В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РОССИЯ И МИР: 2005 Назад
РОССИЯ И МИР: 2005
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ ФОНД ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИНИЦИАТИВ
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАН

РОССИЯ И МИР: 2005
ЭКОНОМИКА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Ежегодный прогноз

МОСКВА 2004
    
Доклад "Россия и мир: 2005" продолжает серию регулярных, ежегодных публикаций Фонда Перспективных исследований и инициатив. Доклад состоит их двух частей, посвященных экономике (часть I) и внешней политике (часть II).
В первой части доклада представлены прогнозные оценки экономических взаимоотношений России с внешним миром. Главное внимание сфокусировано на проблемах, имеющих ключевое значение для обеспечения стабильного экономического развития России на ближайшую (2005 г.) и более отдаленную перспективу. Приведен анализ и прогноз экономической ситуации в 2004-2005 гг. в мировой экономике, а также в экономиках России, Европы, США и Японии. Кроме того, прогнозируются условия заимствования на международных финансовых рынках и конъюнктура важнейших рынков российского экспорта. В подготовке доклада был использован многолетний опыт прогнозных исследований, проводимых Институтом мировой экономики и международных отношений РАН. Во второй части доклада представлен прогноз развития международных отношений в 2005 г. Анализируются основные внешние вызовы для России и возможности ответа на них.
В 2004 г. прогноз "Россия и мир: 2005" подготовлен ФПИИ и ИМЭМО РАН в сотрудничестве с ТПП РФ.
Руководители проекта: А.А.Дынкин, В.Г.Барановский
Авторский коллектив:
Часть I
А.А.Дынкин (руководитель проекта), Ю.Л.Адно, Б.М.Болотин, В.П.Гутник, И.Г.Доронин, О.Н.Кудинова, Е.Л.Леонтьева, Ю.П.Лукашин, В.И.Марцинкевич, Г.И.Мачавариани, В.В. Попов, П.А.Сергеев.
Авторы благодарят А.С.Танасову за участие в подготовке доклада.

Часть II
В.Г.Барановский (руководитель проекта), И.Я.Кобринская, Ю.Е.Федоров.


УДК    338.27                        © Торгово-промышленная палата РФ, 2004
ББК    65.5 (2 Рос)                    © Фонд перспективных исследований
65.23                              и инициатив, 2004
ISBN    5-9535-0060-2                    © ИМЭМО РАН, 2004

РОССИЯ И МИР: 2005
ЧАСТЬ I. ЭКОНОМИКА
1. Россия: год испытаний                                 5
2. Мировая экономика: продолжающийся рост                 9
3. Условия заимствования на международных финансовых рынках    12
4. Прогноз конъюнктуры основных рынков российского экспорта    20
4.1. Нефть и газ                                20
4.2. Металлы                                    25
     4.3. Минеральные удобрения                        28
        4.4. Лесобумажные товары                         31
5. Состояние и прогноз Европейской экономики                34
6. Прогноз развития экономики США                    40
7. Прогноз развития экономики Японии                    44
8. Анализ достоверности прогноза на 2003 г.                    49

ЧАСТЬ II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Введение                                        53
1. США: преемственность стратегического курса                55
1.1. Стратегические приоритеты США в 2005 г.            56
1.2. Линия США в отношении расширенного Ближнего Востока
в 2005 г.                                 57
1.3. Трансатлантическая проблематика во внешней политике
США в 2005 г.                                59
1.4.    Дальневосточный узел в политике США в 2005 г.        60
        1.5. Российско-американские отношения в 2005 г.            62
2. Большая Европа - большие проблемы                    62
2.1. ЕС-25                                    64
2.2. Восточная политика и политика "нового добрососедства" ЕС66
2.3. Сценарии для России                            67
3. "Проект СНГ"                                     68
        3.1. "Большая Россия"                             68
3.2. Центральная Азия                            70
3.3. Кавказ                                    72
3.4. "Евровосток"                                73
4. Расширенный Ближний Восток: прежние тренды, новые нюансы    74
4.1. Бремя модернизации                            75
4.2. Палестино-израильский конфликт в 2005 году            77
4.3. Иранская ядерная проблема                    80
4.4. Ирак: война всех против всех                    81
4.5. Россия и "расширенный Ближний Восток"            81
5. Дальний Восток: баланс факторов стабильности и нестабильности    82
5.1. Китай: "мирное наступление"?                    81
5.2. Тайваньская проблема                        84
5.3. Корейский ядерный кризис                        85
5.4. Россия и дальневосточные проблемы                88

ЧАСТЬ II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА


Введение
Основные положения прогноза мировой политики, опубликованного в конце 2003 г. Фондом перспективных исследований и инициатив, подтвердились*. Указанные в прогнозе узловые направления и проблемы: события в Ираке и стратегия США на Ближнем Востоке, ситуация на Дальнем Востоке и в Северо-Восточной Азии, состояние трансатлантических отношений-оставались важнейшими факторами динамики мирового развития, равно как и отношений России с ведущими международными игроками. Трагические события 2004 года в Испании, России и других странах свидетельствуют о дальнейшем росте угрозы терроризма. По инициативе РФ была принята резолюция ООН по терроризму. Однако международное сотрудничество и координация действий с целью противостоять этой угрозе пока не вышли на необходимый уровень эффективности.
В значимом для России международно-политическом ареале контуры взаимодействия главных действующих лиц на предстоящие несколько лет во многом определены прошедшими в конце 2003 - 2004 гг. выборами. Несмотря на некоторые изменения, с переизбранием Президента Путина не произошло переоценки основных целей и приоритетов российской внешней политики. Вряд ли можно ожидать изменений после выборов и референдума в Белоруссии. Победа республиканцев на выборах в США также означает продолжение прежнего курса - возможно, с поправкой на больший учет трансатлантических связей, ООН и других международных институтов. Вместе с тем не исключена корректировка подхода к отношениям с Россией в сторону большей жесткости, по крайней мере в краткосрочной перспективе. В то же время установление нового режима в Грузии и острый политический кризис в связи с президентскими выборами на Украине создают основу для изменения установившегося за последнее десятилетие политического баланса.
В 2004 году была зафиксирована новая международно-политическая конфигурация в Европе и в мире-с завершением самого масштабного в истории Европейского Союза раунда расширения, а также принятием в НАТО новых членов, в том числе стран Балтии. При этом сомнения относительно возможности новых разделительных линий в Европе и геополитического соперничества России и Запада, усилились. Развитие событий в одинаково решающей степени зависит от трех ключевых факторов:
    внешнеполитического курса России и ее внутриполитического развития;
    ситуации в новых независимых европейских государствах - прежде всего Украине и Грузии;
    восприятия указанных двух факторов в Европе и США.
В целом в 2004 году удалось сохранить превалирующее значение вектора сотрудничества во взаимоотношениях России с Западом, в первую очередь ЕС и США. Хотя в 2004 г. не было найдено решение некоторых важных проблем (прежде всего Калининградского транзита), Россией была продемонстрирована договороспособность и стремление к нахождению компромиссов в отношениях с Европейским Союзом. В результате, в частности, было получено его согласие по вопросу вступления России в ВТО. Того же удалось достичь путем переговоров и уступок по окончательному урегулированию пограничных проблем и на саммите в Китае (причем без ангажирующего Россию стратегического выбора по маршруту будущего нефтепровода на Дальнем Востоке). По состоянию на конец 2004 г. у России есть шансы вступить в ВТО в рамках переговорного "раунда Дохи". Однако у ЕС сохраняется возможность процедурно затормозить этот процесс на стадии многосторонних переговоров, что может быть использовано в качестве санкций против России в случае резкого ухудшения отношений.
Россия остается ответственным и - наряду с США - самым активным членом антитеррористической коалиции. Она занимает конструктивную позицию по стабилизации ситуации в Ираке. Укреплены налаженные двусторонние и иные форматы партнерства с ведущими западными державами. Внешнеполитическая активность России на западном направлении даже несколько усилилась-что свидетельствует не только о твердости намерений продолжать и укреплять сотрудничество, но и о необходимости преодолевать растущее недоверие со стороны Запада. Последнее обусловлено наметившимися еще ранее внутриполитическими тенденциями и заметно усилилось с принятием решения о реформе избирательной и федеральной систем после теракта в Беслане.
Можно ожидать, что неоднозначность восприятия России на Западе станет еще заметнее. Примат политической стабильности и экономической выгоды в отношениях с Россией, приемлемый для руководства и бизнес-кругов ряда крупнейших европейских государств, не разделяется обществом и большинством СМИ. Этот фактор трудно будет не учитывать при принятии решений руководством западных стран. Настороженность в отношении России подпитывается и генетической памятью новых участников ЕС и НАТО из числа стран Центральной и Восточной Европы.
Помимо ситуации в самой России, решающее влияние на состояние отношений России с Западом в 2005 году будет оказывать развитие событий в новых независимых государствах. Источником нестабильности останется возросшая в 2004 г. напряженность в Южной Осетии и Абхазии. Сделанное год назад предположение о возможности резкого осложнения ситуации, в связи с президентскими выборами на Украине, к сожалению, полностью подтвердилось. В 2005-2006 гг. соперничество за влияние на Украину, Молдову и Грузию станет растущей проблемой в отношениях между Россией и Западом. Что, тем не менее, вряд ли снизит активность российской политики в постсоветском пространстве, во многом объективно обоснованной экономически, а в Центральной Азии - и с точки зрения безопасности.
Россия, видимо, будет продолжать прикладывать все усилия, чтобы закрепить достигнутые в 2004 г. успехи в Центральной Азии, с одной стороны, а с другой, - как минимум, выиграть время, чтобы закрепить на будущее позиции, прежде всего экономические, в новых независимых европейских государствах. Плохая совместимость "проекта СНГ" в его нынешнем виде с заявленным и пока не отмененным "европейским выбором" остается одним из усиливающихся противоречий российской внешней политики.
Цепь политических неудач и провалов т.н. "политтехнологий" (в конце 2003 г. в Молдове и Грузии, в 2004 г. в Аджарии, Абхазии, Украине) критически остро ставит вопрос о совершенствовании концепции, методов и PR сопровождения российской политики, особенно в европейской части СНГ.
В то же время на характер российской политики будет также воздействовать то, как она будет восприниматься Западом. Еще более актуальным становится вывод прошлогоднего прогноза о возрастании вероятности того, что "негативная интерпретация Западом некоторых аспектов внутриполитического развития в России вызовет с ее стороны встречную реакцию, может начаться кумулятивный процесс осложнения их взаимоотношений". В итоге может сработать эффект "самосбывающегося пророчества".
Тем не менее, растущая взаимозависимость России с Европейским Союзом (в экономике) и с США (в сфере безопасности) будет подталкивать к поиску взаимоприемлемых решений. Особое значение для Москвы сохранит участие в "форматах грандов" - прежде всего "большой восьмерки". "Реперной точкой" в этом плане является запланированный на 2006 год саммит G8 в Москве. В направлении большего взаимопонимания и взаимодействия будут влиять неизбежные, увы, теракты, а также необходимость совместно решать проблемы предотвращения распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Признаком восстановления внешнеполитической уверенности России становится курс на диверсификацию внешних и внешнеэкономических связей. Есть основания предполагать, что еще большее внимание будет уделяться Дальнему Востоку и АТР. Возрождается интерес к некоторым "забытым" направлениям внешней политики (Латинская Америки, Африка).

1. США: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КУРСА

В предстоящие годы победа республиканцев на президентских выборах в США будет оказывать первостепенное влияние на мировую политику. Переизбрание Дж. Буша означает, что американская стратегическая линия, выработанная после событий 11 сентября 2001 года и скорректированная с учетом войны в Ираке и ее важнейших международных последствий, будет в ближайшие четыре года претворяться в жизнь. Разумеется, в отдельных аспектах эта линия может и будет уточняться в зависимости от развития ситуации в различных регионах мира. Однако в 2005 году, а, скорее всего и далее, ее основополагающие установки сохранятся, если не произойдет кардинальных изменений существующих парадигм и механизмов международных отношений. Последние могут быть вызваны, например, террористическим актом с использованием оружия массового уничтожения; ядерным конфликтом в Южной Азии или на Корейском полуострове; дестабилизацией обстановки в Китае и тому подобное. История последних 15 - 20 лет, в том числе распад СССР и небывалый подъем международного терроризма, свидетельствует, что события, вероятность которых истеблишментом не принималась во внимание, могут реализоваться на практике.


1.1. Стратегические приоритеты США в 2005 году
Стратегические приоритеты США в 2005 году не изменятся сколько-нибудь существенно по сравнению с теми, что определяли американскую внешнюю и оборонную политику в 2004 году. В основе своей они обусловлены восприятием американским политическим классом наиболее опасных угроз национальной безопасности, источники которых находятся за пределами Соединенных Штатов. К таким угрозам относятся терроризм, порождаемый ростом экстремистских настроений и движений в исламском мире, и распространение оружия массового уничтожения. Особую тревогу вызывает возможное обретение ядерного и биологического оружия фанатичными террористическими группировками и его использование против США. Предотвращение и минимизация этих угроз относятся к важнейшим целям американской внешней и военной политики, определяют подходы США к конкретным проблемам мировой политики и отношениям с теми или иными государствами.
В свете этого первоочередное значение для США имеет зона так называемого "большого" или "расширенного Ближнего Востока", включающая в себя Северную Африку, Ближний и Средний Восток и Центральную Азию. Иногда к этому геополитическому региону относят также Южную Азию, Синьцзян, Малайзию и Индонезию. Фактически, расширенный Ближний Восток совпадает в основных своих границах с ареалом исламских стран. Внимание американского политического класса к процессам, развивающимся в этой зоне, далеко не случайно.
Во-первых, именно в этой зоне возникли и набирают силу наиболее опасные террористические движения, ставящие своей целью создание некоего всемирного халифата и видящие в США, Израиле, России и ряде европейских стран главное препятствие достижению этой цели;
Во-вторых, некоторые страны расширенного Ближнего Востока либо уже обрели ядерное оружие, либо стремятся к его созданию. В этом регионе возникла и на протяжении нескольких лет активно действовала созданная бывшим шефом пакистанской ядерной программы А.-К. Ханом нелегальная сеть распространения ядерных технологий, материалов и know-how. Социально-политическая ситуация в Пакистане нестабильна; нельзя исключать, что в случае прихода к власти в этой стране исламистских кругов в их руках окажется ядерное оружие. Это, скорее всего, потребует жестких силовых мер с тем, чтобы устранить опасность применения этого оружия или его расползания по региону;
В-третьих, расширенный Ближний Восток, прежде всего район Персидского залива, играет особую роль в глобальной энергетической системе. США, как и другие страны-импортеры нефти, жизненно заинтересованы в стабильности ее поставок на мировой рынок по приемлемым ценам;
В-четвертых, в зоне расширенного Ближнего Востока имеется несколько очагов международных конфликтов и внутриполитической напряженности и нестабильности. При неблагоприятном стечении обстоятельств эти конфликты могут достичь высоких уровней эскалации, что будет иметь серьезные негативные последствия, по своим масштабам далеко выходящие за пределы региона.
Наряду с расширенным Ближним Востоком первостепенное значение для внешней политики США имеют трансатлантические отношения. Речь идет о выстраивании такой их модели, которая позволит, с одной стороны, минимизировать имеющиеся между США и европейскими государствами расхождения и противоречия, а с другой - использовать экономический, политический и военный потенциал Европы, в том числе Европейского Союза, в американских интересах. При этом в США с полным на то основанием рассматривают страны-члены НАТО (а на Дальнем Востоке - и Японию) как единственных союзников, связанных с Соединенными Штатами общностью основополагающих ценностей и интересов, что является более важным, чем расхождения позиций по тем или иным конкретным международным проблемам. Важно также, что Европа географически близка к расширенному Ближнему Востоку и, как и США, заинтересована в формировании там стабильной и предсказуемой ситуации.
Менее значимое, но весьма важное место в системе американских стратегических приоритетов занимает Дальний Восток и Тихоокеанский регион в целом. За исключением кризиса, вызванного ядерными амбициями Северной Кореи, ситуация в этой зоне мира относительно стабильна. Китай, разумеется, может стать крупнейшим вызовом американским интересам в бассейне Тихого океана, но это - проблема не сегодняшнего, но завтрашнего или послезавтрашнего дня. В ближайшие же несколько лет китайское руководство будет заинтересовано в стабильных и не конфронтационных отношениях с США, связи с которыми критически важны для успеха модернизации китайской экономики. При этом военная вовлеченность США в Ираке и Афганистане, острота иранской ядерной проблемы, необходимость искать пути урегулирования палестино-израильского конфликта и иные неотложные задачи, связанные с расширенным Ближним Востоком, отвлекают и будут в 2005 году отвлекать ресурсы и внимание Вашингтона от дальневосточного узла международной системы.
Существенно меньшее значение для коренных интересов американской внешней и военной политики имеют отношения с Россией и другими государствами, образовавшимися на месте бывшего Советского Союза. Российское ядерное оружие, естественно, вызывает определенную озабоченность в США. Вместе с тем, перспектива войны с Россией рассматривается в США как крайне незначительная, а американский ядерный потенциал считается надежным инструментом сдерживания в случае маловероятной, но все же гипотетически возможной конфронтации с Россией. При этом США были и будут заинтересованы в сотрудничестве с Москвой там и тогда, где и когда речь идет о противодействии исламскому экстремизму и распространению оружия массового уничтожения. Но степень этой заинтересованности напрямую зависит от того, насколько продуктивно Россия сотрудничает с США в решении этих задач, и насколько политика России в отношении новых независимых государств соответствует американским интересам.

1.2. Линия США в отношении расширенного Ближнего Востока в 2005 году
Политика США в зоне расширенного Ближнего Востока в 2005 году будет, как и в 2004 году, подчинена решению следующих основных задач:
противодействие исламскому терроризму;
урегулирование в Ираке;
пресечение иранских ядерных амбиций;
прекращение нынешней волны палестинского терроризма в Израиле.
В США, как и в других странах, идут поиски эффективной стратегии противодействия терроризму, корректируются принятые ранее подходы. Можно предположить, что в 2005 году будет ускорен пересмотр концепции, выработанной республиканской администрацией в первой половине десятилетия, согласно которой демократизация политических институтов в исламских странах предотвращает радикализацию общества и эскалацию экстремистских настроений и движений.
Для такого пересмотра имеются два основания. Первое - форсированное внедрение демократической практики в обществах, переживающих начальные стадии модернизации, может иметь негативные результаты. В результате выборов, например, к власти могут прийти радикальные элементы, ставящие своей целью борьбу за утверждение в общественной жизни фундаменталистского варианта исламских норм и ценностей. Второе - еще более важно с точки зрения практической борьбы с радикальными исламистскими движениями. Первой "жертвой" демократизации оказываются именно те авторитарные режимы в мусульманских странах, которые являются непримиримыми противниками исламских радикалов и, соответственно, естественными союзниками США и других развитых стран. Вместе с тем, оценить перспективы пересмотра рассматриваемой стратегии пока весьма трудно. Более определенными представляются перспективы политики США в отношении ряда конкретных стран и проблем региона.
Победа республиканцев на президентских выборах в США предопределяет сохранение в основных чертах нынешней американской политики в Ираке. К ее ключевым установкам относятся:
Сохранение и даже увеличение военного присутствия в 2005 году. В обозримое время американский контингент, как и войска других стран-членов коалиции, останется главным силовым инструментом предотвращения нарастания вооруженного противоборства в Ираке и постепенной ликвидации вооруженных формирований разного рода радикальных группировок;
Линия на формирование легитимных органов власти и вооруженных сил, способных по мере своего укрепления брать все большую долю ответственности за обеспечение стабильности и правопорядка. В этом контексте значительное внимание уделяется предстоящим выборам законодательной власти;
Максимально возможное привлечение материальных и финансовых ресурсов других государств для стабилизации экономического и политического положения в Ираке и консолидации ответственных сил.
Американская политика в отношении Ирана будет зависеть от готовности Тегерана отказаться от военной ядерной программы. Недавняя неудача попытки трех европейских государств - Франции, Великобритании и Германии - найти политическое решение и убедить Иран пойти на прекращение усилий по обогащению урана свидетельствует о стремлении иранского руководства продолжить создание ядерного оружия. Это ставит США перед необходимостью поиска более эффективных мер воздействия на Иран. В свете этого в 2005 году возможны два варианта американских действий на иранском направлении:
    политическое давление, в том числе обсуждение иранской ядерной проблемы в Совете Безопасности ООН для принятия международных санкций против Тегерана. Однако этот вариант относительно маловероятен, учитывая негативное отношение Китая и России к таким действиям. Если его не удастся осуществить, то становиться вероятным
    силовое давление на Иран, в том числе ужесточение экономических санкций, активная поддержка иранской оппозиции, а также - в предельном варианте - уничтожение путем нанесения точечных ударов иранских ядерных объектов, пусковых ракетных установок, основных командных структур и баз Корпуса стражей исламской революции.
Линия США в палестино-израильском конфликте вырисовывается более или менее отчетливо. Как и другие государства, вовлеченные в разрешение этой конфликтной ситуации, Соединенные Штаты будут пытаться использовать ситуацию, возникшую на территориях, подконтрольных Палестинской национальной администрации, после смерти Ясира Арафата для прекращения палестинского террора и политической стабилизации. Последнее может снять определенные противоречия в отношениях США с европейскими государствами и "умеренными" исламскими режимами, которые обвиняют Вашингтон в некоей "односторонней" поддержке Израиля. Устранение упомянутых противоречий важно для прогресса урегулирования в Ираке и мобилизации союзников и партнеров США в целях более эффективной борьбы с радикальными исламскими движениями.


© Торгово-промышленная палата РФ, 2004
© Фонд перспективных исследований и инициатив, 2004
© ИМЭМО РАН, 2004

ISBN 5-9535-0060-2
ББК 65.5 (2 Рос)

Док. 301208
Перв. публик.: 08.05.05
Последн. ред.: 10.05.07
Число обращений: 233

  • Барановский Владимир Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``