В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РОССИЯ И МИР: 2006 Назад
РОССИЯ И МИР: 2006
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ ФОНД ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНИЦИАТИВ
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАН

РОССИЯ И МИР: 2006
ЭКОНОМИКА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Ежегодный прогноз

МОСКВА 2005

Доклад "Россия и мир: 2005" продолжает серию регулярных, ежегодных публикаций Фонда Перспективных исследований и инициатив. Доклад состоит их двух частей, посвященных экономике (часть I) и внешней политике (часть II).
В первой части доклада представлены прогнозные оценки экономических взаимоотношений России с внешним миром. Главное внимание сфокусировано на проблемах, имеющих ключевое значение для обеспечения стабильного экономического развития России на ближайшую (2006 г.) и более отдаленную перспективу. Приведен анализ и прогноз экономической ситуации в 2005-2006 гг. в мировой экономике, а также в экономиках России, Европы, США и Японии. Кроме того, прогнозируются условия заимствования на международных финансовых рынках и конъюнктура важнейших рынков российского экспорта. В подготовке доклада был использован многолетний опыт прогнозных исследований, проводимых Институтом мировой экономики и международных отношений РАН. Во второй части доклада представлен прогноз развития международных отношений в 2005 г. Анализируются основные внешние вызовы для России и возможности ответа на них.
В 2005 г. прогноз "Россия и мир: 2006" подготовлен ФПИИ и ИМЭМО РАН в сотрудничестве с ТПП РФ.
Руководители проекта: А.А.Дынкин, В.Г.Барановский
Авторский коллектив:
Часть I
А.А.Дынкин (руководитель проекта), Ю.Л.Адно, В.П.Гутник, И.Г.Доронин, О.Н.Кудинова, Е.Л.Леонтьева, Ю.П.Лукашин, В.И.Марцинкевич, Г.И.Мачавариани, В.В. Попов, П.А.Сергеев.
Авторы благодарят А.С.Танасову за участие в подготовке доклада.

Часть II
В.Г.Барановский (руководитель проекта), А.В.Загорский, И.Я.Кобринская, В.В.Михеев,
Ю.Е.Федоров.

                            © Торгово-промышленная палата РФ, 2005
                            © Фонд перспективных исследований
                             и инициатив, 2005
ISBN    5-9535-0097-1                    © ИМЭМО РАН, 2005


РОССИЯ И МИР: 2006
ЧАСТЬ I. ЭКОНОМИКА
1. Россия: смена модели роста?                                 7
2. Мировая экономика: рост в условиях неопределенности            13
3. Условия заимствования на международных финансовых рынках        17
4. Прогноз конъюнктуры основных рынков российского экспорта        24
4.1. Нефть и газ                                    24
4.2. Металлы                                        28
     4.3. Минеральные удобрения                            33
     4.4. Лесобумажные товары                             36
5. Состояние и прогноз Европейской экономики                    40
6. Прогноз развития экономики США                        48
7. Прогноз развития экономики Японии                        52
8. Анализ достоверности прогноза на 2004 г.                        59

ЧАСТЬ II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
1. Введение                                             64
2. Год председательства России в "восьмерке"                    66
3. США: эволюция внешнеполитического курса                    71
3.1. Американская внешняя политика: новые моменты            71
3.2. Приоритеты и установки внешней политики США в 2006 г.        73
"Большой Ближний Восток"                        73
Трансатлантические отношения                    75
Дальний Восток                                75
Американо-российские отношения в 2006 г.                77
4. Европейский Союз: время испытаний                        78
4.1. Кризисные явления                                78
4.2. В поисках решений                                81
4.3. Взаимоотношения с внешним миром-новые ориентиры?        82
4.4. Россия-Евросоюз                                83
5. "Большой Ближний Восток": продолжающаяся нестабильность        85
5.1. Источники нестабильности                        85
5.2. Ирак: "вести войну легче, чем утвердить мир"                87
5.3. Палестино-израильский конфликт                        88
5.4. Сирия на грани перемен                            89
5.5. Иранский ядерный кризис                            91
5.6. Россия и "большой Ближний Восток"                    93
6. Азиатский вектор: устойчивая политическая динамика                93
6.1. Факторы стабилизации                            94
6.2. Ядерная проблема на Корейском полуострове                95
6.3. Другие проблемные узлы                             97
6.4. Фактор Китая                                 98
6.5. Интересы России                                 99
7. Пространство СНГ: зона повышенной турбулентности                 100
7.1. Россия и СНГ                                     100
7.2. Центральная Азия                                 102
7.3. Кавказский регион                                 105
7.4. Украина                                         106
7.5. Белоруссия                                    107

ЧАСТЬ II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА



1.    ВВЕДЕНИЕ

Позиции России в мире к 2006 г. укрепились. Этому, помимо социально-экономической и политической стабильности в стране, способствовали следующие обстоятельства:
    возросло значение ряда ключевых направлений (энергетика, безопасность), где Россия относится к числу главных игроков на мировой арене;
    некоторые крупнейшие страны и структуры (США, Европейский Союз) столкнулись с непростыми, проблемными ситуациями, ограничивающими их международно-политическую дееспособность;
    возникла и получила развитие (возможно, временное) тенденция к определенному замедлению интеграционных процессов и перефокусировке политико-экономических приоритетов на национальный уровень.
В энергетической сфере отсутствие перспектив стабилизации в зоне "большого Ближнего Востока" и быстро растущий (особенно в динамично развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона) спрос обостряет конкуренцию за источники сырья. Растет озабоченность импортирующих энергию и энергоносители стран относительно обеспечения гарантированных долгосрочных поставок и бесперебойного транзита. Энергетическая безопасность становится главным приоритетом национальной и международной политики. О ее доминанте в национальных экономических интересах свидетельствуют настоящий бум проектов, планов, договоренностей строительства трубопроводов (Балтийского/Североевропейского и других).
В 2006 г. энергетические проблемы и проекты будут приобретать все более весомую роль в российской внешней политике. На этом поле будет выстраиваться значительная ее часть практически по всем ключевым географическим направлениям-в отношениях с ЕС и отдельными странами этого объединения (как "старыми", так и "новыми"), со странами Северо-Восточной Азии, с государствами постсоветского пространства. Прогнозируемый на многие годы вперед рост мировых потребностей в энергоресурсах, сосредоточенность значительной их части на российской территории, достаточно реалистические перспективы доступа к ним с точки зрения политических, технологических и инвестиционных возможностей - таково уникальное сочетание благоприятных для России условий. Москва использует их достаточно эффективно, успешно продвигая выигрышную для себя тему на передний план, как через крупнейший бизнес, так и напрямую политико-дипломатическими методами, в том числе на высшем государственном уровне. Яркое тому свидетельство - определение проблематики энергетической безопасности как приоритетной для "большой восьмерки" в период председательства России на протяжении 2006 г.
Однако воздействие ситуации, сложившейся в энергетической сфере, на долгосрочные национальные интересы России амбивалентно.
    Поскольку добыча углеводородов и их транзит остаются наиболее привлекательным объектом для западных инвестиций, это приводит к "дискриминации" других секторов экономики (в том числе высокотехнологичных), отдаляет перспективу ее реструктуризации.
    Растущая в сложившейся ситуации роль энергетических компаний монополистов, в первую очередь "Газпрома", объективно способствует тенденции к усилению государственного присутствия в экономике и ее централизованного регулирования.
    Нефть и газ становятся если не индульгенцией на отклонение внутриполитических процессов в России от демократических норм, то знаменателем, на который делятся восприятие и оценка этих процессов на Западе.
    Широкомасштабное использование нефтегазового инструментария для целей внешней политики кажется привлекательным - но может поставить ее в зависимость от состояния дел в данной области в ущерб более широко понимаемым национальным интересам.
В сфере безопасности мир и Россия поставлены в положение, когда взаимодействие разных стран становится условием не только стабильности и развития, но и выживания.
    Не теряет актуальности угроза терроризма. Взаимодействие в целях борьбы с ним остается важнейшим компонентом укрепления отношений России с Западом, становится стимулом для активизации ОДКБ, побуждает по-новому взглянуть на вопрос о российском присутствии в Центральной Азии. Вместе с тем эта проблематика оказалась изрядно девальвированной, поскольку в ряде государств к ней беззастенчиво апеллируют при решении совершенно иных задач, никак не связанных с антитеррористическими императивами.
    Растет озабоченность всего северного полушария новыми вызовами и угрозами с Юга и Востока - набирающими силу миграционными проблемами, демографическим дисбалансом, радикальными тенденциями в исламском мире.
    Множатся нетрадиционные угрозы безопасности: крайняя физическая и политическая уязвимость даже ведущих мировых держав и целых регионов перед лицом природных катаклизмов (цунами, наводнений, пожаров), эпидемий (атипичная пневмония, птичий грипп), масштабных бунтов и беспорядков, обусловленных адаптивным дефицитом, недостаточной приспособленностью западной цивилизации к сосуществованию с инокультурной средой.
В 2006 г. возникают условия для большей активности России в отношениях с ее ведущими западными партнерами. Касательно США это связано с ослаблением позиций администрации Дж.Буша, касательно Европейского Союза-с его вступлением в трудную полосу своего развития после провала проекта Конституционного договора. Дополнительные возможности возникают у России и в связи с председательством в "большой восьмерке" и Комитете министров Совета Европы.
Стратегически Россию и Запад объединяет стремление не допустить распространения оружия массового уничтожения, в первую очередь ядерного. Однако разные подходы к решению конкретных тактических вопросов могут стать источником если не конфронтации, то серьезных трудностей во взаимоотношениях. "Проблемой 2006 г." в этой области будет ядерная программа Ирана. Слабость международных правовых механизмов и инструментов, различия в политических и экономических интересах ведущих ядерных держав не дают оснований полагать, что иранская ядерная проблема найдет свое скорое решение. Это относится и к ядерной проблеме Северной Кореи - хотя и по другим причинам и, возможно, в меньшей степени.
Определенный рост напряженности в отношениях с западными странами может произойти в связи с усилением России в Центральной Азии, разными оценками положения дел в Белоруссии, проблемами непризнанных образований на территории бывшего СССР. России важно не поддаться искушению ложного выбора между кооперативными отношениями с Западом и обеспечением влияния в своем ближайшем окружении из числа партнеров по СНГ. Необходимость объективной, трезвой и прагматичной оценки процессов в странах СНГ будет столь же актуальной, как и раньше. В 2006 г. важнейшим императивом на этом направлении становится выработка политики, оставляющей пространство для маневров в долгосрочной перспективе и не противоречащей конструктивному экономическому и политическому взаимодействию России с ведущими западными демократиями.

2. ГОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В "ВОСЬМЕРКЕ"
Участие Российской Федерации в ежегодных встречах лидеров группы ведущих государств мира было оформлено в 1997 г. и является одним из важнейших направлений международно-политической деятельности Москвы. Она видит в "восьмерке" не просто значимый многосторонний инструмент интеграции в мировую экономику, создания благоприятных внешних условий для развития страны и укрепления ее государственности. Для России членство в этой структуре стало символом укрепления международных позиций, признания ее растущей роли в современном мире.
"Восьмерка" считается неформальным клубом ведущих государств планеты, в рамках которого обсуждаются животрепещущие вопросы мировой экономики и политики, требующие совместных или скоординированных усилий. Принимаемые на этом уровне решения способны существенно повлиять на развитие мировых процессов. Вместе с тем для России участие в форумах "восьмерки", в том числе на высшем уровне, является одним из главных направлений и одновременно - индикатором сближения с ведущими государствами Запада.
В 2002 г. на встрече глав государств и правительств стран "восьмерки" в Кананаскисе (Канада) было решено включить Россию в число стран, осуществляющих функции председателя группы. Тем самым было обозначено политическое признание за Россией статуса одного из ведущих государств мира. Незадолго до этого была сформирована глобальная антитеррористическая коалиция, достойное место в которой заняла Россия. Да и в целом начало нынешнего десятилетия прошло под знаком активного сближения России с США, Европейским Союзом, НАТО и ведущими европейскими государствами.
России выпало председательствовать в "восьмерке" в 2006 г.; ежегодный саммит руководителей входящих в группу стран пройдет в Санкт-Петербурге. К этому времени общий контекст и характер отношений России с западными государствами существенно изменились по сравнению с началом десятилетия.
Стабилизировалось макроэкономическое положение России. Высокие цены на сырьевые товары (прежде всего на энергоносители) способствовали экономическому росту, увеличению положительного сальдо внешней торговли и накоплению значительных золотовалютных резервов. Если в 90-е годы российский вопрос в "восьмерке" обсуждался главным образом через призму предоставления России новых кредитов, то сейчас страна уверенно и даже досрочно расплачивается по своим долгам.
Однако Россия не смогла решить одну из главных задач, которую она связывала с принятием на себя функций председателя - стать полноправным участником финансовой "восьмерки". Министры финансов и председатели центральных банков стран группы и в 2006 г. будут собираться в формате "семерки", хотя их встречи были запланированы в Москве (февраль) и Санкт-Петербурге (май-июнь). В центре внимания таких встреч находятся вопросы развития мировой экономики, переживающей серьезные структурные сдвиги; проблемы преодоления дисбалансов в мировой торговле и рецидивов торгового протекционизма; ключевые темы нынешнего раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).
В обсуждении большинства этих вопросов Москва не участвует как в силу низкого удельного веса страны в мировой экономике, так и в силу того обстоятельства, что она не является членом ВТО и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Вступление в ВТО в 2006 г. могло бы стать приятным подарком председательствующему государству, однако сроки вступления в эту организацию уже столько раз переносились в ходе более чем десятилетних переговоров, что верится в это с трудом. Россию приглашают на обсуждения "семерки" так же, как и другие государства (в частности, Китай), политика которых представляется важной для решения существующих или предотвращения новых проблем, угрожающих стабильности мировой финансовой системы.
Тем не менее, сотрудничество в рамках "восьмерки" уже принесло России вполне конкретные результаты. Опираясь на поддержку партнеров по этому клубу, Россия реструктурировала внешнюю задолженность на общую сумму около 70 млрд. долл. Закрепившись в "восьмерке" (на долю которой приходится более 50% прямых иностранных инвестиций в мире), Россия приобрела дополнительное доверие деловых кругов. Вместе с тем важно отметить, что речь идет не только о решении Россией ряда собственных проблем через "восьмерку". Рост национальной экономики позволил России самой выступить в роли донора и принять участие в программах "восьмерки", нацеленных на решение проблем беднейших стран мира.
Так, Россия участвует в программе сокращения их задолженности. Она списала или приняла на себя обязательство списать задолженность африканских стран на сумму 11,3 млрд. долл. Рассматривается возможность полного списания долгов беднейших стран по займам, не подпадающим под критерии официальной помощи развитию. В результате их задолженность сократится еще на 750 млн. долл. Россия участвует в финансировании Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, малярией и туберкулезом (ее взнос в 2002-2006 гг. составляет 20 млн. долл.; к концу 2005 г. было выплачено более половины этой суммы-12,5 млн. долл.). Россия приняла участие в финансировании Глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита (взнос в данную программу в 2003-2005 гг. составил 8 млн. долл.).
Масштабы российского участия в осуществляемых под эгидой "восьмерки" программах содействия развивающимся странам (и, в частности, Африки) скромны по сравнению с обязательствами, которые взяли на себя большинство других участников группы.
    ЕС увеличит объем помощи развитию в 2004-2010 гг. с 34,5 до 67 млрд. евро; не менее 50% этого прироста пойдет в страны Африки к югу от Сахары. Индивидуальные обязательства взяли на себя отдельные страны ЕС, фактически удваивая расходы в рамках двусторонней помощи Африке в период между 2004 и 2008 гг.
    США намерены удвоить помощь странам Африки к югу от Сахары к 2010 г. Они выделяют на эти цели до 5 млрд. долл. в год, реализуют Чрезвычайный план по борьбе со СПИДом (15 млрд. долл.), Инициативу по решению гуманитарных кризисов в Африке (более 2 млрд. долл. в 2005 г.), а также новую Инициативу против малярии (1,2 млрд. долл.). На деятельность по предотвращению и урегулированию конфликтов, в том числе в рамках Глобальной инициативы по проведению миротворческих операций, США в течение 5 лет выделят 660 млн. долл.
    Япония намерена за 5 лет увеличить объемы своей помощи развитию в среднем на 10 млрд. долл. в год, обязалась удвоить помощь Африке в течение трех лет и реализует пятилетнюю Инициативу в сфере здравоохранения и развития стоимостью в 5 млрд. долл. В течение 5 лет Япония выделит более 1 млрд. долл. на оказание эффективной поддержки частного сектора в Африке.
Однако даже символическое участие в соответствующих программах отражает изменившееся положение России в "восьмерке". Сегодня речь идет не о финансировании программ стабилизации экономического положения, а о необходимости продолжения структурных реформ в России в общем контексте стоящих перед странами "восьмерки" задач - таких, как налогово-бюджетная консолидации (в США, Японии), повышение производительности труда (в Канаде), осуществление структурных реформ в целях придания импульса экономическому росту, занятости и внутреннему спросу (в ЕС, Японии) и т.п.
Укреплению позиций России в "восьмерке" во многом способствовало повышение внимания к вопросам международной безопасности. В последние годы "восьмерка" превратилась в один из главных международных центров подготовки рекомендаций по борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью. Здесь же происходит согласование политических демаршей в отношении стран, не поддерживающих международные усилия в этой области. Образованная в 2003 г. под эгидой "восьмерки" Группа контртеррористических действий стала важным инструментом оказания помощи государствам по формированию национальных правовых, организационных и технических возможностей для эффективной борьбы с противоправной деятельностью террористов и их организаций.
С 2002 г. одним из центральных направлений деятельности "восьмерки" становится согласование усилий с целью предотвратить распространение оружия массового уничтожения, материалов и технологий для его создания. Наряду с реализацией программы Глобального партнерства в сфере нераспространения, ведущейся под эгидой "восьмерки", Россия вместе с другими участниками этой структуры участвовала в разработке принципов, направленных на предотвращение доступа террористов к оружию или материалам массового уничтожения (2002 г.), плана действий по обеспечению безопасности радиоактивных источников (2003 г.), плана действий в области нераспространения оружия массового уничтожения (2004 г.), рекомендаций по усилению контрольных функций Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Как крупный поставщик энергоресурсов на мировые рынки, Россия является также важным участником энергетического диалога стран "восьмерки". Хотя большинство других членов этой группы, в отличие от России, выступают в роли чистых импортеров энергоресурсов, "восьмерка" в целом руководствуется общим подходом, согласно которому "безопасные, надежные и доступные источники энергии являются основой для экономической стабильности и развития". В этой связи растущее значение приобретают перспективы существенного увеличения российского экспорта газа. В рамках "восьмерки" приоритетное внимание уделяется таким вопросам, как энергосбережение, энергоэффективность, применение технологий и инноваций в сфере энергетики, постепенное снижение доли углеводородов в энергетическом балансе. При этом формат "восьмерки" позволяет рассматривать вопросы энергетической безопасности в более широком контексте, в частности, во взаимосвязи с проблематикой изменения климата.
Все перечисленные выше обстоятельства и в 2006 г., и в среднесрочной перспективе будут способствовать закреплению позиций России в "восьмерке" ведущих государств мира. В ближайшие два-три года они по-прежнему, если исключить возникновение чрезвычайных обстоятельств, будут преобладать над негативными факторами в отношениях России с Западом.
Однако накопление таких факторов становится все более тревожной тенденцией. Оно происходит на двух основных направлениях.
    Во-первых, нарастает критическое отношение к тенденциям внутриполитического развития в России, которые интерпретируются как продолжающееся и даже усиливающееся ослабление демократических институтов.
    Во-вторых, становятся все более значимыми расхождения в оценке процессов на постсоветском пространстве, характеристике ряда сформировавшихся там режимов, определении проводимой по отношению к ним политики.
Что касается вопросов внутриполитического развития, то руководству России в последние годы, за редкими исключениями, удавалось фактически исключать их из сферы официальных межгосударственных отношений со странами "восьмерки". Однако избранная Москвой линия, направленная на консервацию политических режимов в ряде стран СНГ (прежде всего в Беларуси и Узбекистане), вступает и все больше будет вступать в противоречие с более энергичной американской и менее энергичной европейской политикой, ставящей во главу угла проведение честных, основанных на свободной политической конкуренции выборов и укрепление демократических институтов в соответствующих государствах. Это не исключает, а в некоторых случаях с неизбежностью предполагает смену политических лидеров и режимов - в чем российское руководство видит серьезный вызов стабильности в ближайшем окружении страны. С нарастающим раздражением - причем не только в российском политическом классе, но и в более широких кругах - воспринимается возможность усиления влияния внешних сил в странах СНГ.
В 2006 г. испытанием для отношений России с Западом может стать вопрос о выборах в Беларуси и об отношении к намерению президента Лукашенко вопреки Конституции в третий раз баллотироваться на эту должность. Источником разногласий будет оставаться вопрос о политике в отношении Украины (особенно после мартовских парламентских выборов 2006 г.), Грузии и Узбекистана.
И все же разногласия в оценках как внутреннего развития России, так и политики на постсоветском пространстве вряд ли приведут в краткосрочной перспективе к прямому столкновению интересов России и ведущих стран Запада. Эти противоречия не будут в центре внимания на встречах "восьмерки", где они не являются частью повестки дня. Обострения полемики можно ожидать скорее в ряде европейских структур, таких как ОБСЕ или Совет Европы (где в 2006 г. Россия также принимает на себя председательские функции).
Третьей крупной проблемной темой в отношениях с западными странами становятся сохраняющиеся, а порой и усиливающиеся разногласия касательно ядерной программы Ирана. В 2006 г. России будет сохранять неплохие возможности для того, чтобы и дальше удерживать эти разногласия в некоторых приемлемых для всех рамках - используя как потенциал своих взаимоотношений с Ираном, так и более широкую меру совпадения российского подхода с линией "европейского трио" (Великобритании, Германии и Франции). Вместе с тем планируемый в 2006 г. ввод в действие первого блока иранской атомной электростанции в Бушере, как и поставки российского оружия в эту страну могут привести к обострению существующих противоречий.
Перечисленные разногласия будут и дальше подпитывать дискуссию, существенную с точки зрения более отдаленных перспектив дальнейшей интеграции России в рамках "восьмерки". На чем основано участие Российской Федерации в клубе не просто ведущих, но ведущих демократических государств мира: на общих ценностях и приверженности принципам плюралистической демократии, рыночной экономики, правового государства и уважения прав личности - или только либо прежде всего на голом расчете, опирающемся на совпадающие интересы в таких областях, как безопасность и энергетика? Если развитие будет идти во все большей мере не по первой, а по второй модели - то на более позднем этапе может быть поставлен вопрос о том, насколько оправдано полноценное участие России в "восьмерке". Сегодня этот вопрос поднимается лишь отдельными политиками на Западе, но он может приобрести более весомое звучание ближе к концу десятилетия - когда восемь государств будут принимать решение о председательстве в предстоящие годы.
Пока же потенциально конфронтационные темы, скорее всего, будут оставаться на втором плане на фоне общих интересов в области безопасности и энергетики. Тем самым успешному председательству России в "восьмерке" в 2006 г. ничто не угрожает - если вероятность возникновения чрезвычайных обстоятельств считать не очень высокой.
Спокойному и эффектному, если не эффективному проведению саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге способствует и выдвигаемая Россией программа приоритетов ее председательства, в которой акцент делается на общие интересы и глобальные темы. Главная из них касается энергетической безопасности; для ее обеспечения планируется разработать глобальную стратегию развития энергетического сектора в целях надлежащего обеспечения мировой экономики и населения различными видами энергии по доступным ценам и с минимальным ущербом для окружающей среды. Тема эта является, безусловно, выигрышной для России и вместе с тем вписывается в важнейшие приоритеты "восьмерки". Так, на ее саммите в Гленниглсе в 2005 г был принят план действий "Изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие"; по инициативе Японии отчет о его претворении в жизнь будет рассматриваться на саммите 2008 г.
Российское председательство будет сфокусировано и на ряде других вопросов - таких, как борьба с инфекционными заболеваниями, образование, демографические проблемы, мониторинг природных катастроф (цунами и пр.). На петербургском саммите предполагается интенсивное обсуждение и ставших традиционными тем: продолжение борьбы с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, мировые экономические проблемы


© Торгово-промышленная палата РФ, 2005
© Фонд перспективных исследований и инициатив, 2005
© ИМЭМО РАН, 2005

ISBN 5-9535-0097-1

Док. 301219
Перв. публик.: 08.05.06
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 261

  • Барановский Владимир Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``