В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Артемьев: Мы постарались максимально обезопасить бизнес от нас самих Назад
Игорь Артемьев: Мы постарались максимально обезопасить бизнес от нас самих
Игорь Юрьевич, на прошлой неделе вступил в силу закон о защите конкуренции, который был разработан ФАС в тесном сотрудничестве с экспертами различных организаций, в том числе, и из РСПП. Расскажите подробнее об этом законе и совместной работе по нему с РСПП.

Новый Федеральный закон "О защите конкуренции" вступил в силу 26 октября 2006 года. Его подготовка началась еще в 2004 году, когда стало очевидным, что устаревшее законодательство не позволяет решать задачи, которые стоят перед антимонопольным органом. Соответственно были просто необходимы новые инструменты для защиты конкуренции и развития рыночной экономики. Поэтому когда мы очень быстро, буквально за полгода, написали первую версию нового закона, то было принято политическое решение принять его в первом чтении. Это и было сделано в июле прошлого года. Затем представители бизнеса внимательнее посмотрели закон, пытаясь понять, какие же последствия он может для них иметь. Многие из них сразу же заявили о том, что введение жесткого, близкого к европейским стандартам, регулирования в антимонопольной сфере преждевременно, так как может привести к репрессиям вместо позитивного эффекта для экономики. Соответственно, эти структуры начали активно бороться с этим законом. Год мы занимались тем, что разговаривали со всеми бизнес - ассоциациями, приводили свои аргументы, убеждали их в необходимости введения именно таких норм и формулировок.

Таким образом, все это время ушло на колоссальную работу по достижению компромисса между государством и бизнесом. Александр Николаевич Шохин, Председатель РСПП, назвал работу над законом лучшим примером взаимодействия бизнеса и Правительства. То есть можно сказать, что окончательная версия закона, принятая Федеральным собранием и подписанная Президентом, является плодом совместной работы ФАС, депутатов, представителей общественных организаций, бизнеса, науки.

Насколько этот закон поможет, с одной стороны, предпринимателям, с другой - госструктурам?

Мы постарались сделать закон сбалансированным с точки зрения как государства, так и бизнеса. У антимонопольного органа появились более эффективные инструменты для выявления и доказательства незаконного ограничения конкуренции. Новый закон во многом уточнил понятийный аппарат, сделав его адекватным большинству современных рынков. Например, существенно модифицированно понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

В частности, изменен размер доли хозяйствующего субъекта доминирующего на рынке (с 65 до 50%), а также теперь антимонопольный орган избавлен от необходимости доказывать, что естественные монополии занимают на своих рынках доминирующее положение - это прямо закреплено в тексте закона. Вводится очень важная норма, которую мы называем коллективным доминированием: доминирующей на особых олигопольных рынках может быть признана любая из трех компаний, контролирующих вместе 50% рынка; либо из пяти компаний, контролирующих 70%. Данная норма позволит ФАС эффективнее бороться с нарушениями антимонопольного законодательства на олигопольных рынках, где нет одного лидера, но действуют несколько крупных игроков. Есть и другие новации, они касаются запрета на оказание незаконной государственной помощи, точных определений понятий группы лиц, монопольных видов цен, согласованных действий и координации экономической деятельности. Все это позволит, с одной стороны, антимонопольному органу эффективно пресекать нарушения конкурентного законодательства, с другой стороны - хозяйствующим субъектам доказывать законность своих действий в спорных случаях.

Естественно, что любое усиление государственного регулирования вызывает обеспокоенность бизнеса. Но мы постарались максимально обезопасить бизнес от нас самих и потому непосредственно в тексте закона установили правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и порядок рассмотрения ходатайств. То есть наши внутренние процедуры, имеющие большое значение для хозяйствующих субъектов и рынков, не будут определяться нашими внутренними документами, а будут установлены законом. Кроме того, с вступлением в силу нового закона, будет значительно снижено административное бремя на хозяйствующие субъекты.

Если раньше ФАС контролировала 90% компаний, то теперь ситуация изменится на прямо противоположную - мы будем контролировать только 10% компаний, то есть крупный бизнес. Это достигается увеличением пороговых значений для предварительного согласования сделок и уведомлений о совершении сделок, а также отменой необходимости согласовывать каждую сделку по приобретению акций. Предварительное разрешение будет обязательно только для приобретения блокирующего, контрольного и исключающего возможность блокировать решения акционера третьими лицами пакетов акций.

Сегодня наблюдается усиление позиций государства в хозяйственной жизни, усиление государственного монополистического капитализма. Как поможет закон, ведь не исключено, что монополии будут все более активными, и как тогда конкурировать с ними менее крупным, а также средним и малым компаниям?

Да, действительно, в нашей экономике складывается дисбаланс, когда крупные компании мешают развитию мелкого и среднего бизнеса. Приведу одно сравнение, которое кажется мне удачным - крупные компании ведут себя как старшеклассники, решают свои проблемы, эксплуатируя первоклашек, гоняют их, бьют портфелем по голове. И государство должно вмешаться и остановить их. Нас не может не беспокоить состояние "первоклашек", которых нужно вырастить здоровыми и уверенными в себе - ведь именно они должны создать совершенно другую структуру экономики. Именно поэтому у государства должны быть такие защитные законы, как закон "О защите конкуренции". Кроме того, мы рассчитываем, что Государственная Дума до конца года примет наши поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих так называемые "оборотные" штрафы за грубые нарушения антимонопольного законодательства. Сейчас КоАП предусматривает максимальный размер штрафа - 500 тысяч рублей. Согласитесь, крупный бизнес может позволить себе такие суммы просто закладывать в свой бюджет как необходимые издержки. Введение же "оборотных" штрафов - до 4% от годового оборота компании - означало бы введение жестких санкций для нарушителей, которые приведут их в чувство. Будут установлены другие правила игры, когда нарушать антимонопольное законодательство и "бить первоклашек" было бы не только с точки зрения общественного мнения недопустимо, а еще и невыгодно.

На рынке слияний и поглощений в последнее время и в мире, и в России усилились тенденции к укрупнению компаний (в самых различных отраслях экономики и финансов). Как это отражается на развитии экономики, компаний, конкурентной борьбы, на работе ФАС, в конце концов?

Если мы посмотрим статистику по слияниям и поглощениям за длительный период в какой-нибудь развитой стране, то увидим, что волны роста слияний и поглощений четко совпадают с деловым циклом. То есть увеличение слияний и поглощений четко корреллируется с подъемом в экономике. Таким образом, можно говорить, что это тенденция в нашей стране положительная.

Другое дело, что укрупнение, слияние компаний на западе всегда сопровождается появлением новых структур. Старые компании в силу разных причин сливаются, но у них появляются новые конкуренты. В России, к сожалению, зачастую эти процессы не идут рука об руку и в плане создания новых структур у нас возникают проблемы, потому что на большинстве рынков существуют значительные барьеры.

Можно сказать, что сам по себе размер увеличения рынков слияния и поглощения - вещь если не совсем положительная, то к этому можно относиться нормально, как к прямому следствию роста российской экономики. Но тревожной тенденцией является отсутствие появления новых бизнес-структур. Очень мало компаний, которые за последние несколько лет ворвались на наиболее значимые российские рынки и стали занимать лидирующие позиции. В таких условиях слияния и поглощения могут сопровождаться монополизацией. Естественно, что для ФАС это означает увеличение работы и загрузки сотрудников, к которым мы предъявляем все более возрастающие требования, так как эта ситуация требует все более тщательного анализа рынка и взвешенных решений.

Кому ФАС - друзья и партнеры, а кому, мягко говоря, не очень, "кость в горле"? Например, в каких отношениях находится ФАС и олигархи из РСПП?

Как я уже говорил, мы плотно сотрудничали с РСПП в рамках подготовки закона "О защите конкуренции" и это плодотворное сотрудничество в очередной раз убедило меня в том, что нельзя ставить знак равенства между крупным бизнесом и нарушителем антимонопольного законодательства. Даже среди крупного бизнеса преобладает стремление к созданию четких правил игры в рамках законодательства и добропорядочные компании, я уверен, окажутся в выигрыше от принятия нового закона.

Как Вы видите дальнейшее развитие крупных и средних компаний (ТНК, ФПГ и более мелкие структуры, многие из которых занимают монопольное положение или стремятся к этому) и более мобильного малого бизнеса?

Зарубежный опыт показывает, что развитие крупных структур и малого бизнеса должно идти рука об руку. Если кто-то начинает опережать, то ни к чему хорошему это не ведет. Обычно, если развивается крупный бизнес, то он вытягивает за собой и малый бизнес. Этот наблюдается при иностранных инвестициях, при крупных транснациональных корпорациях - японской или американской - они тянут за собой целый пласт более мелких и средних компаний соответствующей страны.

Поэтому хотелось бы, чтобы у нас в России наблюдалась похожая тенденция, и мы стараемся этому способствовать. Например, обязав естественные монополии проводить торги на конкурсной основе, чтобы заказы доставались малым предпринимателям.

Вопросы ценовой политики различных компаний, тарифов на их услуги (Газпром, РАО "ЕЭС России", РЖД, связь и т.п.) находятся в поле деятельности ФАС. Что здесь вообще происходит, о каком низком уровне инфляции может идти речь, когда цены постоянно растут? Как изменить эту ситуацию? Как бороться с "ценовыми сговорами", что мы сегодня наблюдаем на рынках недвижимости, связи и нефтепродуктов?

Вопросы ценовой политики и установления тарифов на услуги естественных монополий к компетенции ФАС прямо не относятся - этим занимается Федеральная служба по тарифам. ФАС здесь имеет очень ограниченные рычаги влияния в том случае, если тарифы установлены неправильно. Например, компания "Мосэнерго" поменяла тарифы для коммерческих организаций по отношению к ТСЖ - мы с этими успешно боролись, отстояли свою правоту в суде и ТСЖ защитили. А ценовые сговоры характерны для тех секторов, которые не подвержены государственному тарифному регулированию. Если есть сговор, значит, есть более двух субъектов. Значит, это уже олигопольный рынок, где есть несколько крупных игроков. Там опасность ценового сговора велика, и это уже сфера ответственности ФАС. Мы здесь ожидаем больших подвижек после вступления в силу нового закона. Тогда появится реальная возможность доказать существование ценового сговора.

Какие Вы видите проблемы российского финансового рынка, как рынка услуг для любых клиентов, будь то юридические или физические лица?

Для российского финансового рынка характерны различные проблемы - это низкий уровень капитализации финансовых организаций, недостаточный объем долгосрочных денежных ресурсов у финансовых институтов, неэффективность системы раскрытия информации о деятельности финансовых организаций и их собственниках и неразвитость компенсационных механизмов на финансовом рынке. Но далеко не все эти проблемы попадают в поле деятельности ФАС.

Что касается, скажем, раскрытия информации, которому инвестиционное сообщество во всем мире уделяет особое внимание, то в этом направлении мы сделали важный шаг, издав совместно с Центробанком "Рекомендации по раскрытию информации при предоставлении потребительских кредитов". Их основной принцип заключается в предоставлении потенциальным заемщикам до заключения кредитного договора достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме. Получив информацию в такой форме, потребитель может легко сравнить условия кредитов и сделать осознанный выбор. Мы полагаем, что, в конечном счете, стандартизация раскрытия информации по кредитам будет способствовать развитию добросовестной конкуренции между банками. Однако на сегодняшний день о соблюдении этих рекомендаций заявил только 91 банк, что составляет все-таки пока небольшую долю от общего числа кредитных организаций страны. В целом отмечу, что уровень конкуренции на финансовых рынках зачастую довольно низкий. Особенно это характерно для региональных рынков, большинство из которых являются высоконцентрированными, а некоторые сегменты региональных рынков страховых услуг - и монополизированными. Исключение составляют только несколько наиболее развитых регионов страны - Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область и ряд других.

А какой вообще стиль работы ФАС - профилактический, предполагающий предупреждение возможных негативных явлений или приходится заниматься вопросами ликвидации уже случившегося?

Конечно же, нам приходится пресекать случаи ущемления конкуренции, которые происходят. Но, безусловно, первоочередное значение имеет предотвращение нарушений антимонопольного законодательства. Прежде всего, речь идет о контроле экономической концентрации. Наша задача - следить за тем, чтобы компании, доминирующие на рынке, не усиливали свое доминирование, что может привести к негативному эффекту для конкуренции. Либо, если такое усиление необходимо, скажем, в целях укрепления конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, мы обеспечиваем своими предписаниями условия, при которых потребители будут защищены от возможных последствий ограничения конкуренции. Кроме того, только каждое второе дело, возбужденное по результатам проверок или по непосредственным обращениям в ФАС, заканчивается выдачей предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В остальных случаях факт нарушения не подтверждается, или, что бывает намного чаще, нарушение устраняется в добровольном порядке. То есть сам факт возбуждения дела антимонопольной службой зачастую как для нарушителей, так и для других участников рынка служит сигналом о необходимости соблюдать закон при осуществлении своей деятельности. Также отмечу, что мы придаем большое значение публичности своих действий как ключевому условию предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. ФАС может и должна использовать не только правоприменительные механизмы для защиты конкуренции, но и взаимодействовать с другими государственными ведомствами, вести постоянный диалог с бизнес-структурами, повышать информированность общества о пользе конкуренции.

С этой целью мы создали Общественно-консультативный совет при ФАС России, Экспертные советы, позволяющие привлекать специалистов с рынков к решению задач развития конкуренции. Также мы стараемся максимально полно раскрывать информацию о своей деятельности, в том числе с помощью нашего официального сайта - www.fas.gov.ru - на котором можно найти тексты наших решений и предписаний, судебных решений, результаты проведенных проверок и многое другое.

Какие новые предложения разрабатывают сегодня специалисты ФАС?

Прежде всего, наш новый закон будет гораздо более эффективным, когда будут приняты соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они уже внесены на рассмотрение Государственной думы и одобрены профильным комитетом. Что касается других планов, то мы работаем совместно с МВД над внесением поправок в 178 статью Уголовного кодекса, предусматривающую наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Сейчас эта статья сейчас практически не работает, но мы рассчитываем сделать ее редакцию более удобной для применения.

Кроме того, ФАС будет добиваться принятия антимонопольных поправок в Лесной кодекс, Федеральные законы "О недрах", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и другие законодательные акты.

30 октября 2006


Док. 300127
Опублик.: 04.05.07
Число обращений: 545

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``