В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вьюгин Олег Вячеславович, Исполнительный вице-президент компании `Тройка-Диалог`. Налоговая реформа: попытка стимулировать рост экономики Назад
Вьюгин Олег Вячеславович, Исполнительный вице-президент компании `Тройка-Диалог`. Налоговая реформа: попытка стимулировать рост экономики
В ходе обсуждения, предложенных правительством, новых налоговых законопроектов в Государственной Думе некоторые из них были пересмотрены. Насколько сильны различия в сегодняшнем налоговом законодательстве и первоначальном варианте?

Насколько я помню, есть два основных отличия: не были окончательно ликвидированы оборотные налоги (они будут взиматься по ставке 1% вместо 4%) и налоговым органам переданы полномочия по сбору платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Второе отличие является достаточно прогрессивным решением Государственной Думы. Правительство этого не предлагало, хотя вопрос активно обсуждался еще весной. Тем не менее, было принято решение отложить передачу полномочий по сбору платежей в Пенсионный фонд Министерству по налогам и сборам на несколько лет, однако Госдума решила, что нужно кардинально решать этот вопрос.

На этом различия заканчиваются. Правда, пока не приняли пакет законов, касающихся налогов на прибыль, но большой проблемы с этим не должно быть, там есть хорошие решения, в частности, переход на международные принципы определения налоговой базы для налогообложения прибыли предприятия.

Сейчас многие эксперты утверждают, что нынешняя налоговая реформа вызывает серьезные перекосы в распределении налоговых поступлений между Центром и регионами. Не возникает ли опасности резкого роста бюджетного дефицита на уровне регионов?

Я думаю, что эта политика перераспределения налогов в пользу федерального уровня вполне осмысленна. Нацелена она на большую концентрацию доходов на федеральном уровне, с одновременным существенным увеличением сумм денежных средств, передаваемых регионам из федерального бюджета для финансирования федеральных мандатов, которое сегодня возложено на бюджеты Субъектов Российской Федерации.

В проекте федерального бюджета специально отмечается, что по доходам федеральная доля растет, но по расходам доля бюджетов субъектов федерации остается около все тех же 52% за счет того, что федеральный бюджет наращивает сумму передаваемых средств.

Эта передача будет осуществляться посредством механизма трансфертов?

Да, в том числе трансфертов, а также прямым финансированием федеральных мандатов. Решения, принятые на федеральном уровне должны финансироваться из федерального бюджета. Но на самом деле это, наверное, единственно правильная политика в сложившейся ситуации, идея правительства как раз и заключается в том, чтобы сделать бюджеты субъектов федерации финансово независимыми. Если мы рассмотрим бюджет любого субъекта федерации, не важно, Москвы, или Алтайского края, то легко заметить, что доходная база бюджета довольно сильно зависит от федеральных решений. Действительно, большинство налогов делится между бюджетными уровнями, а все ставки налогов, а также налоговая база большинства налогов определяются федеральным законодательством. В результате, администрация региона не владеет доходной базой, а получает ее "сверху".

Расходная часть также в существенной мере зависит от федеральных решений, за счет так называемых федеральных мандатов: законов, принятых федеральными органами законодательной власти и предписывающих исполнительным органам субъектов федерации финансировать социальные программы. Сейчас всю сумму федеральных мандатов Минфин оценивает в 400 млрд. руб. Неудивительно, что они не финансируются полностью. Ситуация совершенно нетерпимая.

Возможным решением этой проблемы может стать создание системы: один налог - один бюджет, то есть это означает, субъекты федерации получат реальную налоговую самостоятельность в пределах Налогового кодекса. Регионы уже не будут зависеть от федеральных решений. Соответственно в расходной части федеральные мандаты будут либо ликвидированы, либо профинансированы из федерального бюджета. Поскольку ликвидировать их полностью практически невозможно, то на самом деле в федеральном бюджете нужно сконцентрировать довольно большие деньги, чтобы платить федеральные мандаты из федерального бюджета. Таким образом, региональные бюджеты будут свободны в своих решениях. И первый шаг по концентрации сделан сейчас.

Конечно, регионы-доноры в результате этих мер понесут определенные потери, но зато большинство регионов России выиграет.

Да, намерения благие, но во все времена федеральный бюджет очень неохотно расставался с деньгами и проблема "возвращения" денег всегда была актуальна.

На самом деле это достаточно общее заключение, потому что если посмотреть исполнение бюджетов, то всегда по средствам, передаваемым в бюджеты субъектов федерации, федеральный бюджет перевыполнялся. Правда, делалось это сложным и нерациональным способом, скажем, план по трансфертам полностью не исчерпывался, но зато гораздо больше предоставлялось ссуд регионам. Здесь была политическая игра, т.к. трансферты - это обязательства безусловные, а ссуда регионам - это обязательство торгуемое, в результате Центр получал дополнительный рычаг воздействия на региональные администрации.

Какие меры предусмотрены в нынешней налоговой реформе по изменению налогообложения субъектов рынка ценных бумаг? Какое влияние они могут оказать?

По моим данным, подтверждается то, что Минфин готов пойти на освобождение от налогов инвестиций на рынке ценных бумаг, хотя при этом возникают большие сложности с механизмом реализации этой идеи. Например, предложение Федеральной комиссии по ценным бумагам заключалось в том, чтобы использовать систему инвестиционных счетов. Насколько я знаю, в программе Правительства, которую подписал Касьянов, на сентябрь стоит поручение ФКЦБ и другим ведомствам (Минфину, МНС) подготовить все необходимые документы для ведения инвестиционных счетов.

Намерения есть, и я считаю, что это сегодня наиболее важное решение для отечественного рынка. Во-первых, оно правильно с точки зрения международной практики. Во-вторых, в случае реализации этой программы произойдет существенное увеличение активности физических лиц на фондовом рынке. Если при этом начнет улучшаться еще и корпоративное управление, что можно ожидать (переговоры Анатолия Чубайса с международными инвесторами, обещания НК "ЛУКойл" опубликовать аудиторское заключение, сделанное по международным стандартам и т.д.), то все вместе может привести к очень серьезному росту рынку и привлечению крупных иностранных инвестиций.

Многие сейчас говорят о некоторой "половинчатости" и незаконченности реформ. В чем это может заключаться?

В принципе, правительством могло бы действовать более радикально. Правда, это не результат точных расчетов, а скорее ощущение, потому что в целом сокращение налогового бремени в результате принятия нового Налогового кодекса нельзя назвать значительным, всего 15-20%. Ставку НДС, например, можно было бы снизить на 2-3 процентных пункта до 17-18%.

Сейчас экономика находится в стадии роста и за счет этого, можно было бы компенсировать потери бюджетов от более радикального снижения налоговой нагрузки. Я думаю, что была бы благодарная реакция налогоплательщиков. Выход из "тени" дал бы очень большой эффект, хотя это все равно произойдет, но темпы выхода в этом случае, скорее всего, значительно увеличились бы. Налоговая реформа, в первую очередь, должна стимулировать увеличение "возвратности" денег в легальный оборот. Конечно, пока сделан лишь первый шаг, и время покажет насколько он эффективен, но с точки зрения бюджетной достаточности, на мой взгляд, можно было еще уменьшить налоговую нагрузку: бюджет ничего бы не потерял, а экономика страны, напротив, выиграла.

Говоря о налоговой реформе, хотелось бы подчеркнуть еще один важный аспект, а именно план правительства, заключающийся в одновременном сокращении налоговых ставок и ликвидации льгот. Если он будет выполнен, то для хозяйствующих субъектов создадутся равные условия. Ведь проблема системы налогообложения, действующей до последнего времени, заключалась еще и в ее неравенстве. С одной стороны, мы имели высокие налоги, с другой стороны, присутствовали многочисленные исключения. В результате, политика льгот, приводила к разрушению конкуренции. Конкурентоспособным оказывался тот, кто обладал большей "исключительностью", кто умел добиться от власти особого отношения. Так что, в целом новый подход к системе налогообложения, безусловно, правильный.

Как вы считаете, в какой мере отразится налоговая реформа на экономике нашей страны в 2001 году? В какой степени это улучшит инвестиционный климат?

Сейчас трудно оценить количественный эффект от принятия нового пакета налоговых законов, но ясно, что безусловно это будет способствовать росту экономической активности, хотя конечно проблема улучшения экономического климата и инвестиционного климата конечно не только в налогах, а еще и в существующей системе регулирования экономической деятельности. Предприятия не просто должны платить налоги, очень многие из них участвуют в системе неформальных связей с органами исполнительной власти. Поэтому только лишь налоговые изменения, конечно, не решат проблемы улучшения климата. Но положительный эффект будет.

http://www.mfd.ru/analit/reviews/index.asp?id=87

Док. 301634
Перв. публик.: 10.05.05
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 603

  • Вьюгин Олег Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``