В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседа с директором института стран СНГ Назад
Беседа с директором института стран СНГ
В: В российско-украинских отношениях мы сейчас будем разговаривать с гостем нашей студии Константином Затулиным, директором института стран СНГ, депутатом Госдумы, известным защитником прав наших соотечественников за рубежом. Здравствуйте Константин Федорович.

- Здравствуйте.

В: Вот я знаю, что вы сегодня как раз голосовали, то есть поддерживали тот договор, о котором было больше всего споров, а именно договор государственной границы с Украиной, и в то же время выступали достаточно сильно против договора об экономическом пространстве. Не так.

- Нет, не так. Я голосовал за договор о едином экономическом пространстве, за договор об использовании вод Азовского моря, и Керченского пролива, и против соглашения границ.

В: А почему против соглашения границ, вот так жестко.

- Потому что я считаю, что хотя мы не собираемся менять эту границу, на самом деле момент для ратификации этого соглашения, а это самый важный, с украинской точки зрения документ, который выносился на ратификацию, достаточно сказать, что сегодня Верховная Рада ратифицировала, как и российская Государственная Дума, все три документа, но у них за границу проголосовало 350, а за скажем единое экономическое пространство 260, то есть на сто меньше. У нас ровно наоборот. Это не случайно. На Украине к соглашению о границе относится ну политическая элита чуть ли не с, я не хочу этого слова употреблять, но жанр того требует, с истерией какой-то к этому вопросу относятся отдельные политики. А буквально за последний месяц как вы знаете, Украина ратифицировала договор о быстром доступе НАТО на свою территорию. Украина не вступила в НАТО, но НАТО вступило в Украину, и, наконец, только что на наших глазах вы знаете, вы об этом говорили только что были запрещены, фактически запрещены российские телеканалы.

В: Как мы можем повлиять на эту ситуацию и можем ли вообще?

КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН (директор Института стран СНГ): Мы своей поспешной ратификацией утрачиваем рычаги воздействия на Украину. Мы должны, на мой взгляд, их беречь. Мы преувеличиваем украинские шаги на встречу нам и недооцениваем свои собственные.

В: Какой политический режим сейчас был бы нам наиболее выгоден на Украине.

КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН: Дело в том, что политический класс на Украине оказался за эти годы в том числе в отношениях с Россией воспитан таким образом, что нам практически нет разницы между теми, кто в октябре-ноябре.

В: То есть не важно Ющенко там или Кучма.

К. ЗАТУЛИН: Ну, принято считать, конечно, что Ющенко за ним стоят прозападные силы. Но если нынешняя власть, которую мы вроде бы поддерживаем чем можем и даже чем не можем, ведет себя так, как она себя ведет, то я существенной разницы между Ющенко и скажем Кучмой и его командой абсолютно не вижу.

В: Экономически можем надавить на Украину, перекрыть газ, например, о чем много раз говорили.

К. ЗАТУЛИН: Перекрыть газ мы на самом деле не можем. Это просто лозунг, это просто фраза.

В: Вообще есть лозунг....

К. ЗАТУЛИН: Ну, потому что мы им задохнемся, если мы перекроем этот газ, мы им просто задохнемся.

В: Ну как мы им задохнемся? Мы его можем куда-то еще направить.

К. ЗАТУЛИН: Потому что "течет вода Кубань реки, куда вели большевики". Это же трубопровод. Куда мы денем этот газ? Ну, этот газ поступает по существующим контрактам поставщикам Западной Европы. Поэтому мы связаны на самом деле этим газом. И в отношениях с Украиной получается так, что более слабая в отношениях Украина постоянно держит нас в заложниках. Вот как в истории с должником. Ты не спишь, потому что ты должен. Ну, я сейчас скажу, что ты не отдашь, и он, твой кредитор спать не будет. Вот примерно в таком положении мы все время с Украиной.

В: Хорошо, газ это

КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН (директор Института стран СНГ): Прежде всего, самое главное заключается в том, что все эти годы мы только говорили, но ничего не делали для того, чтобы поддержать русских, русскоязычных на Украине. У нас наш посол Виктор Степанович Черномырдин он неожиданно обнаружил, что, оказывается, есть гуманитарные проблемы у нас в отношениях с Украиной. Он так увлекся игрой на баяне вместе с Владимиром Даниловичем, что за эти годы пропустил вот эту тему в наших взаимоотношениях ту меня такое впечатление, по крайней мере.

В: Ну вот так вот что Россия может и должна сделать сейчас для того, чтобы как-то помочь, во-первых, русскоязычным на Украине, а во-вторых, самой себе.

КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН (директор института стран СНГ): Ну, прежде всего, мне кажется Россия не должна просто так свои козыри на переговорах за так, за красивые слова, отдавать. Это единственная причина, по которой я голосовал по этому соглашению. Я не собираюсь воевать с Украиной и призывать к этому. Но мы могли бы обратить внимание на многие вещи, в Крыму, например, то, что происходит на наших глазах. Что происходит с русским языком. Мы делаем это очень вяло и на Украине на самом деле уже не верят в том, что мы способны здесь занять жесткую позицию, поэтому так себя и ведут.

В: Хорошо, спасибо. Не очень оптимистично, но есть над чем задуматься. Спасибо Константин Федорович. Напомню, что в гостях у нас был Константин Затулин, директор Института стран СНГ.

Мы продолжаем выпуск. С вами Станислав Кучер.



ТВЦ 25 ЧАС. СОБЫТИЯ ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ, МОСКВА

21 апреля 2004 г.



Док. 300429
Перв. публик.: 21.04.04
Последн. ред.: 05.05.07
Число обращений: 496

  • Затулин Константин Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``