включая основной долг 25,5 млрд. долл. США и - проценты 7 млрд. долл. США. Срок погашения этой части долга был установлен в 25 лет при отсрочке первых выплат на 7 лет. Соглашение вступило в силу после принятия его условий большинством банков-кредиторов.
    Реструктуризация позволила снизить остроту проблемы внешнего долга для России и облегчила получение новых международных кредитов, необходимых в условиях нехватки внутренних источников доходов бюджета. В соответствии с мировой практикой ключевую роль в подтверждении кредитоспособности России, как и любой другой страны, играли предоставленные кредиты МВФ, служившие актом одобрения экономической политики страны.
    Всеобъемлющее соглашение с Лондонским клубом было закрыто к декабрю 1997 г., соответствующие облигации Внешэкономбанка были выпущены на сумму основного долга ("рабочее" название облигаций - PRIN) на сумму 22,2 млрд. долл. США и процентные облигации (IAN) на оставшуюся часть.
    Завершающим аккордом в теме задолженности Лондонскому клубу было переоформление облигаций ВЭБа в еврооблигации со сроками погашения в 2030г. сумм основного долга на общую сумму 18,2 млрд. долл. США и в 2010г. на суммы процентов, достигших 2,5 млрд. долл. США. Наличный платеж, покрывший просроченные процентные выплаты составил 275 млн. долл. США.
    В 1993-1995 гг. удалось также в основном урегулировать отношения по внешним долгу и активам со странами, не входящими в Парижский клуб, в частности, с европейскими странами бывшего СЭВ: преимущественно основной долг по кредитам, полученным бывшим СССР в период с января по декабрь 1991 г., включая реструктуризированную ранее часть по соглашениям 1993, 1994 и 1995 гг.: общий период рассрочки - 20 лет; льготный период - 6 лет; начало погашения - с декабря 1995 г.; процентная ставка фиксировалась в двусторонних соглашениях на базе взаимоприемлемых рыночных ставок; погашение обеспечивалось комбинацией полугодовых платежей: по задолженности, возникшей до 1991г., плавно нарастающих и убывающих; по возникшей в 1991г. - плавно нарастающих.
    Иностранным фирмам-поставщикам по контрактам на условиях негарантированных коммерческих кредитов, вынужденно перешедшим после остановки платежей Внешэкономбанком в разряд долгосрочных кредиторов, также предлагалось согласиться на отсрочку платежей. В октябре 1994 г. на сессии МВФ/МБРР в Мадриде был распространен меморандум о готовности правительства России принять на себя ответственность по обслуживанию и погашению этой части внешнего долга, если она будет реструктуризирована по аналогии с прочей задолженностью. Некоторые платежи были произведены, а российские долговые требования выкуплены со скидкой (см. главу вторую). В настоящее время готовится проведение урегулирования этого типа задолженности на условиях урегулирования задолженности Лондонскому клубу кредиторов, подписанного в 2000 г. Принято соответствующее решение Правительства по данному вопросу, с приложением порядка и критериев выверки и принятия задолженности к погашению. Оценка объема этого вида задолженности - 2,2 - 2,3 млрд. долл. США (без учета задолженности Международному инвестиционному банку и Международному банку экономического сотрудничества и процентов, начисленных на сумму коммерческой негарантированной задолженности по схеме урегулирования задолженности Лондонскому клубу кредиторов).
    
    1997 г. был знаменателен для России тем, что в результате присоединения к Парижскому клубу в мире ее стали считать страной-кредитором почти членом "семерки". Россия была подключена к обсуждению глобальных финансовых проблем. Однако августовский кризис 1998 г. вновь вернул страну на уровень 1993 г. По признанию заместителя министра финансов (в последующем - министра финансов России, ныне - премьер-министра) М.Касьянова к лету 1998 г. Россия уже не выплачивала проценты кредиторам-членам Парижского клуба. За оставшиеся полгода 1998 г. необходимо было заплатить - 3 млрд. долл. США с учетом просроченных платежей Парижскому клубу.
    Позиция российской делегации на переговорах с западными кредиторами на тот период заключалась в реструктуризации только долгов по ГКО-ОФЗ, не касаясь других международных обязательств. Тем самым преследовалась цель восстановить доверие к России, не довести дело до признания ее банкротом, что отбросило бы страну к ситуации 1992 г. при еще более неблагоприятном сочетании политических и экономических факторов, и почти удвоении долгового бремени. К 1999 г. государственная внешняя задолженность России составляла около 160 млрд. долл. США, что вдвое больше, чем в 1992 г., на фоне продолжавшегося экономического спада.
    Определенным достижением переговорной тактики стал взятый Россией с 1998 г. курс на автономный статус "нового" российского долга и подтверждение готовности его обслуживать и погашать на первоначальных условиях в отличие от "советского" долга. Реструктуризация "нового" российского долга стала безусловно необходима к середине 90-х, так как его ситуация неоднократно обострялась при пиковых нагрузках погашения (в 1991-92 и 1998-99 гг. и вновь обострится в 2002-2004гг. и в последующие пять лет).
    Сама структура внешней задолженности была неблагоприятной для России как страны-должника. По классификации Всемирного Банка, внешний долг стран подразделяется на краткосрочный, заимствования у МВФ и долгосрочный. Последующее деление долгосрочного долга проводится по признаку кредитора и дебитора. По признаку кредитора привлеченные средства подразделяются на полученные от государственных органов и организаций (в соответствии с много- или двусторонними соглашениями) или частных кредиторов (в т.ч. коммерческих банков, держателей выпущенных российских облигаций и прочие). В сумме долга заемщика выделяется частный негарантированный долг, государственный и имеющий государственные гарантии.
    При превалировании технической стороны в данной классификации она все же определяет и уровень ответственности страны перед кредиторами в части формализации обязательств. Неблагоприятным для России моментом является именно тот факт, что первоочередными считаются обязательства по отношению к международным организациям, государствам и имеющие государственные гарантии, а именно они составляли около 90% задолженности бывшего СССР. При этом Россия продолжает относиться к странам со средним доходом на душу населения и не имеет формальной возможности и в дальнейшем настаивать на снисхождении кредиторов.
    Ответственность непосредственно государства распространяется прежде всего на государственные долги, при этом в российском варианте дифференциация внутреннего и внешнего долга стерта и не без недосмотра монетарных властей страны.


Official Financing for Developing Countries// Washington - IMF,- Febr. - 1998.pg 64-68
Вавилов А., Ковлишин Е. Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика //Вопросы экономики-1999-No5,с.78-79

Док. 302302
Перв. публик.: 11.05.98
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 378

  • Карелин Олег Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``