В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Наталья Дружинкина: Образ природы в творчестве И.И.Левитана Назад
Наталья Дружинкина: Образ природы в творчестве И.И.Левитана
Оглавление.


1. Введение.
2. Глава 1. Пейзажный этюд в творчестве И.И.Левитана.
(Сложение левитановского образа природы, формирование метода работы).
3. Глава 2. От этюда к картине. (От анализа к синтезу).
4. Глава 3. "Озеро. Русь".
5. Заключение.

Введение.


Исаак Левитан - один из величайших русских пейзажистов 19 века. В его картинах мы видим реалистически верный, богатый содержанием и глубоко поэтический образ русской природы.
Левитан, как никто, чувствовал внутреннюю жизнь природы, умел передавать ее "настроение". "Вобрав в свое искусство все лучшее из того, что было создано его предшественниками, Левитан решает проблему необычайной сложности - проблему глубокого философского осмысления природы" , - писала О.Кочик.
Творчество Левитана завершает собой целую эпоху в истории русского пейзажа второй половины 19 века.
Говоря о соотношении творчества Левитана с пейзажной живописью его времени и 19 столетия в целом, нельзя не отметить то обстоятельство, что его жизнь была связана с Москвой, а его искусство - неотъемлемая часть того значительного пласта русской культуры, который именуется московской художественной школой .
За точку отсчета в развитии лирической линии русской пейзажной живописи принято считать картину А.К.Саврасова "Грачи прилетели" (1871). В 1873г. Саврасов написал "Проселок", полотно, равноценное по чувственному восприятию "Грачам". Его искусство находилось в зените, эти две простые и мудрые картины завершали процесс развития русского пейзажа от романтизма к реализму. Саврасов впервые сумел воплотить в них "душу" русской природы. Это было поистине грандиозно. Роль его продолжателя выпала на долю И.И.Левитана.
Нельзя не учитывать и общения Левитана с Перовым. И дело не только в педагогическом таланте Перова, в том, что "в натурном классе все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов и деяний" , а и в общей нравственной глубине его искусства, которая не могла не привлекать Левитана. Хотя Перов не оставил образцов чистого пейзажа, в его пейзажных фонах формируется тот эмоционально-образный подход к природе, который закономерно приводит к творчеству Саврасова и Левитана.
Нельзя сбрасывать со счета и уроки Поленова, познакомившего своих учеников с принципами европейского пленэризма.
Левитан порой воспринимается как переходный художник, в искусстве которого "новизна во всем чувствуется столь же сильно, сколько сильны в нем связи с исканиями предшественников" .
Стремясь найти параллели в европейской художественной культуре, его чаще всего соотносят с барбизонцами или импрессионистами.
Первые общие характеристики творчество Левитана получило еще при жизни художника, в 1890-х гг., когда он добился наконец успеха и признания своего искусства. Слава Левитана, популярность его картин на выставках требовали от критики как-то осознать его творчество в целом, определить основные черты его искусства, сформулировать место мастера в современном русском пейзаже.
Эту попытку предпринимает в 1894 г. В.М.Михеев в своей обширной статье "Русский пейзаж в городской галерее П.и С. Третьяковых", представлявшей собой очерк развития и современного состояния русского пейзажа. Считая, что пейзаж является наиболее субъективным видом живописи и "никогда не может быть вполне объективным", Михеев видит в творчестве Левитана яркое выражение этой субъективности. Левитан, по его мнению, - это художник, который передает в пейзаже свои переживания, как "настроения". Главное для него - это "чувствование" природы и лирическая меланхоличность передаваемых "настроений".
"Да, изучая природу, г. Левитан, в конце концов, все-таки "чувствует" природу и отдается не мастерству, а "настроению", - пишет Михеев, - В этом, как нам кажется, вся тайна его точной и в то же время мягкой, - правдивой и в то же время красивой манеры письма. В этом и секрет его все более возрастающего успеха. Объективная красота его пейзажей привлекает глаза, но и таящаяся в них музыка настроения чарует сердце...за перспективной глубиной пейзажей г. Левитана чудятся красиво-меланхолические аккорды арфы" . Здесь формулируется понимание Левитана как мастера "пейзажа настроения" и, при этом, преимущественно грустного, меланхолического, которое станет потом общепризнанным. Подобные взгляды на творчество Левитана можно найти во множестве высказываний, начиная от А.Н.Бенуа и первого биографа Левитана С.С.Вермеля, и кончая П.П.Муратовым. Причем, приоритет личного "чувствования" будет считаться то положительным, то отрицательным качеством.


Док. 300109
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 07.05.07
Число обращений: 742

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``