В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Дружинкина: Основы русской духовности Назад
Наталья Дружинкина: Основы русской духовности
Н.А.Бердяев в опубликованном в 1915 г. очерке: "Душа России" писал: "Русская душа хочет священной общественности, богоизбранной власти. Природа русского народа сознается, как аскетическая, отрекающаяся от земных дел и земных благ.... Россия - земля покорная, женственная.... Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не знала русская история. В русском человеке есть мягкотелость, в русском лице нет вырезанного и выточенного профиля.... Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему все в свое орудие. Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории.... Русская государственность занимала положение сторожевое и оборонительное. Она выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия..." (4;298-299).
Бердяев писал о дискретном характере социокультурной истории России: "Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории, вопреки мнению славянофилов, нельзя найти органического единства". Философ насчитывает "пять разных Россий": Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию")...(5;216-217).
У Бердяева нет строгой, четко разработанной концепции русской истории. он сосредотачивает свое внимание лишь на некоторых факторах, существенно повлиявших на ход исторического развития России. Особо выделяет три из них: географический, религиозный, психологический.
Географический фактор, по мысли философа, играет чуть ли не главную роль в судьбе России. Это:
Во-первых, географическое положение России на земном шаре, определяющее место ее в мировой истории: "В России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад России есть целая часть, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира".
Взаимодействие этих двух потоков мировой истории определило все сферы общественной жизни русского : духовную, политическую, экономическую;
Во-вторых, природные условия русской земли, "широта, необъятность русской равнины". Они повлияли на психологические особенности русского народа (что отмечал уже В.О.Ключевский...) и на становление русской государственности, приобретшей деспотический характер...(5;217).
Значение религиозного фактора в истории России тоже велико. В русской культуре, по мнению Н.А.Бердяева, "столкнулись" два элемента: первобытное, природное язычество и православие, полученное от Византии. Привнесенное православие сказалось на формировании русской мессианской идеи, воплощение которой характерно для России на всем протяжении тысячелетней истории. под знаком этой идеи происходило становление Московского государства, развитие "русской идеи" в петербургский период. Ту же мессианскую идею, но "перевернутую", обнаруживает философ в русском коммунизме.


Док. 300112
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 07.05.07
Число обращений: 479

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``