В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Белянин: Даже успешное решение задачи удвоения ВВП не означает достижения стратегических целей развития Назад
Алексей Белянин: Даже успешное решение задачи удвоения ВВП не означает достижения стратегических целей развития
Алексей Владимирович, судя по вчерашнему докладу Минэкономразвития, Россия, по всей видимости, сошла с траектории удвоения ВВП. Кроме того, МЭРТ утверждает, что предприятия и банки вывезли за рубеж в первом квартале рекордную сумму, около $19 млрд. Почему возник такой отток капитала, и на что рассчитывает правительство, говоря, что уже в 2006 году, как утверждает Минфин, или в 2007 году, по версии Минэкономразвития, Россия перестанет быть донором для зарубежных рынков?

Насколько я понимаю, стремление к удвоению ВВП никто официально не отменял; другое дело, что в текущих условиях стало все более и более понятно, что удвоение ВВП само по себе не очень разумно как самостоятельная цель развития и национальная идея. Не секрет, что в настоящий момент экономический рост обеспечивается во многом за счет высоких экспортных доходов от продажи сырья. Соответственно, темпы роста ВВП и перспективы его удвоения зависят от экзогенных факторов - мировых цен на наше экспортное сырье. Даже если эти цены будут благоприятными, и ВВП удастся удвоить, это вовсе не будет означать, что в экономике произошли положительные структурные сдвиги - развивались наукоемкие отрасли, увеличивался выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости, расширялся экспортный потенциал. Таким образом, даже успешное решение задачи удвоения ВВП не означает достижения стратегических целей развития; само по себе решение этой задачи не позволяет оценить и качество экономической политики. Так что перенос акцентов на другие показатели развития представляется мне адекватным.

Теперь по поводу оттока капитала. Существуют разные оценки величины этого оттока, и хотя точно эту величину не может назвать никто, ясно одно: отток капитала вырос. Первопричина этого обстоятельства, вероятно, также не составляет тайны мадридского двора - она напрямую связана с ухудшением инвестиционного климата в России. Называя вещи своими именами, Россия вступила в эпоху реприватизации и передела собственности, что бы ни говорилось об этом с высоких трибун. Собственники кожей чувствуют это, и как люди рациональные, естественно, предпочитают вкладывать деньги не в национальную экономику, а в более надежное место. Вне зависимости от намерений, законов и судов, в нынешней России права инвестора и собственника защищены плохо - им слишком легко сделать "предложение, от которого нельзя отказаться". И пока эта ситуация не изменилась, инвестиционный климат в России останется неблагоприятным.

И наконец о том, почему правительство все-таки рассчитывает на перелом тенденции к оттоку капитала. Если оставить в стороне чистые декларации благие намерения членов кабинета, то мне видятся три рациональные причины. Во-первых, можно надеяться на положительный внешний эффект, связанный, например, с вступлением России в ВТО, что рано или поздно произойдет. На мой взгляд, этот эффект, окажется не очень весомым, и во всяком случае более слабым, чем инвестиционный климат и институциональные условия, сложившиеся в современной России. Во-вторых, можно полагаться на конкретные меры экономической политики - например, поддержание низкого реального обменного курса или льготы для иностранных инвесторов. Спектр этих возможностей очень широк, однако ни одна из них не выполняется безусловно, и без негативных побочных эффектов. В отличие от первых двух, третий эффект выглядит наиболее осязаемым, и напрямую вытекает из положительного сальдо торгового баланса, который приводит к притоку капитала в страну. Пока сохраняются высокие нефтяные цены, правительству можно не беспокоиться о пополнении счета капитала в платежном балансе - заботиться надо лишь о том, чтобы не утекало еще больше. Правительственный прогноз, вероятно, исходит из того, что экономические эффекты передела собственности, с окончанием дела ЮКОСа сойдут на нет; на это же было нацелено и последнее послание Президента. Будем надеяться, что это действительно соответствует намерениям властей, и что они как минимум поняли, что второго "дела ЮКОСа" наша экономика не переживет.

А куда, например, у нас можно вкладывать инвестиции?

Потенциально, наверное, можно много куда, потому что у нас довольно емкий внутренний рынок, и поскольку сравнительно дешевыми остались сырье и рабочая сила. Можно вкладывать и в ряд отраслей машиностроения, в ту же самую автомобильную промышленность, в компьютерные информационные системы, не говоря уж о традиционных экспортных отраслях - таких, как нефтегазовая промышленность, энергетика, деревообрабатывающая промышленность, нефтехимия, пищевая промышленность.

А как Вы думаете, насколько это будет окупаться, ведь это требует больших вложений?

Чисто экономически многие из этих вложений могут окупаться и в силу наших сравнительных преимуществ, и из-за реального обменного курса. Другое дело, что никто не отменял высокие страновые риски (как внутренний фактор), а также того простого факта, что мировому капиталу, не очень интересно в ущерб своим экономикам создавать рабочие места и вкладывать в развитие высоких технологий потенциальных конкурентов, тем более таких как Россия. Иными словами, у крупнейших держав есть достаточно оснований не только не способствовать, но даже препятствовать перетоку капитала в Россию, особенно в форме прямых инвестиций.

Развитие частного бизнеса необходимо. Показатели российской экономики свидетельствуют, что, по сравнению с прошлым годом, экономическая ситуация ухудшилась. Итог: импорт начинает вытеснять российскую продукцию. Перечень причин, по которым у нас замедляется рост экономики, всем известен. Главная - чиновники, которые мешают частному бизнесу. Можно ли рассчитывать, что российским производителям удастся эффективно противостоять импорту, или процесс уже необратим?

По моим данным, без значительных капиталовложений это сейчас невозможно ни в одной из отраслей, кроме тех, которые уже сейчас глобально работают на мировые рынки, то есть, тех же сырьевых отраслей. Потенциал, наверное, где-то еще сохранился, но надо иметь в виду, что последние 15 лет мировая промышленность на месте не стояла. Развивались технологии, развивались методы производства, развивалась ресурсная база, нарабатывался организационный капитал. Мы этого ничего не делали, соответственно, отрасли, которые были потенциально конкурентны 15 лет назад, перестали быть таковыми. И, к сожалению, это довольно массовое явление.

То есть, получается замкнутый круг?

Без инвестиций не будет роста; самих же инвестиций не будет без убежденности инвесторов в том, что средства, вложенные в страну, гарантированны, и что их плодами можно будет пользоваться лет через 25, не опасаясь, что их отнимут через 5 лет. Без действительно крупных инвестиций поднять базовые отрасли промышленности невозможно в принципе; но и наличие таких инвестиций успеха не гарантирует.

Как стимулировать рост вложений в российскую экономику? Ведь получается, что при такой экономической ситуации вряд ли кто-то будет вкладывать инвестиции?

Стимулировать можно многими способами. Самый главный из них, конечно, состоит в том, что государство должно отказаться от практики двойных стандартов, подковерных переделов собственности и изменения правил игры по своему усмотрению. Пока инвестор не верит государству, пока дух послания Президента не будет совпадать с буквой действий государственных чиновников на всех уровнях власти - бизнес не будет испытывать доверия к государству. В принципе, это, конечно, не исключает возможности инвестиций - в конце концов, это вопрос цены, т.е. платы за риск; однако чем меньше доверия к государственной политике, тем, безусловно, короче список потенциальных инвесторов. Есть и другие методы, которые также достаточно перспективны - например, предоставление налоговых кредитов, или льготных субсидий представителям тех отраслей промышленности, которые способны конкуренцию ведущим мировым представителям; существует даже и механизм, позволяющий отбирать такие предприятия. Однако сейчас, на мой взгляд, все эти методы носят вторичный характер по сравнению с четкостью правил игры в экономике. Можно разработать не один теоретически хороший механизм, однако если агенты не уверены в том, что партнер (в данном случае государство) готов их соблюдать - проку от нее будет немного. И только если это есть - можно говорить про все остальное.

29 апреля 2005



Док. 301803
Перв. публик.: 10.05.05
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 208

  • Белянин Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``