Сегодня, 23-го марта 07-го года, станут известны лауреаты 20-й, стало быть, юбилейной общенациональной кинематографической премии "Ника". Церемония награждения, что состоится в Театре Армии, подведет окончательные итоги 2006-му киногоду.
Та же "Ника", по традиции, станет завершающим аккордом премиальной страды в отечественном кинематографе. Начинается она опять же по традиции зимой с "Золотого орла". В кулуарах церемония называется "Орлы прилетели". Затем следует легкая поступь "Белых слонов", придуманных критиками. Далее определяются операторы со своей профессиональной наградой "Белый квадрат". И под занавес - "Ника", в которую входит более 500 кинематографистов, окрыляет победителей статуэтками крылатой богини победы, прилагая к ним ключи от "Жигулей".
Минувший год в кинематографическом отношении был любопытным и, надо признать, разнообразным. Сразу несколько картин выбились из общего и довольно длинного ряда кинопродукции. Это, прежде всего "Мне не больно" Алексея Балабанова", "Эйфория" Ивана Вырыпаева, "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова, "Связь" Авдотьи Смирновой, "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, "Вдох-выдох" Ивана Дыховичного, "Нелегал" Бориса Фрумина, "Андерсен. Жизнь без любви" Эльдара Рязанова, "Парк советского периода" Юлия Гусмана.
Наконец, самое громкое событие года - "Остров" Павла Лунгина.
Практически все они засветились на национальных фестивалях, где завоевывали награды разного достоинства. Некоторые пробились на международные кинофорумы и были там замечены. Иные - отмечены. Например, "Изображая жертву" на кинофестивале в Риме.
Впрочем, награды, как и чины, людьми даются. А люди, в том числе и столь квалифицированные как киноакадемики, могут ошибиться. И иногда довольно радикально, о чем свидетельствуют несовпадающие списки номинантов в разных премиях.
Из самых кричащих несовпадений - фильм "Свободное плавание", категорически проигнорированный золотоорловскими академиками (одна второстепенная номинация - за монтаж, которой он не удостоился), был обласкан критиками (два слона за "Лучший фильм" и за "Лучшую режиссуру") и угодил сразу в четыре номинации "Ники", в том числе - "Лучший фильм", "Лучшая режиссура", "Лучший сценарий".
Зато "Ника" не заметила "Дневного дозора", самого кассового фильма сезона.
Оно, конечно, на вкус и цвет... Тем более, что взаимоотношения многих товарищей-кинематографистов лишь с оговоркой и в значительной степени условно можно назвать товарищескими.
Теперь по прошествии некоторого времени можно сказать, что не на пользу ни кино, ни кинематографистам не пошло удвоение национальных академий - "Ника" и "Золотой орел", а с ними и наград.
Напомню, что председатель СК РФ Никита Михалков инициировал создание академии "Золотой орел" в отместку отцам-основателям "Ники" Юлию Гусману и Виктору Мережко за то, что они не отдали ему созданный ими бренд. Началась холодная война. Никита Михалков, который со дня, когда он стал во главе Союза, постоянно пребывает в состоянии борьбы то за Киноцентр, то за ММКФ, то за Дом кино, то за национальную кинематографическую премию...
И сегодня Никита Сергеевич не теряет надежды, что конкурирующая "фирма" усохнет сама собой. Для этого "орел" кое-что сделал - он выдавил "Нику" из стен Дома кино, а также, пользуясь своими связями и влиянием, отключил от "Ники" федеральные телеканалы.
Вроде бы "Ника" давно должна была бы сникнуть, а она не сдается. Она продолжает жить. В значительной части благодаря энтузиазму ее учредителей и президента Эльдара Рязанова, которого в этом году сменит Алексей Баталов. Ну, и по ряду объективных причин. Может быть, самая важная из них: "Ника" для кинематографистов - одна из форм моральной оппозиции Председателю Союза, все более дающего волю своим авторитарным склонностям.
Потом, надо понять и молчаливо-безыдейное большинство кинематографического сообщества: пряников-то сладких всегда не хватает на всех. Посему им кажется, что чем больше премий, тем больше шансов не остаться обнесенным.
Так и получилось, что в рядах обеих академий можно увидеть одни и те же лица. В кулуарах они говорят: чума на оба ваших дома. И в оба "дома" ходят за наградами. И в обоих "домах" в случае неуспеха утешаются обильной выпивкой и щедрой закуской.
Все это не очень здорово с точки зрения авторитета и горделивого "Золотого орла", и победоносной богини "Ника". Добро бы одна премия была альтернативой другой. Ну, скажем, одна артхаузной, другая мейнстримом. А то ведь они всего на всего параллельны. Это те параллели, которые все время пересекаются и иногда разбегаются. Их значимость размывается от того, что обе выглядят взаимозаменяемыми.
Все это к тому же не слишком хорошо сказывается и на климате внутри кинематографического братства.
Похоже, что на пороге подобного раскола стоит телевизионное сообщество. Первый звонок только что прозвенел. Я имею в виду информацию о выходе из состава учредителей телеакадемии "ТЭФИ" сразу двух каналов НТВ и ТНТ. До этого ее покинул крупный телепроизводитель АТВ. Другой симптом - появление особого информационно-репортажного конкурса, инициированного НТВ. И, можно предположить, от того, насколько успешно он пройдет, зависит нарождение новой национальной телеакадемии.
Конкуренция премий - вещь нездоровая. Конкурс произведений - вещь полезная.
Говорят, зачем нужны все эти фестивали и национальные премии; касса (как и рейтинг) - лучший судья. Это неправда. И это понимают даже те, кто так говорят. Иначе бы они не представляли свои работы на суд коллег.
Говорят, что время - лучший рефери. Если это и правда, то неполная. Ведь произведение, вырванное из своего временного пласта, теряет нередко заложенные в нем смыслы. А теряет оно их, потому что обескровливается.
Вот собственно, почему и нужен "Гамбургский счет". И чтобы он был предъявлен здесь и сейчас
А что касается самого кинопроцесса, то этот караван идет своим ходом. И, по мне, неплохо идет. Сетуют на то, что нет шедевров. Но ведь шедевры от Бога. Как и гении. Зато среди тех фильмов, что "от производства", "от индустрии" и "от простых смертных", есть такие создания, с которыми хотелось бы поспорить "за жизнь", "за искусство", о которых можно было бы поспорить, насколько они являются искусством. Они не обязаны тебе безоговорочно нравиться, потрясать, выворачивать душу. Но если с ними интересно, если с ними категорически не согласен - уже не напрасно он придуман и снят.
Есть в этом году фильм, который считается несомненным фаворитом всех киносостязаний. Это "Остров" Павла Лунгина. Он уже собрал, видимо, рекордное число наград. Но самая, очевидно, ценная и значимая награда - его успех у телевизионной аудитории. Показанный в прайм выходного "Остров" получил и огромную долю и впечатляющий рейтинг. Я не думаю, что дело только в самом фильме. Мне он не кажется великим. Тут дело, по всей вероятности, в другом. Просто авторы картины говорят с нами по душам и о Душе.
Хомо развлекающийся у экрана телевизора, забавляющийся хроникой преступлений, наслаждающийся криминальными сериалами, звездными шоу, вдруг почувствовал, что пора подумать о собственной душе, о Боге...
***
...В момент, когда пишутся эти строки, победители чемпионата российского кино по версии "Ника" еще не известны. Я не хочу гадать, кому достанутся заветные статуэтки. Я назову тех, кому бы я их присудил.
Сверим наши вкусы.
Мой выбор
Лучший фильм - "Свободное плавание" (режиссер Борис Хлебников).
Лучшая режиссура - Павел Лунгин ("Остров").
Лучшая сценарная работа - Александр Родионов и Борис Хлебников ("Одиночное плавание").
Лучшая операторская работа - Андрей Найденов ("Эйфория")
Лучшая музыка к фильму - Айдар Гайнуллин ("Эйфория")
Лучшая мужская роль - Петр Мамонов ("Остров")
Лучшая женская роль - Полина Огуреева ("Эйфория")
Лучшая мужская роль второго плана - Андрей Краско ("Сволочи")
Лучшая женская роль второго плана - Инга Оболдина-Стрелкова ("Мне не больно")
Открытие года - Иван Вырыпаев ("Эйфория")
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции