В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чемпионат России по кино (по версии `Ники`) Назад
Чемпионат России по кино (по версии `Ники`)
По нечаянному стечению обстоятельств старт очередного чемпионата по футболу день в день совпал с финишем чемпионата России по кинематографу. Черту сезону 2005-го года подвела церемония раздачи статуэток крылатой "Ники" - Богини Победы.

Аналогия между обоими чемпионатами напрашивается (тем более, что киноакадемики одарили своим вниманием фильм "Гарпастум", имеющий отношение к футболу), но тут же выясняется, что она, как и все прочие аналогии, хромает. И довольно сильно.

Неспортивный фактор, как и лотерейный случай, играет определенную роль в распределении мест на футбольном Олимпе, но не решающую. Все-таки выиграть футбольный турнир нельзя случайно.

Победить на национальном или международном кинофестивале по случаю, увы, не проблема.

То есть проблема, но не эстетического ряда.

Победа "9-й роты" на "Нике" выглядит бесспорной только на первый взгляд. Да, она лидер российского проката. Она имела серьезный общественный резонанс, положительную критику, была признана лучшей и по версии "Золотого орла".

Но есть и определенные противопоказания. Есть признаки того, что здесь что-то не так.

Ну, во-первых, обратим внимание на то, что Национальная премия кинокритики России "Белый слон", церемония награждения которой предварила "Нику", практически проигнорировала картину Федора Бондарчука по всем позициям.

Предположим, что это все от снобизма, оторвавшейся от народа специфической кинопопуляции.

Тогда обратим внимание на другой симптоматичный знак: картина оказалась не отобранной на такой серьезный кинематографический форум, как Берлинский кинофестиваль.

При желании можно и на этот обидный факт наплевать и о нем забыть: что с иностранцев взять, что они понимают в нашем самобытном искусстве и в нашей национальной душе? Да и политические резоны могли стать препятствием на пути к международному триумфу картины - фильм героизирует советских солдат в непопулярной как в России, та и на Западе афганской войне.

Тревожнее, однако, другое. Как могла быть признанной лучшей картина, не снискавшая ни одной награды в основополагающих номинациях?

У "9-й роты" две третьестепенных статуэтки - за звук и за музыку. Но она не стала первой ни в номинации за сценарий (здесь взяло верх "Солнце"), ни в операторском искусстве (впереди оказался "Космос как предчувствие"), ни в одной из четырех актерских категорий. И самое, наверное, показательное - вторая по значимости награда "за режиссуру" опять же "пролетела" мимо Бондарчука и досталась Алексею Герману-младшему, поставившему "Гарпастум".

Но и это еще не все. Картина-победительница проиграла номинацию "дебют".

Может ли в футболе команда, которая подряд все проигрывает, стать чемпионом?

В гарпастуме - нет. В кино, как мы увидели, - может.

Этот казус покажется еще более разительным, если вспомнить, что с фильмом-триумфатором конкурировала лента действительно великая по всем художественным статьям - "Солнце" Александра Сокурова.

Как бы это понагляднее растолковать несуразность случившегося... Ну, представим, что в одной из "Ник" столкнулись бы "Зеркало" и "Москва слезам не верит". И что картина Меньшова получила бы главный приз. И чтобы на это можно было бы сказать?

Сказать можно было бы следующее: либо кто-то во имя чего-то поправил киноакадемиков, либо в киноакадемии надо что-то подправить.

Второе для меня стало очевидным, когда я не увидел Сокурова в номинации "за режиссуру". У меня ощущение, что довольно большая часть профессионалов не видела его картину, а с другой стороны, шумная, назойливая раскрутка "9-й роты", в конце концов, сделала свое дело.

Для меня победа "9-й роты" - это поражение 19-й "Ники", репутация которой мне лично, как и многим моим коллегам, кинематографистам, особенно дорога.

"Ника" ведь действительно первая национальная негосударственная кинематографическая премия, смысл и сверхзадача которой отмечать художественные достижения искусства кино, а не достижения в области пиара, промоушена, компьютерных технологий, финансовых затрат и т.д. Наградой подвигам в этих номинациях всегда служила и будет служить касса.

У "Ники" славная история длиною почти в два десятка лет. Она всегда была зависима от состояния нашего кинематографа. А оно было все эти годы разным. Было время, когда его нитевидный пульс едва прощупывался. Богиня Победы, благодаря усилиям инициатора, вдохновителя, режиссера и ведущего всех девятнадцати церемоний Юлия Гусмана, раздавала авансы. И всякий раз церемония была теплой, была праздником людей родом из волшебного мира кино.

Потом, как известно, киносообщество оказалось расколотым. И была сделана попытка нынешним президентом СК РФ Никитой Михалковым отнять у автора идеи его идею. Гусман не поддался. Михалкову пришлось придумывать свою киноакадемию и свою премию. Так появился "Золотой орел". Первое, что сделал "Орел" - подкупил первые два федеральных канала, позвав их в соучредители Себя. Затем ввел ряд новых номинаций: "лучший сериал, "лучший мини-сериал", "лучший актер". Соучредители, разумеется, обрадовались - пряников сладких в виде статуэток "ТЭФИ" им явно не хватало.

В обмен на такие большие подарки каналам пришлось по умолчанию отказать в телетрансляциях "Нике". Ее приютил канал НТВ. Но, как кто-то удачно пошутил, у "Золотого орла" оказались длинные крылья, и в этом году уже и на частно-собственническом телеканале Богине Победы было отказано от дома, то бишь в эфире.
Куда было "бедной девушке" податься? Она подалась на первый развлекательный канал СТС, при финансовой поддержке которого и снималась "9-я рота". Справедливости ради надо напомнить, что тот же канал поспособствовал созданию "Солнца".

Уже после того, как все соглашения и документы заинтересованными сторонами были подписаны, "Ника" получила предложение от телеканала "Культура".

Если бы оно не запоздало...

Если бы церемонию показала бы "Культура", может, и расклад наград оказался бы иным...

А если бы он точно таким же и остался, то не пришлось бы нам терзаться подозрениями о договорной победе "9-й роты", достигнутой благодаря административному ресурсу канала-вещателя.

...А Богиня Победы "Ника" Федору Бондарчуку и его команде продюсеров была очень нужна и важна. Ну хотя бы потому, что репутация "Золотого орла", которым он увенчан, довольно низкая.

Чемпионат страны по кино выявил сомнительного победителя и очевидную проблему. А именно: сращивание коммерческих и амбициозных интересов кинопроизводителей и телевещателей чревато монополизмом со всеми неприятными последствиями. В частности, с искажением реальной картины того, что происходит в нашем кино.

***
Хорошо футболистам. Там, чтобы меньше было подозрений относительно исхода важных игр, приглашают из заграницы иностранных рефери.

А как быть кинематографистам? Других академиков у них нет. Как, впрочем, и других телеканалов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20060322/44641852.html

22.03.2006 г.


Док. 300151
Перв. публик.: 22.03.06
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 316

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``