В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Березинская: Существующая дифференциация НДС по отдельным товарным группам - это максимум, на который могут рассчитывать товаропроизводители Назад
Ольга Березинская: Существующая дифференциация НДС по отдельным товарным группам - это максимум, на который могут рассчитывать товаропроизводители
Ольга Борисовна, Многие представители бизнеса и эксперты констатируют невозможность развития частного сектора, падение конкурентоспособности нашего производства, износ основных фондов и т.д. Одной из основных причин тому - налоговое бремя, а особенно актуальна проблема снижения НДС. Премьер министр Михаил Фрадков, в начале 2006 года, подписал стратегию социально-экономического развития, в которую он включил требование о снижении НДС до 13% до 2008 года. В противовес этому министром финансов Алексеем Кудриным и министром экономического развития и торговли Германом Грефом приводятся доводы неготовности экономики к снижению ставки налога, возможно по той причине, что им трудно расстаться со столь легко собираемым налогом. Однако многие эксперты полагают, что для развития частного сектора, а следовательно и роста экономики в долгосрочной перспективе, снижение НДС необходимо. Выход может быть найден через некоторое компромиссное решение. Причем желательно, чтобы компромисс в этом вопросе не заключался исключительно в некоторой средней цифре снижения ставки налога, например, до 15%, а приводил бы к решению и других задач в экономике.
В последнее время остро встала проблема инфляции. Для ее снижения, по крайней мере, ее монетарной составляющей, необходимо увеличение предложения товарной массы. Но как можно побудить товаропроизводителей производить больше? Как вариант, НДС стоит не просто снижать, а дифференцировать по объему выпуска продукции, конечно, с поправкой на специфику отраслей и типовые характеристики выпускаемой продукции. Т.е. ставка налога зависит от того, сколько реально выпустил производитель, чем больше, - тем меньше, соответственно, налог. Реализуема ли такая схема с Вашей точки зрения? И какие еще компромиссные варианты возможны?

Схема, возможно, и реализуема, но результатом ее реализации станет не только падение поступлений в бюджет, но и изменение природы налога (налога на создаваемую стоимость), а также утрата его существенной положительной характеристики - прозрачности. Существующая дифференциация НДС по отдельным товарным группам, по всей видимости, - это максимум, на что реально можно рассчитывать товаропроизводителям. Введение регрессивной шкалы НДС по объему добавленной стоимости, а тем более по объему выпуска слишком сильно увяжет процедуру начисления НДС с мастерством бухгалтеров и организацией товарно-денежных потоков. Непредсказуемые по масштабам потери бюджета и резкое падение прозрачности этого налога очевидно станут главными - и естественными - аргументами Минфина на самых дальних подступах к рассмотрению даже самой идеи такой налоговой новации. Нельзя отрицать, что сейчас налоговая дисциплина в России значительно выросла по сравнению с периодом двух-трехлетней давности, но вряд ли гуманно искушать предпринимателей возможностью оптимизировать эти платежи, усложняя порядок их начисления.

Что касается проблемы снижения НДС и его влияния на динамику инвестиций, производства и цен, то прямой характер этого влияния совершенно неочевиден. Не факт, что сэкономленные на налоге ресурсы будут работать на снижение цен, увеличение предложения товаров или будут направлены на инвестиции.

В отношении потребительских цен у нас есть конкретный опыт отмены 5%-ного налога с продаж, который если и привел к снижению цен, то только в рамках отдельных рекламных акций. Более того, эта налоговая новация сделала возможным значительный рост цен производителей в начале 2004 г. - с учетом неизменности потребительских цен и уменьшения платежей в бюджет, торговля нормально восприняла существенный рост отпускных цен на товарную продукцию.

Что касается инвестиций, то для их увеличения приоритетным является формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего предпринимателей, - именно он является "необходимым" условием для активизации инвестиционной активности. Вопрос об объеме ресурсов для ее финансирования, - это вопрос "достаточности" условий, который решается не только фискальными методами: прошедший год для российских товаропроизводителей оказался весьма неплохим с финансовой точки зрения, и вряд ли их собственные инвестиционные ресурсы сократились; кроме того, финансирование инвестиций можно проводить и за счет привлеченных ресурсов.

Таким образом, в настоящее время введение регрессивной шкалы НДС, направленное на формирование у товаропроизводителей дополнительного объема ресурсов, который гипотетически может быть инвестирован, с большой вероятностью, не вызовет значимого отклика в виде роста инвестиций. В то же время, эта смелая налоговая новация качественно снизит ценность НДС как достаточно прозрачного налога, имеющего высокую значимость для наполнения бюджета.

23 марта 2006



Док. 301969
Перв. публик.: 10.05.06
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 307

  • Березинская Ольга Борисовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``