В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Белянин: Американский интерес Назад
Алексей Белянин: Американский интерес
Алексей Владимирович, министр энергетики США Сэм Бодман, намеревающийся посетить на следующей неделе Россию, Украину и Грузию, указал на все более усложняющийся инвестиционный климат. Он так же отметил, что в России это, по большей части, проблемы законодательства, и что Америка будет над этим работать, уточнив при этом, что может надавить и убедить российское правительство внести изменения. Что это за давление, какими способами Америка собирается воздействовать на Россию, и почему американцы так заинтересованы в разработке российских месторождений?

На мой взгляд, это два разных вопроса. Один - почему американцы заинтересованы в разработке российских месторождений, и ответ на него довольно простой. США- крупнейший в мире потребитель энергоресурсов, и их экономика очень серьезно зависит от крупнейших добывающих стран, к числу которых Америка не относится. Вместе с тем заинтересованы они и в диверсификации поставщиков энергоресурсов, а Россия на данный момент не последний поставщик нефти, и мировой лидер по запасам разведанного газа - пожалуй, самого перспективного топлива на ближайшие лет десять. Отсюда американский интерес к устойчивым контрактам с Россией в нефтегазовой отрасли, вплоть до прямых инвестиций и покупок российских нефтяных компаний, о чем недавно заявлял и посол США.

А насколько выгодно России, российской экономике такое вмешательство Америки?

Я бы сказал, что это "вмешательство" в чистом виде. Скорее это стратегическое бизнес-предложение, сделанное государственным чиновникам в интересах частных компаний, но при том что эти интересы совпадают с интересами американской экономики в целом. Такое взаимодействие представляется мне более чем здравым с точки зрения американских интересов; что же касается наших интересов, то здесь дело сложнее. С одной стороны, нам конечно нужны ресурсы для развития промышленности, причем даже не столько капитал (он будет, пока текут нефтедоллары), сколько технологии, которыми иностранные инвесторы если и будут делиться, то вряд ли в первую очередь. С другой стороны - иностранные инвесторы заинтересованы почти исключительно в добывающих отраслях нашей промышленности, что не обязано (хотя и может) совпадать с нашими национальными приоритетами. Так что вопрос о принципиальной возможности и конкретных условиях входа иностранных инвесторов в ту или иную отрасль - это вопрос, наверное, не к отрасли и не к отдельной корпорации, а к правительству, отвечающему за выработку структурной промышленной политики.

А что же это за давление, которым Америка собирается воздействовать на Россию?

Это второй вопрос, и он, безусловно, выходит за рамки чисто экономических отношений - это вопрос политический, и политическими будут основные инструменты давления. Это в 1970-е - 1980-е гг. США, если помните, пытались вводить разнообразные экономические санкции против СССР - но тогда мы были реальными конкурентами; теперь же наша экономика в 20 раз меньше американской, и не знаю на сколько лет отстала по уровню технологического развития. Что до политических методов, то их предостаточно - тут и бывшая "оккупация" стран Балтии, и вмешательство России во внутренние дела стран СНГ, и русская мафия (то же дело Адамова), и свобода слова, и дело ЮКОСа, и поддержка распространения ядерного оружия в Иране... Независимо от обоснованности любого из таких обвинений США достаточно озвучить их, чтобы заставить наши власти оправдываться. Не смертельно, конечно, но некоторое количество крови попортить можно легко - переговорная сила явно не на нашей стороне.

Министр энергетики США сказал это именно в таком контексте, что есть проблемы в законодательстве в России, и что они смогут убедить российское правительство внести изменения. Связано ли это с тем, что Америка действительно заинтересована только в наших ресурсах, и ни в чем большее?

Насколько я могу судить, речь идет о заинтересованности США не только в поставках энергоресурсов, но и об участии в компаниях, их добывающих. В России, как известно, существуют законодательные ограничения на участие иностранных инвесторов в стратегически важных отраслях, к которым относится и нефтегазовый сектор (исключение - ТНК-ВР - так и остается единственным, и лишь подтверждает правило). Американцам это не нравится: пусть в Саудовской Аравии и нефти гораздо больше, и качество ее лучше, но из арабских проектов у них уже есть один Ирак, которого с головой хватит на ближайшие 5 лет. Россия все же как-то ближе и по культуре и по формальным признакам; да и просто из соображений диверсификации - почему бы не пролоббировать в Кремле открытие нефтегазового сектора для своего крупного капитала?

20 мая 2005


Док. 301799
Перв. публик.: 10.06.05
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 208

  • Белянин Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``