Сергей Беляков: Фискальный крен в политике государстваНазад
Сергей Беляков: Фискальный крен в политике государства
Сергей Юрьевич, 17 октября состоялась 5-я ежегодная налоговая конференция РСПП, на которой Вы присутствовали, посвященная вопросам повышения конкурентоспособности российской налоговой системы.
Вопросам налогового стимулирования промышленного производства на конференции уделялось много внимания. Какими методами необходимо стимулировать промышленность, в каких отраслях это необходимо, а в каких нет? Какую роль здесь играет налогообложение, и какие наиболее распространенные проблемы?
Как мы отметили, пока у нас наблюдается явный фискальный крен в налоговой политике государства. Между тем мировой опыт и статистика последних лет по странам Европы красноречиво свидетельствует: снижение налогового бремени приводит к росту налоговых сборов за счет экономического роста. Поэтому мы считаем крайне важным выработку комплекса мер налогового стимулирования промышленного производства
И здесь на первый план выходят такие вопросы как совершенствование амортизационной политики, а также налога на прибыль организаций, НДС и ЕСН.
РСПП поддерживает предложения Минфина РФ направленные на совершенствование амортизационной политики, но считает необходимым внести следующие изменения в 25 главу Налогового кодекса, стимулирующие инвестиционную и инновационную активность предприятий:
1. возможность использования механизмов переоценки основных средств для целей налогообложения;
2. восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль организаций;
3. ввести "приростную" льготу по налогу на прибыль для предприятий, инвестирующих средства в НИОКР;
4. проработать возможность введения понятия "консолидированный налогоплательщик".
Необходимость реформы ЕСН вызвана его неспособностью в нынешнем виде обеспечить социальные потребности населения, а также проблемами финансирования фондов социального и обязательного медицинского страхования, Кроме того, в настоящее время уплата ЕСН для предприятия это настоящая головная боль для бухгалтерских служб. Представьте себе, в результате продекларированного упрощения механизма ЕСН предприятия теперь вынуждены заполнять четыре платежки в фонды обязательного страхования и пенсионный фонд.
РСПП считает необходимым реформировать ЕСН в части:
1. разделения его на налоговый платеж и страховые взносы в фонды социального, медицинского и пенсионного страхования;
2. установления ставки налогового платежа на уровне, необходимом для финансирования базовых государственных социальных гарантий;
3. предоставление льгот работодателям по программам дополнительного пенсионного и медицинского обеспечения своих работников.
Наиболее дискутируемый вопрос это, конечно, НДС. Основными причинами актуальности проблемы являются издержки бизнеса и государства при администрировании НДС. По статистике ФНС в последнее время существенно выросли объемы возмещения НДС, что приводит к снижению доходов бюджета.
РСПП считает, что проблема НДС носит комплексный характер и во многом зависит от складывающейся арбитражной практики в части оценки доказательств виновности налогоплательщика и возможности привлечения его к ответственности за действия третьих лиц. Надеюсь, решить проблему в этой части поможет только что принятое Постановление Пленума Высшего арбитражного суда.
Одним из вариантов решения проблемы НДС предлагается его замена на налог с продаж. При этом, РСПП считает необходимым оценить все последствия реализация этого предложения, как для бизнеса, так и для государства и уже на основании этого анализа принять решение о направлениях реформирования как самого налога, так и механизма его администрирования или его замене на налог с продаж. Мне кажется, очень позитивно можно оценить, что предложение по замене НДС на налог с продаж обсуждаются с участием экспертного сообщества и до принятия решения.
В каких отраслях такое налоговое стимулирование необходимо? На мой взгляд, нужно исходить из приоритетов экономического развития и необходимости диверсификации нашей экономики. Однако я бы предостерег от подхода, в соответствии с которым налоговые преференции предоставляются каким - либо отраслям в ущерб другим. Иными словами, если у нас на данный момент экономика экспортно-ориентированная то и нефтегазовую отрасль следует стимулировать. Но акценты, конечно, необходимо расставить так что бы развивалась переработка и производство.
В заключение хотел бы выразить надежду, что практика обсуждения актуальных для предпринимательского сообщества и государства проблем налоговой системы продолжится и в дальнейшем. Это станет гарантией формирования партнерских отношений бизнеса и власти, а также позволит эффективно решать задачи экономического развития, инструментом которого и должна наконец-то стать налоговая политика.
23 октября 2006
Док. 301440 Опублик.: 08.05.07 Число обращений: 415