В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Дружинкина: Особенности портретного творчества Д. Г. Лувицкого в общем контексте развития русского искусства второй половины XVIII века Назад
Наталья Дружинкина: Особенности портретного творчества Д. Г. Лувицкого в общем контексте развития русского искусства второй половины XVIII века
Оглавление:
1. Введение.
2. Глава 1.
Особенности портретного творчества Д.Г.Левицкого в общем контексте развития русского искусства второй половины 18 в.
3. Глава 2.
Образно-стилистические особенности, композиционные закономерности портретов великих княжон Д.Г.Левицкого.
4. Заключение.

1.Введение.


Данная работа посвящена выявлению специфики портретов великих княжон - дочерей императора Павла I кисти Д.Г.Левицкого.
Как справедливо писал Г.Н.Голдовский о необычайно широком диапазоне портретного творчества художника: "...от камерного лирического типа до программного портрета-картины; множественен социальный состав его моделей ( от крепостного крестьянина Сезелова до императрицы Екатерины II), разнообразны композиционные приемы (портреты в рост, портреты-картины, поясные, погрудные изображения, парные портреты и т.д.; сложные ракурсные повороты персонажей)" .
Портреты великих княжон относятся к позднему периоду творчества мастера. Исходя из особенностей портретного творчества Левицкого, необходимо коснуться некоторых аспектов самой проблемы портрета как жанра в целом в богатом графическом и живописном наследии мастера, а также выявить композиционные, стилевые, живописные приемы исполнения четырех портретов великих княжон: Александры, Марии, Екатерины, учитывая, что, по словам Г.Н.Голдовского: "Исследователей всегда поражала живописная сочность ("вязкость") и конкретность его полотен: благородная цветонасыщенность в них не кажется условностью и идеализацией, пристрастие к густо-розовым, вишневым, пурпурным тонам - произволом, крупные цветовые плоскости - схематизацией; и это в значительной степени потому, что его произведения всегда живописно-пластически вылеплены. Фактурная лепка формы, живой, подвижный пастозный мазок, сумрачная, опять-таки вязкая глубина тени и предельная праздничная высветленность выпуклого блика - индивидуальные черты художественной манеры, которую не спутаешь ни с чьей из его современников и последователей" . Творчеству Д.Г.Левицкого посвящены труды Н.М.Гершензон-Чегодаевой , Н.М.Молевой , Н.Ворониной , Н.Маркиной и др. С.В.Римская-Корсакова исследовала технику живописи художника . Авторы уделяли внимание портретам княжон, например, Н.М.Гершензон-Чегодаева отказывала им в русскости: "Они, естественно, подчинены требованиям светского придворного этикета. С первого взгляда видно, что эти девочки-принцессы. И именно принцессы, а не царевны. В интерпретации Левицкого образы дочерей Павла лишены чего бы то ни было русского. Немки по национальности...- такими они и запечатлены на портретах. Следует отметить особую чуткость Левицкого-портретиста, сумевшего тонко подчеркнуть нерусский характер своих моделей. Не только типы девочек - с их золотистыми локонами, светлыми глазами и белой кожей, - но и тот художественный стиль, в котором выдержаны портреты, лишен русского характера" . Исследователи склонны сравнивать портреты великих княжон с ранними портретами девочек Воронцовых, выявляя значение Левицкого для развития русской портретной живописи.
Появление портрета в Петровскую эпоху было, по словам академика И. Э.Грабаря, "одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи . К концу З0-х гг. наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII в. - А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульпторы Ф. И. Шубин и М. И. Козловский составили целую галерею образов своих современников. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение мне в портретных изображениях художников.


Док. 300115
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 07.05.07
Число обращений: 601

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``