В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Миловидов Владимир Дмитриевич, Первый заместитель Председателя ФКЦБ: Налоговые реформы и фондовый рынок Назад
Миловидов Владимир Дмитриевич, Первый заместитель Председателя ФКЦБ: Налоговые реформы и фондовый рынок
Какие изменения в области налогообложения фондового рынка планируется внести в ближайшее время?

Прежде всего, хотелось бы отметить, что любые изменения налогового законодательства в нынешней ситуация могут быть только поэтапными. Первый шаг на этом пути уже сделан. Государственная Дума одобрила вторую часть Налогового кодекса, тем не менее, огромное количество проблем пока остается не решенными. Именно сейчас наступает время, когда можно приступить ко второму этапу преобразований.

Одной из важных проблем в области налогового законодательства в сфере рынка ценных бумаг остается налогообложение физических лиц. Этот вопрос обсуждался на заседании Правительства, проходившим 13 апреля, на котором было дано указание премьер-министром проработать нормативные документы, которые отвечали бы существующему положению вещей и позволили бы урегулировать этот вопрос. Действительно, если мы рассмотрим, как сейчас осуществляется налогообложение физических лиц, легко увидеть, что, начиная с определенного момента, инвестор начинает работать себе в убыток.

Подобное положение вещей никак не способствует развитию рыночных институтов и привлечению средств широких слоев населения. На заседании наша инициатива, связанная с предложением о внесении изменений в законодательство, была поддержана. В результате принято решение поручить Министерству финансов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Министерству по налогам и сборам предложить проект соответствующего нормативного акта. В последние месяцы в рамках ФКЦБ этот вопрос активно обсуждался, причем мы привлекали к этому профессиональных участников фондового рынка, в частности экспертов из НАУФОР.

На настоящий момент нам видится одним из возможных решений этой проблемы налогообложение сальдированного результата по сделкам, на основе которого (в случае, если сальдо положительное) налогоплательщик осуществляет все выплаты. Иными словами речь идет о некоторой "льготе" в части методики расчета налогооблагаемой базы.

Как технически это будет осуществлено, сейчас сказать сложно. У ФКЦБ есть своя модель, которую мы для себя выбрали и которая нам кажется оптимальной. Естественно, что она должна будет обсуждаться с МНС и Минфином. Как это реализовать станет ясно после 15 сентября. На эту дату Правительством запланировано внесение предложений в части изменения налогообложения деятельности на рынке ценных бумаг.

Ключевым моментом в нашей позиции является то, что налогообложение деятельности субъекта рынка должно осуществляться по итогам его работы. При этом в случае, если был получен минус, он должен "переноситься" на последующие плюсы. Конечно, существует вопрос, а насколько велик этот минус, и в течение какого периода его можно будет списывать, но это уже отдельная техническая проблема, хотя и она тоже актуальна. Все понимают, что на фондовом рынке специфика такова, что в течение нескольких дней человек может заработать очень большие деньги, однако точно также за несколько часов он может получить такой убыток, который потом 5 лет будет "относить" на возникающие плюсы. Такая ситуация возможна, а 1998 год доказал, что это актуально. Таким образом, учитывая возможность затяжных и глубоких кризисов на любом фондовом рынке, а не только на российском, было бы правильно, если бы период отнесения убытков на плюсы был как можно больше.

Теперь вопросы, связанные с технологиями деятельности профессиональных участников фондового рынка, выступающих агентами для многих мелких инвесторов. Когда агент реализует свои функции агента? У нас отчетный период - 1 год. Совершая операции в течение года, человек накапливает определенную сумму, вкладывает ее, изымает, покупает и продает ценные бумаги, и в результате на конец года на счете у брокера может не оказаться денежных средств. Возникает вопрос: как удерживать налог, если на счете нет денег? Еще хуже ситуация оказывается, когда клиент забирает свои деньги в середине года. Т.е. возникает масса технических проблем, которые на сегодняшний день до такой детализации в Налоговом кодексе не прописаны.

Как эти проблемы решить? На сегодняшний день обсуждается несколько вариантов. Первый заключается во введении некой промежуточной формы близкой к существующему порядку, т.е. когда налог с дохода платится не полностью, а сначала вносится первоначальный аванс, и по итогам года определяется некоторое сальдо, по которому доплачивается налог. Второй вариант связан с более сложной процедурой по моменту изъятия денег со счета или фиксирования какого-то минимального остатка на счете к окончанию налогового периода.

Третий вариант, вообще отказаться от налогового агента на фондовом рынке. Иными словами, всю налоговую нагрузку будет нести на себе физическое лицо, работающее через данного профессионального участника, хотя этот вариант не совсем согласуется с нынешней идеологией налогового законодательства, в котором налоговый агент присутствует.

В последние месяцы все чаще озвучивается идея введения инвестиционных счетов и их льготного налогообложения. В какой степени этот вариант оправдан, что он даст участниками фондового рынка?

Действительно, этот вопрос стоит на повестке дня. Речь может идти о комплексном нормативном документе, возможно, даже об отдельном законе, который, во-первых, вводил само понятие инвестиционного счета, во-вторых, предусматривал для него отдельное налогообложение.

Как предполагается инвестиционный счет - это отдельный счет, который по определенной процедуре будет регистрироваться налоговой инспекцией. На этот счет, открытый у профессионального участника рынка, перечисляется часть дохода физического лица. Этими средствами физлицо осуществляет инвестиционную деятельность на фондовом рынке, приобретая различные активы: акции, облигации и т.д.

На мой взгляд, здесь можно провести некоторую аналогию со счетами, открытыми Банком России для иностранных участников фондового рынка (счета типа С, I, Т). Так вот, аналогия прослеживается со счетами типа "I", с которых иностранцы продают валюту, покупают рубли, в дальнейшем вкладывая их в инструменты фондового рынка. Подобный механизм может в дальнейшем использоваться для работы физических лиц на российском рынке, для приобретения различных активов со своих инвестиционных счетов.

Если предположить, что такой механизм будет принят, предполагается ли какая-то условная классификация налогообложения инвестиций в зависимости, например, от их срочности.

Я не сторонник деления инвестиций на портфельные, прямые, стратегические, нестратегические, долгосрочные, краткосрочные и т.д. Я считаю, что деньги, инвестированные по различным каналам равны, и этого деления нет в принципе. Инвестиционный счет не предназначен для "сегрегации" денег, которые есть у человека. Он создан для инвестирования средств при определенных условиях и обеспечиваемых этими счетами налоговых преимуществах во все виды инструментов финансового рынка. Каким образом происходит это инвестирование - проблемы игрока (будет ли это найм брокера, или владелец сам выступит управляющим своего счета - не важно, также не важна и срочность инвестиций).

Даже при совершении краткосрочных операций, в течение некоторого промежутка времени, возможно, 5-10 лет (точное значение, выкристаллизуется позднее - это предмет для дискуссии) доходы по этим ценным бумагам аккумулируются на инвестиционном счете, и по ним не выплачиваются ни годовые, ни какие-либо промежуточные налоги. Наступает срок изъятия этих денег (фактически это форма - близкая к долгосрочному банковскому счету, разница в том, что там банк решает за Вас, а здесь Вы можете рисковать своими деньгами), рассчитывается совокупный доход по всем операциям, совершенным за отчетный период, после чего и осуществляются налоговые выплаты. Таким образом, первая льгота, которую обеспечивает инвестиционный счет, заключается в механизме налогообложения, в отсрочке момента начала выплат.

Вторая льгота, которую мы тоже обсуждаем, состоит в уменьшении налоговой ставки по инвестиционному счету. Есть надежда, что ко времени введения этих счетов налоговая ставка по ним будет меньше, чем та, которая установлена для налогообложения физических лиц.

Какое влияние окажут предлагаемые налоговые изменения на отечественный фондовый рынок?

Давать сейчас какие-либо количественные оценки воздействия нового пакета законов на тенденцию на фондовом рынке затруднительно. Тем не менее, позитивное влияние будет в целом достаточно сильным и ощутимым. Изменится в лучшую сторону и инвестиционный климат в стране. Кроме того, работа в этом направлении явно покажет, что на фондовом рынке создаются условия для привлечения в реальный сектор средств широких слоев населения, которые во всем мире составляют основную группу инвесторов.


2005 г.

http://www.mfd.ru/analit/reviews/index.asp?id=90

Док. 301631
Перв. публик.: 10.05.05
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 554

  • Миловидов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``