В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Белянин: Рентная экономика может управляться `по Шувалову`. Рыночная - нет Назад
Алексей Белянин: Рентная экономика может управляться `по Шувалову`. Рыночная - нет
Алексей Владимирович, помощник Президента России Игорь Шувалов выступая на ежегодной инвестиционной конференции американской торговой палаты сказал, что участие иностранных компаний в отраслях экономики РФ должно быть ограничено. В данный момент разрабатывается проект стратегических интересов России. Однако, в этом случае ограничивается участие иностранного капитала в российской экономике. Учитывая, что в этом году Россия намерена вступить в ВТО, возникает вопрос - как заявление Шувалова будет восприниматься иностранными инвесторами, и не осложнит ли это процесс переговоров с ВТО?

Насколько я могу судить, отношение иностранных инвесторов, причем как нынешних, так и потенциальных, к экономике России сейчас достаточно осторожное. С одной стороны, Россия привлекательна для инвестирования в силу своих природных запасов, все еще сравнительно дешевой рабочей силы, а также достаточно емкого внутреннего рынка. С другой стороны, инвесторов не могут не отпугивать такие факторы, как институциональная неустойчивость, непрозрачность бизнес-структур, коррупция чиновников, слабость законодательной базы, в которой сочетается высокая зарегулированность экономической деятельности и наличие большого количества лазеек, которыми "знающие люди" могут пользоваться для достижения неконкурентных преимуществ. И самое главное - неопределенными остаются правила игры в смысле возможности вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

Тот же Шувалов на конференции коснулся дела ЮКОСа, признав (и это, кстати, уже не первое признание чиновников высокого ранга), что оно плохо влияет на инвестиционный климат в России. Предложенные им объяснения преследования компании в том смысле, что они носят "показательный" характер едва ли убедят большинство участников конференции. Ведь ЮКОС неоднократно обращался к властям РФ с предложением урегулировать существующие претензии в менее драматичном порядке, чем это происходит сейчас, т.е. без развала компании. Ни одно из этих обращений не получило ответа от государства - по крайней мере, так говорят представители ЮКОСа, и этого не опровергает ни один государственный чиновник. Какой вывод должен сделать из этой истории любой бизнесмен, и тем более крупный инвестор? Вероятно, тот, что дело не в налоговой дисциплине, а в каких-то других факторах, которые делают "избранные" компании принципиально "непереговорными"; а единственный способ наверняка быть "переговорным" - это безоговорочно принять те правила игры, которые предлагает государство. Более того, все то же дело ЮКОСа свидетельствует о том, что государство оставляет за собой право менять эти правила на ходу, и что согласиться следует и с этим. Нельзя сказать, чтобы это было принципиально невозможно для бизнеса - в конце концов, инвестор может сделать поправки и на эти риски, особенно если деньги пахнут большой нефтью. Однако в развитых рыночных экономиках так не работают, и это обстоятельство шлет инвесторам крайне негативный сигнал.

То есть, вы считаете, что, например, новый закон "О недрах" несвоевременен?

Дело здесь не в законе "О недрах", а в особенностях национального бизнеса. Конечно при прочих равных условиях членство в ВТО - это хороший знак, однако я вовсе не уверен, что после вступления бизнес-климат в России в одночасье станет здоровым и благоприятным: слишком уж много у нас влиятельных лиц, кровно заинтересованных в получении ренты. Им-то прекрасно понятно, что любое открытие рынка - это лишние конкуренты, которые только путаются под ногами, пусть и приводя при этом к повышению благосостояния потребителя. Довольно привести один простой пример: почему местные власти до сих пор нередко противятся значительному притоку инвестиций в свой регион? Казалось бы, кому как не им радоваться надо, что инвесторы идут - так нет же! Причина крайне проста: когда инвестиций мало, их все можно отследить, и направить в предприятия и компании, подконтрольные или лояльные подчас и просто местным властям. Как только поток становится слишком большим, он выходит из под контроля, и порождает конкуренцию тем самым компаниям и предприятиям, в которых власти имеют свой интерес, а следовательно, означают потерю доходов. Эту нехитрую логику нельзя перечеркнуть ни заявлениями крупных чиновников, ни назначением губернаторов, ни законом о недрах, ни членством в ВТО. Если на одной чаше весов стоит общественный интерес, а на другой - личный, то какая чаша перевесит в умах и сердцах тех, кто контролирует денежные потоки? Рад бы ошибиться, но мне лично почему-то не верится, что первая.

Членство в ВТО, естественно, несколько осложнит задачу ловли крупной рыбки в мутной воде - в конце концов, во многом именно поэтому и не пускают иностранных инвесторов в наиболее доходные отрасли промышленности. Однако вряд ли ВТО в одиночку способно положить конец той практике присвоения ренты, которая сложилась в России. Иностранные инвесторы, вероятно, разделяют эту точку зрения - потому и не гоняются со своими долларами и евро за нашим длинным рублем.

30 марта 2005


Док. 301845
Перв. публик.: 10.05.05
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 216

  • Белянин Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``