Глава Минздрава допустила введение четырехдневной рабочей недели в России
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Наталья Дружинкина: `Московский дворик` Назад
Наталья Дружинкина: `Московский дворик`
Оглавление:
1. Введение.
2. Глава 1.Особенности формирования творчества В.Д.Поленова и И.И.Левитана в общем контексте развития русского искусства второй половины 19 века.
3. Глава 2.Образно-стилистические особенности, композиционные закономерности построения пейзажей: "Московский дворик" (1878, ГТГ) В.Д.Поленова и "Март" (1895, ГТГ) И.И.Левитана.
4. Заключение.


1. Введение.


Данная работа: ""Московский дворик" (1878) В.Д.Поленова и "Март" (1895) И.И.Левитана" посвящена выявлению специфики произведений двух прославленных пейзажистов.
Для раскрытия данной темы необходимо было обратиться к общим трудам по теории и истории искусств , работам по критике А.Г.Верещагиной , научно-исследовательским работам Г.Г.Поспелова , Д.В.Сарабьянова , к статьям разных авторов.
В данной работе необходимо выявить истоки формирования творческого видения художников, его новизну, своеобразие, понять взаимосвязь элементов формального и образно-эмоционального плана в пейзажах 1870-1890-х гг., определить характер элементов композиционного и живописного решения произведений, обеспечивших поэтическое звучание их работ. Особое внимание необходимо уделить принципам взаимодействия объективного и субъективного в картинах художников, особенностям преобразования вещественно-эмпирической конкретности натуры, явления природы в пластическую идею.
"Творчество Поленова явилось закономерным историческим этапом на пути блестящего расцвета русской пейзажной живописи, на пути от Саврасова к Левитану. Левитан был учеником Поленова. Его влияние сказалось не только на ранних пейзажах Левитана, таких, как "Мостик", "Первая зелень", но и на более зрелом периоде творчества этого прославленного русского пейзажиста" .
Авторы всех монографий о художниках касались исследуемых нами картин мастеров пейзажа. Например, Т.В. Юрьева писала о "Московском дворике" В.Д.Поленова: "В картине воспроизведен типичный уголок старой Москвы с ее особняками, церквами, заросшими зеленой травой двориками и пышно распустившимися деревьями. Стоит утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям художника). Дворик живет своей обычной мирной жизнью: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в траве ребятишки, ожидает своего хозяина запряженная в телегу лошадь. В обрисовке этой жизни Поленов прибегает к развернутому и обстоятельному повествованию, как это делали его предшественник. Взятая художником точка зрения заставляет взгляд зрителя задерживаться в первую очередь на этой части изображения. Передний план с фигурками постоянных обитателей дворика очень продуманно организован Поленовым и потому легко обозрим. Все элементы его являются своеобразными вехами, направляющими взгляд зрителя от одной детали к другой и заставляющими внимательно рассматривать все то, что запечатлел художник" .
Особую задушевность работы Поленова отмечали многие исследователи его творчества. "Все приобретает в картине Поленова очарование знакомого с детства, с чем сжился душой. И кажется, что в жизни были подобные дворики, поросшие травой и исчерченные желтыми тропинками, дворики тихие, залитые солнцем, такие русские. Художник сумел передать гармоничную связь жизни природы с жизнью человека. Сияющий радостный пейзаж сообщает всему поэзию и значительность, даже самому, казалось бы, будничному. Дворик окутан воздухом, светом, солнцем; очертания предметов смягчены. Пожалуй, впервые здесь можно говорить о решении пленэристических задач в русской пейзажной живописи" , - справедливо писала И.Раздобреева.
В конце 1860-1870-х гг. в русской реалистической живописи происходило становление нового пейзажа. Как справедливо писал А.А. Федоров-Давыдов: "В этой области, как во всех других, передовые художники стремились прежде всего к идейности и содержательности, к выражению демократических моральных и общественных идеалов. Они брали близкие, понятные и интересные зрителям картины окружающей природы и показывали ее красоту и выразительность в самых зачастую простых и обыденных мотивах...художники-пейзажисты...стремились осмыслить природу в связи с жизнью народа.... Образ природы в их картинах, отражая высокий строй чувств, проникнут глубоким гуманизмом и подлинно патриотичен" . Пейзаж выполнял и сакраментальные функции в своих основных формах развития монументально-эпической линии в лице: А.М.Васнецова, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и др. и лирической - А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Левитана, И.С.Остроухова во второй половине 19 века. При этом четко разграничиваются в стилистическом отношении десятилетия: 1870-е, 1880-е, 1900-е. Как справедливо писала Ф.С.Мальцева: "Стремление художников дать родную природу как необходимую жизненную и эмоциональную среду приводит многих из них на первых порах к повествовательному раскрытию содержания, к использованию в пейзаже жанрового сюжета. В творчестве Саврасова, Шишкина и Каменева полнее и ярче, чем у других художников, выступает своеобразие формировавшегося тогда демократического направления в пейзажной живописи" . Народность, реалистичность, утверждение национального своеобразия становятся лейтмотивом творчества художников. По мнению автора, происходило вытеснение "...господствовавшего в Академии позднеромантического пейзажа, которое в той или иной мере они испытали в ученические годы. На протяжении 50-х и 60-х годов народная тема находит...различные формы художественного выражения. Уже в это время у Саврасова чувствуется тяготение к созданию лирического образа пейзажа, у Шишкина - к пейзажу эпическому, раскрывающему богатства природы родины" .


Док. 300107
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 07.05.07
Число обращений: 682

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``