Сергей Апатенко: Государство не должно руководить молодежью, но может вмешиваться в процессы формирования жизненных ориентировНазад
Сергей Апатенко: Государство не должно руководить молодежью, но может вмешиваться в процессы формирования жизненных ориентиров
Сергей Николаевич, на прошлой неделе всех шокировало нападение молодого человека на прихожан синагоги. Это событие в очередной раз подтвердило, что нерешенность проблем молодежи грозит серьезными проблемами для общества. Исторический опыт предостерегает от опасности излишней подконтрольности, но и неудержимая свобода также не является благом. Опустевшие ниши после роспуска комсомольской и пионерских организаций в 90 - годы так и не были заняты достойной сменой.
Чем сегодня занята молодежь? Создается впечатление, что подрастающее поколение прочно "поселилось" в залах игровых автоматов и в Интернет - кафе, либо в подъездах. Спортивные секции - платные, да пропаганды спорта нет, дома творчества отошли в небытие. Можно ли сказать, что сегодня, как и в первые постперестроечные годы, российская молодежь по-прежнему предоставлена сама себе, полностью свободна от обязательств перед обществом?
Что нужно, на ваш взгляд, сделать для того, чтобы сохранить потенциал нации?
На самом деле, далеко не вся молодежь склонна к экстремистским действиям и "поселилась" в залах игровых автоматов. Просто именно такая молодежь обращает на себя внимание. Действительно, сейчас, с одной стороны, усложнилась социальная структура молодежи, с другой, только еще формируются основы серьезной государственной молодежной политики. При этом различных молодежных объединений много - только на общероссийском уровне их действует более 30, но их проекты, конечно, не носят общегосударственного масштаба, и охватывает их деятельность порядка 5% молодых россиян.
Необходимость активной государственной политики в отношении молодежи определяется, прежде всего, особенностями специфических потребностей и потенциала молодежи как мобильной социальной группы российского общества. По данным переписи 2002 года, из 39 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (свыше 25% от общей численности населения России) в системе образования занято всего около 12 млн. человек (то есть чуть более трети). Остальная часть молодых людей занята в производстве, сфере услуг, служит в армии и на флоте, находится временно без работы, часть молодых женщин находится в отпуске по уходу за детьми или являются домохозяйками. Есть совершенно специфические социальные страты - молодые семьи, активисты молодежных общественных объединений, молодые инвалиды, молодые ветераны боевых действий или пострадавшие от катастроф или чрезвычайных ситуаций. Эти группы, в основном, не подпадают под действие отраслей политики государства, связанных с образованием, социальной защитой или здравоохранением.
В тоже время, нельзя сказать, что молодежь полностью предоставлена самой себе. Есть и пропаганда спорта - достаточно проехать по западной части МКАД и посмотреть на наружную рекламу. Развивается и научно-техническое творчество молодежи - ежегодно сотни молодых людей представляют свои разработки на всероссийской выставке НТТМ. Но исследования констатируют распространение в молодежной среде таких явлений, как массовая апатия, отсутствие активной жизненной и гражданской позиции, что создает простор для экстремистских и просто иждивенческих, "развлекательных" тенденций и настроений. Государство не должно руководить молодежью, но может вмешиваться в процессы воспитания формирования жизненных ориентиров молодого поколения своих граждан. Другими словами, и молодежь не свободна от обязательств по реализации своих способностей, знаний, сил на благо государства и общества, но и государство должно создать организационные и информационные условия, возможности для того, чтобы молодежь могла найти возможности учебы, работы и, в целом, решить свои проблемы. Государство объективно заинтересовано в благополучной, а не маргинальной молодежи.
Приоритетная цель нашего министерства, российской образовательной и молодежной политики - добиться активного вовлечения молодого поколения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны. Мировой и отечественный опыт убедительно доказывает, что для любого общества характерно разделение населения по уровню активности и возможностей. В результате, в обществе объективно формируются определенные группы молодых граждан:
Граждан, стремящихся к самостоятельному решению своих проблем, готовых ради этого брать на себя определенные риски и ответственность, готовых использовать свои лидерские качества для вовлечения в свое дело других людей. Их доля в обществе не превышает 10 - 15%.
Граждан, готовых к трудовой деятельности, необходимой для обеспечения стандартного уровня потребления товаров и услуг. Доля таковых - 65 - 75 % от населения.
Граждан, стабильно пребывающих в трудной жизненной ситуации. Доля таких людей составляет в среднем 15 - 20 % от общей численности населения.
Исходя из этого, реализация государственной молодежной политики должна осуществляться по двум взаимодополняющим направлениям.
Первое должно определить: что получит молодежь - каждый конкретный молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет - за годы реализации государственных мер.
И второе: что получит государство и общество в целом.
Таким образом, наша деятельность нацелена на:
1. Обеспечение возможности для каждого молодого человека быть успешным, то есть включенным в активную социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, интеграцию в международную жизнь.
2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы России в молодом гражданине-патриоте, труженике-профессионале, творце, здоровом физически и духовно молодом человеке. Эта позиция выражена нами в подготовленном к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации проекте Стратегии государственной молодежной политики.
Стратегия определяет три приоритета в работе с молодежью:
Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и вовлечение молодых людей в социальную практику;
Развитие созидательной активности молодежи;
Помощь в интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь страны. То есть, государственная молодежная политика, построенная на этих трех приоритетах, информирует каждого молодого человека о тех возможностях своего развития, которые ему предоставляет Россия, и предоставляет возможность на практике проявить себя - будь то в творчестве, в работе, в общественной, добровольческой деятельности.
В соответствии с инициативой Президента России, в рамках разработки приоритетного национального проекта "Образование", в целях поддержки инициативной, способной, талантливой молодежи, Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило предложения по присуждению молодым гражданам премий в различных областях творческой деятельности, значимой для социально-экономического, общественно-политического, культурного развития России.
Надеемся, что, уже в этом году такие премии в размере 60 тыс. рублей смогут получить 2,5 тысячи молодых россиян (школьники, студенты, молодые специалисты).
Естественно, существуют и другие эффективные, уже устоявшиеся в практике молодежной политики формы работы с молодежью - от российского фестиваля студенческого творчества "Российская студенческая весна" до молодежных бирж труда, молодежных парламентов и т.д. Задача всей сферы молодежной политики - от федерального уровня до муниципального образования - дать каждому конкретному молодому человеку возможность участвовать в мероприятиях, интересных и важных именно для него.
Только в рамках комплексного подхода к решению проблем молодежи, ее значения в современном обществе, в повышении конкурентоспособности нашей страны во всех сферах жизни - от высоких технологий до массового спорта, можно реализовать эффективную, адресную молодежную политику.
19 декабря 2006
Док. 300105 Опублик.: 04.05.07 Число обращений: 335