В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Березинская: Кредитование машиностроительного комплекса: информация к размышлению Назад
Ольга Березинская: Кредитование машиностроительного комплекса: информация к размышлению
В последнее время в связи с замедлением роста промышленного производства и экономики России в целом особую актуальность приобрела проблема поиска точек роста - отраслей, динамичное развитие которых позволит экономике выйти на необходимые для удвоения ВВП темпы роста.


Симметричной проблемой уже не экономистов, а финансистов является поиск субъектов, кредитование которых позволит обеспечить стабильные процентные поступления при высоком уровне надежности вложений. Нехватка качественных заемщиков среди предприятий промышленности и реализация политики управления кредитными рисками уже привели в 2004 г. к стагнации кредитования промышленного производства. На злободневность задачи поиска точек роста кредитной активности указывает и тотальный характер, который приобрело предоставление банками розничных продуктов - выдача ресурсов физическим лицам, гораздо менее нормативно регулируемая с точки зрения кредитных рисков, чем кредитование предприятий. При этом формальное превышение ставкой по кредитам физическим лицам ставки кредитования предприятий, по всей видимости, не является главной причиной агрессивного продвижения кредитных организаций на рынок розничных услуг, поскольку сопряжено со значительными трансакционными издержками по сопровождению относительно небольших сумм кредитных ресурсов, а также с меньшей надежностью кредитных вложений.

Пока кредиты населению предоставляются преимущественно для покупки товаров длительного пользования и автомобилей - то есть продукции, производимой машиностроительным комплексом. Это означает, что в обмен на объективное повышение рискованности активов кредитных организаций (в связи с рискованностью слабообеспеченных кредитов населению) российская экономика практически ничего не приобретает: рост потребительского спроса поддерживает в основном импорт (бытовой техники и автомобилей), а не увеличивает спрос на отечественную промышленную продукцию.

Если в начале 2001 г. объем кредитов, предоставленных российской банковской системой населению, был в 2.5 раза меньше, чем кредитные заимствования машиностроения (кредиты банков и займы нефинансовых структур), то спустя четыре года данное соотношение изменилось зеркально: кредитование населения превысило прямые кредитные вложения в машиностроительный комплекс России вдвое! Это совершенно ожидаемо отразилось на соотношении выпускаемой и импортируемой машиностроительной продукции. При том что в 2000 г. стоимость выпуска машиностроительного комплекса России превышала стоимость импорта машин, оборудования и транспортных средств в 2.2 раза, то в 2004 г. - всего в 1.7 раза. Стоимостный объем импорта вырос за четыре года на 180%, тогда как выпуск отечественной машиностроительной продукции - только на 117%.

Кредитование и производство машиностроительного комплекса

Источник: Росстат, ГТК, ЦБР, Центр развития.

Таким образом, кредитование населения в нынешнем "авантюрном" варианте, с одной стороны, увеличивает риски банковской системы и оттягивает ресурсы, которые могли бы быть вложены в развитие российской промышленности, с другой, - финансируя импорт, способствует более быстрому снижению конкурентоспособности отечественного промышленного производства. Эти соображения делают весьма целесообразным более детальный анализ перспективности исключительно неоднородного по своей природе машиностроительного комплекса с точки зрения расширения кредитных вложений в него.

Полный текст читайте на сайте Аналитической лаборатории "Веди"

20 сентября 2005

Док. 301975
Перв. публик.: 10.05.06
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 326

  • Березинская Ольга Борисовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``