В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Бесхмельницын: Сверхзадача реформирования естественных монополий - сделать лучше и дешевле Назад
Михаил Бесхмельницын: Сверхзадача реформирования естественных монополий - сделать лучше и дешевле

Михаил Иванович, какова роль Счетной палаты в обеспечении финансовой открытости кампаний монополистов? Кому идет информация, которую Вы получаете в ходе проверок?

Все монополисты, и РАО "ЕЭС", и Газпром, и МПС, а также Транснефть периодически подвергаются проверкам финансово-хозяйственной деятельности со стороны Счетной палаты. Эти проверки охватывают значительно больше вопросов и проблем, чем простые аудиторские проверки, или проверки по линии Минфина. После рассмотрения на коллегии материалы оформляются как представление СП, которое направляется в правительство РФ, в министерства, ведомства. Идет напрямую информация Президенту России. Окончательные отчеты мы публикуем в открытой печати. Есть бюллетени Счетной палаты, вывешиваем также на сайте СП. При необходимости даем возможность ознакомиться всем желающим. И обязательно - журналистам.

Вы проводите проверки по всем четырем компаниям-монополистам - Газпроме, РАО ЕЭС, МПС и Транснефти. Какая из них наиболее открыта? Где финансовая отчетность в большем порядке?

Идут на сотрудничество они все. Вольно или невольно. Потому что, если они не предоставят нам полный запрашиваемый объем информации, либо представят искаженную информацию, тогда вступает в силу статья 13 Закона о СП, которая предусматривает уголовное преследование руководителя, в том числе, и этих кампаний. В соответствии со статьей 289 УК, могут применяться соответствующие санкции. С другой стороны, понятно, что к проверяющему такое отношение, что выносить весь сор из избы, так сказать, демонстрировать болячки на просмотр никто не будет. Поэтому у нас есть соответствующие стандарты. Мы разрабатываем и обсуждаем у себя программу проверки. Больше всего надеемся на профессионализм тех, кто непосредственно работает по проверке этих компаний, а не на то, что они нам на блюдечке что-то принесут.
Естественно, используем прежде всего те документы, которые принимаются в компании. Начиная от решений общих собраний, заключений профессиональных аудиторов, первичных документов, и всего того массива документов, который сопровождает финансово-хозяйственную деятельность.

А все-таки, наиболее открытая компания...

Наиболее открытая компания, - это сегодня Газпром. На второе место я бы поставил РАО "ЕЭС России", потом Транснефть, и потом только МПС.

В какой из компаний успешнее идет реформа?

Пока настоящее реформирование не идет. Идут только разговоры, согласования. Есть концепции, есть рабочие группы. Об успешности или неуспешности реформ мы сможем судить тогда, когда будут какие-то результаты. Красивое написание бумаги, а также разного рода высказывания и заклинания мало общего имеют реальным положением дел, которое будет после реорганизации. Если, например, мы будем свидетелями снижения тарифов, или хотя бы не увеличения их, если энергетики обеспечат устойчивое энергоснабжение, если железная дорога будет нормально осуществлять грузовые и пассажирские перевозки, а также если будет расти капитализация вновь созданных компаний, мы тогда сможем с вами сказать, что процесс реформ идет успешно. Если же эти задачи не будут решены, вновь созданные компании будут деградировать, не будет притока инвестиций, будет неконтролируемый рост тарифов на услуги естественных монополий, никакие заклинания, красиво написанные бумаги и законы никакой ценности иметь не будут.

И в мире и в России еще не успели забыть скандал с ENRON, когда уважаемая аудиторская фирма "Артур Андерсен" искажала информацию о финансовом состоянии компаний. Если вернуться к нашим компаниям - гигантам, таким как РАО ЕЭС и Газпром, есть ли в России такие аудиторы, которые могут давать качественную информацию о положении дел?

Есть, конечно. Я сторонник того, чтобы аудиторскую компанию меняли не реже, чем раз в 4 - 5 лет. А вообще, на мой взгляд, оптимальный вариант, чтобы фирма-аудитор, которая занимается такими гигантами, как РАО "ЕЭС", Газпром, МПС, работала бы три года, не больше. Дальше должен быть другой аудитор. Чтобы не было эффекта привыкания. А под этим эффектом каждый может понимать, что хочет. Второй момент. На мой взгляд, в России уже есть компании, которые по объему и качеству услуг никак не уступают большой пятерке. Я не буду их называть по одной причине, чтобы не делать рекламу. Но всякий, кто интересуется этим делом, может взять рейтинговые таблицы, посмотреть и выбрать из первой десятки, даже двадцатки. Выбрать из них и получить услуги не хуже, чем услуги этой большой пятерки.

У нас пока нет громких скандалов, аналогичных ENRON - Артур Андерсен...

Нет, пока. Но, откровенно говоря, мы еще не занимались по-солидному контролем деятельности аудиторов в России. СП только приступает к этому. Например, сейчас, пред годовым собранием Сбербанка, я истребовал аудиторское заключение по проверке годового отчета за 2001 год. И до собрания мы проведем тщательный анализ этих документов у себя в СП. Если будет необходимо, мы выскажем свою точку зрения, на общем собрании Сбербанка. И так будет по каждой компании, которая подконтрольна Счетной палате.

В том числе и естественные монополии.

В первую очередь!

В марте была дискуссия между Степашиным и Касьяновым о полномочиях СП. Касьянов сказал, что поправки в закон о Счетной палате нарушают Конституцию. Как Вы прокомментируете это заявление?

Насколько мне известно, господин председатель правительства в Конституционный Суд не обращался. Я считаю вопрос исчерпанным.

А каких, на Ваш взгляд, полномочий не хватает СП?

Считаю, что на сегодняшний день полномочий достаточно. Их могло быть недостаточно, если бы и председатель СП и коллегия СП не заключили соглашения фактически со всеми правоохранительными органами. Речь идет о Прокуратуре, ФСБ, Налоговой полиции и т. д.

В апреле газета "Ведомости" написала о масштабной программе опционов для поощрения менеджеров РАО "ЕЭС. Как Вы думаете, это внутренне дело компании, или здесь слово должно сказать государство?

Нет, это не внутреннее дело компании. Программа опционов пока не утверждена. Если поощрения будут связаны жестко с результативностью работы компании - это нормальная мировая практика. Если это будет связано только с тем, что человек, работая в компании на момент ее реформирования, оказался, что называется, в нужное время и в нужном месте, и только за это он получает ценные бумаги, другие какие-то преимущества или преференции, - это неправильно.

Анатолий Чубайс, Сергей Дубинин говорят, что тарифы на электроэнергию в России занижены по сравнению с США и Западной Европой. Как Вы считаете, есть резон равняться на западные тарифы?

Мы на западные тарифы по электроэнергии равняться не можем. По двум причинам. Во-первых, у нас холодная страна, доля энергозатрат объективно выше. Во-вторых, наши энергетики пользуются и газом, и углем по значительно более низким ценам, чем западные производители электроэнергии. Зарплату в нашей энергетике промышленно-производственному персоналу платят значительно меньшую. Поэтому разговоры о том, чтобы равняться на Запад не имеют экономических обоснований. Тарифы формируются не потому, что мы видим, какие они на Западе, это не экономический подход. Прежде всего надо смотреть, какие затраты несет компания по выработке электроэнергии.

Чем рискует государство в ходе реформы "естественных монополий"?

Всякое новое дело - риск. Главное - сделать не хуже, чем было до сих пор. Главная задача, сверхзадача в ходе реформирования естественных монополий, на мой взгляд, должна быть сформулирована таким образом: лучше и дешевле. Я имею в виду по той продукции, услугам, которые оказывают естественные монополии. Если эта задача будет реализована, значит, все хорошо. Если она не будет реализована - плохо, и надо будет возвращаться назад.

Если ошибиться сейчас, возможно ли потом исправить, вернуться назад?

Это неправильно, что пути назад не будет. Например, английские железные дороги за последние полсотни лет более трех раз приватизировались, и потом снова становились государственными. И ничего страшного. Главное - все просчитать. И действовать, как у себя дома. Не оглядываться только на зарубежный опыт и всякого рода советчиков, которые преследуют, порой, корпоративные либо личные цели. Есть хорошая пословица русская: на Бога надейся, а сам не плошай. Так и здесь. Советы слушай, а делай так, как выгодно компании, государству и каждому отдельному человеку.
Вот тогда не ошибешься.

24 мая 2002



Док. 302119
Перв. публик.: 29.05.02
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 379

  • Бесхмельницын Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``