В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Игорь Семенихин: Нацпроекты, как лакмусовая бумажка современного развития Назад
Игорь Семенихин: Нацпроекты, как лакмусовая бумажка современного развития
Как показывают экспертные оценки, политико-идеологическая значимость приоритетных национальных проектов, как правило, находится вне зоны внимания СМИ. А значит и общественности. На первый план выходит ожидание конкретных результатов. Чаще всего рассчитывают на эффект, сопоставимый с развитием всей экономики, т.е. налицо завышение социально-экономических ожиданий от ПНП. Между тем масштаб нацпроектов относительно других социально-экономических программ довольно скромен - около семи-восьми процентов. Все они предназначены не для подмены социальной политики государства в области жилья, образования, здравоохранения, АПК.
Социальный смысл ПНП состоит в попытке трансформации общества и экономики в новое качество. Нацпроекты дают ясный сигнал обществу и представляют собой катализатор его развития. В этом качестве ПНП выражают философию нового подхода к обществу, который в свое время получил название конвергенции .
В условиях современной России концепция конвергенции, в частности социализации рыночной экономики, по сути уже реализуется администрацией Владимира Путина. При этом реализация социальной программы Президента РФ, в том числе ПНП, встречает как поддержку, так и критику со стороны российских политиков и экспертов разных направлений, но, прежде всего, левых, которые оказались напуганными движением правительства в сторону укрепления государства и придания ему более заметных социальных аспектов. Тем самым, у левых выбиваются два главных козыря - патриотизм и социальная справедливость, которые являлись основой их политики.
В критике со стороны левых (и примыкающих по данному вопросу либералов) есть и позитивная сторона, где, как минимум, можно отметить два тезиса.
Тезис первый: идея развития человеческого потенциала не сводится к идее простого наращивания потребления. В действиях Президента и правительства развитие человеческого потенциала как раз и рассматривается всесторонне, а не только с точки зрения роста доходов. Этого умышленно не хотят видеть коммунисты.
Тезис второй: любые социальные инициативы - бесполезны. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет решен вопрос о власти. Этот тезис - действительно, реальная программа не только КПРФ, но и других оппозиционных Владимиру Путину сил в 2005-2007 годы. Именно идеологических и политических изменений в политике правительства, вызванных укреплением роли государства и его социальной политики, испугалась лево-правая оппозиция, которая с 2003 года пыталась объединиться на единственной "идеологической" основе борьбы за политическую власть в стране. Проводившиеся реформы приводили к очевидному ухудшению положения большинства населения. В разное время от 10 до 15% граждан России с достаточно высоким уровнем дохода можно было отнести к гарантированным сторонникам новой экономической системы и политического строя. Более 70% граждан, проживающих на уровне и ниже уровня бедности более 15 лет, создавали очевидную угрозу внутриполитической стабильности.
Поворот в сторону социальных вопросов в 2005 году не решил, конечно же, даже части проблем. Более того, позитивные тенденции будут происходить объективно не очень быстро и не очень заметно - слишком много проблем накопилось. Но появилась цель, политика, начал меняться климат и приоритеты. А это уже становится политическим фактором, реально говорящим в пользу власти.
Сегодня, как никогда, на первый план встает вопрос усиления роли государства, особенно в области контроля над монополиями; повышения социальной роли знания и его носителей - "технократов" и интеллигенции; роли государства в усилении решения социальных проблем; в критическом отношении к "всемогуществу рынка"; приоритетногм отношения государства к финансированию образования, здравоохранения, культуры.
ПНП в этом смысле стали главным инструментом власти по изменению общеполитического курса, а также общественных настроений и информационной среды.
У этих процессов есть два объективных основания.
Первое - Россия сегодня переходит на новую стадию развития (информационно-технологическую), которой соответствует и новое индустриальное общественное устройство. Поэтому совпадение двух задач - создание новой экономики и нового общества - естественно.
Второе - переход от социализма к капитализму в России, сделанный искусственно, насильственно в 1990-е годы, имел такие последствия именно из-за полного огульного неприятия результатов социализма, его развития. "Возврат" к позитивному опыту социализма также стал чертой 2005-2006 годов.
ПНП - знаковый, заметный политико-идеологический шаг в политике Владимира Путина. Однако не следует преувеличивать их экономическое значение в масштабах современной экономики: они выступают лишь частью, относительно небольшой (пять-семь процентов, по признанию Владимира Путина) в общих расходах на социально-экономическую сферу. Эта политико-идеологическая особенность ПНП имеет важнейшее значение для понимания подхода Президента РФ к реформированию общества и экономики. ПНП - прежде всего пилотный проект создания нового общества через изменение политического курса страны в рамках (пока еще) существующего алгоритма развития. Корректировка курса стала производиться постепенно, эволюционно в 2005-2006 годах. Она "растянута" на несколько лет, может быть, до 2008 года.
Как отмечают все эксперты, среди ПНП недостает двух, развивающих современное общество и экономику, - науки и культуры. Причем и наука, и культура - это "материальная" составляющая развития общества и государства в эпоху глобализации. Это очевидное упущение имеет стратегический характер. Без включения этих областей реализация ПНП начнет неизбежно "провисать". При этом важно помнить, что представители и той и другой области являются костяком "креативного класса" современного общества, задают направление движения общества и государства. Как справедливо заметил Валерий Гергиев: "Наверное, задавать направление, выстраивать культурную цепочку должны масштабные личности от музыки, от архитектуры, от литературы, от науки, от журналистики, конечно.
Как заявил в этой связи куратор нацпроектов Д.Медвдев:""Мне кажется, что любые споры и рассуждения об истории нашей страны, ее политической модели, о месте демократии в России - как раз свидетельство того, что общество здорово. Было бы ужасно, если бы все, что говорилось не "в струю", отвергалось бы без всякого анализа. Поэтому споры вокруг природы нашей демократии мне кажутся полезными. И, кстати, не только мне. Что же касается интенсивности, с которой представители партий высказывают свои позиции по этому поводу, - это тоже неплохо. Если есть партийная позиция, ее надо отстаивать горячо и твердо".

10.05.2007
www.nasledie.ru


    


Док. 301659
Опублик.: 10.05.07
Число обращений: 655

  • Семенихин Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``