В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С.Михеев: `Рост национального самосознания русских неизбежен` Назад
С.Михеев: `Рост национального самосознания русских неизбежен`
Чеченцы требуют отменить 23-е февраля. Татары - татаро-монгольское иго и убрать кресты с герба. Якуты - отдать им все алмазы. Азербайджанцы - эксклюзивного права торговать российской картошкой. Пока Кремль борется с русским национализмом, все остальные национализмы чувствуют себя неплохо. Добром это не кончится. Рано или поздно придется выбирать - или все на равных условиях, или межнациональные конфликты.



Что касается конкретной чеченской инициативы, то с ней все ясно. На носу большие выборы, и можно мягко шантажировать Москву, требуя что угодно. Так сейчас делают многие. К тому же после Кондопоги, где убийство чеченцами нескольких русских объявлено Кремлем вылазкой русских же фашистов, надо проверить - насколько вообще можно прогнуть Кремль в подобных вопросах.



Благо конъюнктура способствует - по официальной версии, русским в очередной раз настало время повиниться перед нацменьшинствами. Таким странным образом у нас консолидируют нацию. Характерно, что многие единороссы в Госдуме и Совфеде уже одобрительно загомонили - мол, действительно, 23-е февраля - никакой не праздник. А день воинской славы можно и другой придумать.



Но это тактика. Стратегия же состоит в том, что нынешняя Россия, представляя из себя ассиметричную федерацию, вольно или невольно породила на своей территории несколько национальных автономий, где фактически установлены квазигосударственные, этнократические по сути и по форме режимы, практикующие в качестве путеводной идеологии местный национализм, лишь слегка прикрываемый федералистской риторикой.



Этнические элиты этих регионов в своей деятельности преследуют сугубо корыстные интересы, которые зачастую противоречат интересам России в целом. Нередко происходит это в достаточно агрессивной форме. Главный инструмент достижения целей в отношениях с Кремлем - негласный, но очевидный для всех шантаж возможным сепаратизмом. Нынешнее государственное устройство России фактически дарует этим режимам вечное право на подобный шантаж.



Впрочем, само по себе устройство, конечно, всех проблем не решает. Нынешняя ситуация подготовлена ходом новейшей отечественной истории. Большевики в свое время совершенно правильно (с технологической точки зрения) решили, что одним из главных способов разрушения Российской империи должен стать рост самосознания нацменьшинств и сепаратизм национальных окраин. Так оно и случилось - империя рухнула, потеряв значительную часть территорий. Собрать куски обратно в единое государство и укрепить его стоило больших усилий, сопровождавшихся жесткими репрессиями, в том числе в отношении нацменьшинств и их элит. Однако некоторые территории вернуть так и не удалось.



История повторилась через 70 лет. Новые претенденты на власть поняли, что советскую империю надо раскачивать теми же способами, что и российскую. Этому поспособствовала мина замедленного действия в виде советской модели национально-территориального деления. Ведь, как не крути, СССР распался по этническому признаку. Все государства, выделившиеся из состава Союза, кроме России, по сути, являются национальными государствами. Национальный сепаратизм и предательство национальных элит стали одними из главных движущих сил распада. Россия снова отступила, потеряв всё то, что было завоевано в последние 200-300 лет.



Но и этого было мало. Помимо того, что Ельцин и новая российская элита активно поддержали национальный сепаратизм бывших советских республик, внутри России с прямого благословения Москвы начался парад суверенитетов. Кремль не просто откровенно заигрывал с местными националистами. Он опирался на них в борьбе за власть и в 91-м, и в 93-м, и позже. Всем известно, что Дудаев фактически был креатурой Ельцина. Результат - Россия 90-х вновь почти на грани распада плюс две чеченских войны, а позднее - активизация русского национализма как естественного ответа на бурный и ассиметричный рост национализма окраин, а также беспрецедентный наплыв мигрантов, опять же стимулируемый властью.



Таким образом, история явно показывает, что опора на элиты нацменьшинств неизбежно ведет к проблемам для России. По крайней мере, это уж точно никогда и никак не укрепляло территориальной целостности и единства страны. Однако и нынешняя власть продолжает вольно или невольно поощрять национализм меньшинств. Иногда возникает впечатление, что Кремль откровенно боится нацокраин, а потому согласен на создание для нацэлит каких-то особых условий.



Да и вообще, глубокого понимания проблемы власть по-прежнему не демонстрирует. Говорят, что недавно проходившая в Италии неделя русского языка и литературы была открыта выступлением чеченского ансамбля песни и пляски. Пожалуй, это своеобразный символ той невнятной каши, которая по данному вопросу доминирует во взглядах нынешней власти.



Причин у такой ситуации много. Публично это оправдывается необходимостью борьбы с русским фашизмом и уже русским сепаратизмом. Явления это, несомненно, опасные и абсурдные. Впрочем, представляется, что их размер и влияние на общество явно преувеличены. Но главное то, что с ними не получится эффективно бороться в условиях, когда все остальные национализмы в России будут процветать. А процветать они будут ещё довольно долго, хотя бы в силу ассиметричного устройства российского федерализма.



Если же власть не попытается хотя бы минимизировать рост национального самосознания окраин и борьбу нацменьшинств за какие-то особые права, борьба с русским национал-радикализмом неизбежно потерпит неудачу. Хуже того, власти придется рано или поздно выбирать - власть плюс 15% населения против 85% или власть плюс 85% против 15%. Выбор плохой. Но или все должны быть поставлены в равные условия, или такой выбор в исторической перспективе станет неизбежным. Можно задавить рост русского национализма, но рост национализма меньшинств, обособляющих себя от большинства, все равно автоматически поставит такую проблему в не самом далеком будущем.



Рост национального самосознания русских неизбежен. Он будет автоматически происходить хотя бы в силу укрепления позиций России на внешней арене и укрепления традиций государственности внутри страны. Однако создается впечатление, что у правящей элиты не хватает ума для того, чтобы не просто бояться этого неизбежного роста, а окультурить его, нейтрализовать негатив и использовать позитив.



Ведь на самом деле при нынешних возможностях властей сделать это не сложно. Известно, к примеру, что в первоначальном варианте нынешней предвыборной программы "Единой России" была фраза об исторической, государствообразующей роли русского народа. Этой фразой можно было бы как щитом прикрываться от всех нападок национал-радикалов, всех обвинений в антинациональном характере нынешней власти. Ее можно было бы демонстрировать всем, кто считает себя русскими патриотами. С помощью ее можно было бы привлечь в свои ряды новых сторонников и ослабить противников. Умное и технологичное использование только одной этой фразы могло бы принести эффект гораздо больший, чем сотня уголовных дел за разжигание национальной розни. Но фраза эта, вполне безобидная, а главное - абсолютно верная, в программу "Единой России" не попала. Тупо испугались. Испугались, в том числе, видимо, и того, что же скажут по поводу этой маленькой фразы товарищи в национальных парторганизациях.



Если власть по тем или иным (в общем-то, понятным) причинам не может сейчас поставить всех в равное положение, тогда ей самой необходимо взять на вооружение рост русского национального самосознания и направить его в позитивное русло. Национализм имеет огромный потенциал. Негативным он будет или позитивным - зависит от трактовки. Нынешняя политика властей - репрессии в отношении одних и поощрение других - пока, к сожалению, актуализирует лишь негативный потенциал.

07.02.07 17:45 ИА "КМ-News"

Док. 300273
Перв. публик.: 07.02.07
Последн. ред.: 05.05.07
Число обращений: 271

  • Михеев Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``