В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Семенихин: Нацпроекты и коррупция, как угроза национальной безопасности Назад
Игорь Семенихин: Нацпроекты и коррупция, как угроза национальной безопасности
Как известно, приоритетные национальные проекты, наряду с другими бюджетными расходами сопровождаются масштабными финансовыми операциями. Поэтому именно они становятся главной мишенью для возможной преступной деятельности и находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов.
Как показывает практика последних лет, по мере реализации нацпроектов все больше появляется негативных фактов нецелевого использования, а то и откровенного расхищения бюджетных средств. При этом, как правило, речь идет о коррупции, как в центре, так и на местах. Ее масштабы таковы, что она становится серьезной угрозой национальной безопасности и самой системе государственной власти в России.
При этом мы отмечаем уже не отдельные факты хищения или воздействия на принятие управленческих решений посредством подкупа чиновников. Нет. Речь идет о целостной коррупционной системе, которая бросает вызов национальной и экономической безопасности страны. На общем благоприятном фоне, когда общественность в общем положительно воспринимает сам факт появления нацпроектов, бюджетные хищения и коррупция изрядно портят внутриполитический и международный имидж России и ее руководства, ведут к снижению темпов экономического роста, оттоку денежных средств за рубеж. Примеры?
Приведу лишь несколько иллюстраций:
"Прокуратура Завьяловского района Удмуртии обнаружила факт нецелевого использования средств, полученных по нацпроекту АПК.
Деньги не по назначению использовались на реконструкцию одного из объектов сельхозпредприятия района. В отношении сельхозпредприятия-нарушителя в настоящее время проводятся дополнительные проверки. Если нарушения найдут, будет возбуждено уголовное дело".
Источник ТК "Моя Удмуртия"
"За нецелевое использование выделенных по нацпроекту средств оштрафованы должностные лица Анивского района
Анивская прокуратура выявила факты нецелевого расходования средств, выделенных в рамках национального проекта "Образование" для доплаты учителям школ за классное руководство. Общая сумма нецелевого расходования бюджетных средств составила более 400 тысяч рублей.
По фактам правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, Анивским прокурором возбуждено три дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц: главного бухгалтера отдела образования муниципального образования "Анивский городской округ", руководителя отдела по управлению Троицким округом МО "Анивский городской округ" и главного бухгалтера этого округа.
23 ноября 2006 г. руководителем территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области данные лица признаны виновными в нарушениях бюджетного законодательства. Каждый оштрафован на 4 тысячи рублей. Пресс-служба прокуратуры Сахалинской области"

"ВЛАДИВОСТОК, 18 янв - РИА Новости, Вероника Перминова. Прокуратура Амурской области выявила нецелевое использование 400 тысяч рублей, поступивших в рамках национальных проектов.
Как сообщили РИА Новости в областной прокуратуре, в результате принятых мер бюджетные средства направлены по целевому назначению.
Так, возбуждено уголовное дело по факту подлога должностным лицом Волковской сельской администрации. Для получения субсидии для своего родственника в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в размере 192,5 тысячи рублей чиновник составила недостоверный акт. Судом дело прекращено в связи с деятельным раскаянием подсудимой, бюджетные средства восстановлены.
"Всего в Амурской области в рамках реализации нацпроектов за счет федерального и областного бюджета израсходовано более 300 миллионов рублей, а общая сумма средств, направляемых на реализацию программных мероприятий, превысила один миллиард рублей" - сообщили в прокуратуре.
В связи с этим особое внимание прокуратурой области уделено особое внимание целевому использованию поступающих денежных средств. По словам собеседника агентства, всего в этой сфере выявлено 108 нарушений, привлечено к дисциплинарной ответственности 20 лиц, в административном порядке наказано четыре должностных лица, возбуждено одно уголовное дело".

Как видите, национальные приоритетные проекты и другие крупные федеральные программы, связанные со значительными бюджетными ассигнованиями, являются главной мишенью для преступных элементов всех мастей. При этом, как считают многие эксперты, главной причиной обострения проблемы стало отсутствие комплексного подхода к реформе банковской сферы, одностороннее ужесточение административного контроля над сферой финансов. Все это, в свою очередь, привело к ряду заказных убийств, активизации уголовно-криминального террора.
Однако на деле банковская сфера является лишь элементом схемы организации "криминального транзита" бюджетных средств, финансовым (платежно-расчетным) инструментом слияния потенциала теневой экономики, организованной преступности, международных коммерческих организаций, коррупции и коррупции среди должностных лиц.
Ведь если разобраться, сущность коррупции - это ничто иное, как слияние криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами и представителями органов государственной власти и управления, то есть формирование качественно нового типа преступных сообществ. Их главная цель проста - получение сверхприбыли на предприятиях и хищение бюджетных средств.
Опять-таки ни для кого не секрет, что в России наиболее значительную часть бюджетных преступлений представляет простой механизм - "экономика отката". Он по-прежнему является главным способом расхищения бюджетных средств. В преступных схемах исполнитель использует сверхприбыли для взяток ("откатов") как на этапе формирования госзаказа, так и на этапе прохождения денежных средств на выполнение госзаказа. Сверхприбыли, как правило, получают в результате завышения стоимости работ, материалов, услуг, товаров (как в случае с Фондом обязательного медицинского страхования), а также снижения расходов посредством различных операций (безналоговые зарплаты в конвертах, низкооплачиваемые работники-иммигранты, неуплата налогов, снижение накладных расходов, размеров оплаты аренды, стоимости земельных участков и т.д.). При этом значительную роль в завышении стоимости работ играют также "услуги" надзорно-контрольных органов, которые используют свои полномочия для личного обогащения..
Другая важная проблема - существование "закрытых" сегментов экономики, организованных как корпоративные, часто монопольные структуры, в том числе в сфере электроэнергетики, нефти и газа, коммуникаций, информационных ресурсов, строительства. Именно там также извлекаются сверхприбыли. При этом, как это ни парадоксально, банковский сектор экономики, становясь элементом схем "криминального транзита", в отличие сфер экономики, по-прежнему остается наиболее прозрачным.

Огромные природные ресурсы России, словно магнит, притягивают внимание различных преступны сил как внутри страны, так и за рубежом, включая интересы транснациональных корпораций. Последние используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы для достижения своих узкомонополитических целей. При этом они стремятся оказать воздействие через правительственные структуры и на дипломатическом уровне (включая оценку и критику тех или иных решений российского руководства, коррупцию), специальные службы, организованные преступные сообщества (в том числе международные), террористические организации, банковские структуры, некоммерческие и неправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики и т.д. Попытки различными способами повлиять на принятие управленческих решений государственными структурами России различного уровня начинают обретать в том числе скоординированный характер, что особенно тревожно в условиях предстоящих выборов 2007-2008 годов. Именно сейчас есть шанс не просто воздействовать на чиновников, но и предпринять попытку проведения в органы государственной власти и управления представителей тех или иных финансово-экономических групп, причем, используя не столько политический ресурс типа "цветных революций", но в первую очередь, финансовое лоббирование.
Вот почему, как мне кажется, анализ последних бюджетных преступлений и коррупции как социально-экономического явления, выработка механизмов противостояния этим феноменам явственно встает на повестку дня российского государства. Перед нами стоит общегосударственная задача - разрушение финансового потенциала коррупции, организованной преступности и теневой экономики, пресечение расхищения бюджетных средств путем разрушения системы "криминального транзита" и "криминального консенсуса" в системе бюджет-госчиновники-теневая экономика-оргпреступность.
Надо признать, что напроекты все же находятся под пристальным контролем правоохранительных органов. Приведу пример:
"Прокурор Тюменской области Владимир Владимиров провел первое заседание межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов.
В заседании рабочей группы, созданной 28 февраля 2007 года, приняли участие председатель Счетной палаты Тюменской области Дмитрий Огородников, представители ГУВД области, РУ ФСБ России по Тюменской области, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Управления Федеральной антимонопольной службы, Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора области и Главного управления Минюста РФ по УрФО.
Владимир Владимиров рассказал, что Генпрокуратурой РФ надзор за соблюдением законности при реализации нацпроектов определен одним из основных направлений прокурорской деятельности. Включение Генпрокурора России Юрия Чайки в состав Совета при Президенте РФ по реализации нацпроектов только подтверждает важность данного направления надзора.
Прокурорские проверки показали, что в регионе нарушения закона при реализации нацпроектов являются единичными. Большая заслуга в этом контролирующих органов, которыми уже проверено использование 40% денежных средств, поступивших из федерального бюджета на эти цели. На территории области не возбуждено ни одного уголовного дела о преступлениях, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных в рамках реализации нацпроектов. Вместе с тем, это не повод для самоуспокоения.
На исполнение нацпроектов из федерального бюджета выделены беспрецедентно большие суммы, а бюджетные средства всегда привлекали внимание мошенников. Поэтому основной задачей группы является координация деятельности, направленной на предотвращение хищения бюджетных средств.
Председатель Счетной палаты Дмитрий Огородников идею создания межведомственной группы по вопросам реализации приоритетных национальных проектов назвал интересной и полезной. Каждый из представленных в группе государственных органов в той или иной мере соприкасается с реализацией нацпроектов, однако целостная картина у них отсутствует. В рамках межведомственной группы государственные органы смогут оперативно обмениваться информацией, принимать эффективные меры к устранению нарушений закона.
Как сообщила "Вслух.ру" старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и общественностью, советник юстиции Елена Мельникова, по итогам заседания члены группы определили порядок взаимодействия и обмена информацией и наметили планы своей деятельности".
Как видно, там, где нацпроекты находятся по жестким контролем, возможностей для казнокрадства мало. Но... лазейки-то остались. Для их перекрытия нужно в первую очередь решить несколько правовых и юридических вопров:
1. Уточнить квалификацию данных видов преступлений в экономической сфере. Здесь необходима четкая юридическая квалификация данных видов преступной деятельности как наносящих ущерб национальной безопасности в ряду других наиболее серьезных угроз;
2. Усовершенствовать законодательство об экономической деятельности хозяйствующих субъектов: законодательно установить, что прибыль предприятия, выполняющего госзаказ, не должна превышать установленного законом уровня прибыли (сверх установленного уровня прибыль отчисляется в бюджет). Такой подход лишит получения сверхприбыли и, соответственно, источников для дачи взяток;
3 Осуществлять контроль за расходованием средств по инвестиционным проектам на государственные банки, как это осуществлялось во времена СССР; унифицировать банковские процентные ставки на каждой стадии банковских проводок (РКЦ-транзитные банки, транзитные банки-коммерческие банки); отсекать участие в проводках бюджетных средств "банков-однодневок".
Что ж, как показывает опыт последних лет, коррупция - главный бич эффективности- реализации нацпроектов. Как отметил в этой связи первый вице-премьер, "растревожили бюрократический улей". Но, как мне кажется, у нацпроектов - помимо Прокуратуры РФ и Счетной палаты, может быть контрольно-ревизионный орган - своя "СЧЕТНАЯ ПАЛАТА НАЦПРОЕКТОВ", которая ни в коей мере не будет подменять ни прокуратуру, ни Счетную палату, но станет специализированным надзорным органом, который четко знает всю специфику национальных проектов и оградит их от казнокрадов.

08.05.2007
www.nasledie.ru


Док. 301307
Опублик.: 08.05.07
Число обращений: 1196

  • Семенихин Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``