В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Белянин: Два равновесия в координационной игре между денежными властями и представителями бизнеса Назад
Алексей Белянин: Два равновесия в координационной игре между денежными властями и представителями бизнеса

Алексей Владимирович, скажется ли повышение требований к соблюдению этических норм на финансовом рынке на стоимости денег?

Я думаю, скажется. Однако, влияние может быть двояким. С одной стороны, если считать, что власти сделают участникам финансового рынка такое предложение о внедрении новых этических стандартов, от которого те не смогут отказаться, то некоторые операции, которые сейчас выгодны, окажутся невозможными. А если уменьшатся возможности для прибыльного вложения денег, то финансовые институты будут вынуждены работать лишь с ограниченным набором операций, и будут компенсировать свои потери в ресурсной базе за счет более высоких процентных ставок. А это, естественно, приведет к тому, что будет снижено предложение денег для реального сектора экономики, и деньги станут дороже.

С другой стороны, возможен и более оптимистичный сценарий, при котором ситуация на денежном рынке станет настолько более прозрачной, выгодной и ясной для всех участников этого рынка, что на него вернутся какие-то деньги, которые сейчас лежат, например, в государственных ценных бумагах, или даже на зарубежных и оффшорных счетах. Если уровень ответственности и прозрачности бизнеса возрастет настолько сильно, что инвестиции в Россию станут привлекательными, то в страну могут вернуться большие капиталы, что увеличит предложение денег и соответственно, они станут более дешевыми.

Проблема в том, что на самом деле эти два случая - два разных равновесия в своеобразной координационной игре между денежными властями и представителями бизнеса. Если денежные власти сумеют уговорить представителей бизнеса, что им выгодно работать в России и выгодно прийти сюда с большими деньгами, то реализуется второе равновесие. Если же такого уговора не произойдет, а просто будет некое ужесточение политики одного из игроков, без молчаливого согласия другого игрока, который деньгами не проголосует, реализуется первый сценарий.

В связи с этими сценариями я бы обратил внимание на еще один аспект. При том что наш финансовый рынок недостаточно развит по сравнению с рынками развитых капиталистических стран, он уже все-таки не младенец, ему уже 15 лет, и у его участников уже есть накопленный опыт работы. В сущности, целое поколение отечественных экономистов, работающих сейчас на этом рынке, сформировалось как специалисты и профессионалы именно в этой, рыночной среде. Поэтому следует понимать, что наш финансовый рынок - это уже не tabula rasa, и что любые решения властей в отношении его институтов неизбежно столкнутся и будут взаимодействоать с уже сложившимися нормами, традициями и привычками тех, кто работает на этом рынке. И если до сих пор эти нормы и традиции были не вполне этическими, то вряд ли следует ожидать, что в один день все поменяется на 180 градусов. Ведь в основе всех норм поведения и сложившихся институтов лежит очень простая и прагматичная вещь: частный интерес тех, кто работает на рынке, и пытается извлечь как можно больше из всякой бизнес-возможности с учетом реально действующих (а не заявленных!) институциональных и правовых ограничений. Можно, конечно, пытаться воздействовать на эти ограничения, в том числе с этических позиций: говорить, что та или иная бизнес-стратегия нецивилизованна, что это - не по-христиански, что Аллах так не велит и т.п. - однако до сих пор-то среда к этому не располагала и не располагает! Можно здесь сослаться на сравнительно недавнее (2001 г.) исследование ВЦИОМ, которое показало, что около 40% населения положительно или терпимо относятся к уклонению от уплаты налогов. Сейчас эта цифра, вероятно, поменялась, но вряд ли стала пренебрежимо малой: люди видят, что текущая ситуация все равно неустойчива, что от налогов все равно уклоняются, что власть далеко не всегда исполняет взятые на себя обязательства (а с этим утверждением, по данным того же опроса, было согласно свыше 90% респондентов) ... Все это к тому, что даже самые хорошие этические стандарты не будут работать до тех пор, пока в обществе у критической массы экономических агентов нет понимания того, что вести себя в соответствии с этими этическими стандартами - в их интересах. А если этические нормы навязывать, - реализуется первый сценарий, что послужит дополнительным тормозом экономического роста.

22 ноября 2004



Док. 301892
Перв. публик.: 10.05.05
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 228

  • Белянин Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``