В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Дружинкина: Интерьеры Григория Сороки. Назад
Наталья Дружинкина: Интерьеры Григория Сороки.
1.Введение.
2. Глава 1.
"Школа А.Г.Венецианова" и особенности формирования творчества Г. Сороки в общем контексте развития русского искусства первой половины 19 века.
3. Глава 2.
Образно-стилистические особенности, композиционные закономерности построения интерьера в творчестве Г. Сороки.
4. Заключение.

Введение.

Художником "трагической судьбы" назвала Григория Сороку (Васильева) (1823-1864) К.В.Михайлова . Крепостной Н.П.Милюкова и один из талантливых и любимых учеников "Сафонковской школы" А.Г. Венецианова, Г.Сорока стал создателем замечательных произведений (портретов, пейзажей, интерьеров) и рано ушел из жизни. В 1982 году В.М.Обухов в своей книге, посвященной творчеству художника соглашается с присутствием той "детскости", которую открыл в венециановстве Александр Бенуа применительно к работам Г.Сороки, отмечая, что "...это не "детскость" живописи, а "детскость" взгляда на происходящее вокруг. Будучи учеником Венецианова, достигнув благодаря ему высокой художественной зрелости, Сорока тем не менее предстает в своих картинах как художник с иным восприятием мира, с иными стилевыми признаками. И это вполне закономерно" , поскольку исповедуя принцип учителя: "Ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной", Сорока, как и другие венециановцы по словам В.М.Обухова: "должен был опираться не на "готовые" формы видения, а на свой собственный житейский и художественный опыт" .
Гибель Венецианова в 1847 году тяжелым бременем ударила по судьбе каждого ученика, прежде всего ощутил свое сиротство Г.Сорока. в написанной в научно-популярной форме книге Г.С.Островского написано по этому поводу так: "Казалось бы с гибелью Венецианова время остановилось; словно разом оборвались нити, связывавшие Григория с искусством, живописью, с прекрасным, но ощущаемым ныне каким-то призрачным, нереальным миром" . Не удивительно, что все авторы изданий и публикаций о Г. Сороке связывают его биографию с венециановской школой в Сафонкове, определяют то непреходящее значение, которое сыграла личность А.Г.Венецианова в процессе становления своих учеников, затрагивают теоретико-методологические аспекты педагогических взглядов и системы преподавания Венецианова - "русского Милле" (как его называл А.Н.Бенуа).
Первой книгой, посвященной "школе Венецианова" стала монография М.С. Урениуса, в которой он анализирует творческий путь, пройденный художником и касается вопросов педагогической системы мастера: "На свои более чем скромные средства, получая лишь изредка помощь от Общества Поощрения Художников и поддержку влиятельных лиц, Венецианов учреждает школу, в которой обучается до 70 человек.... У Венецианова была своя особая манера преподавания. Считая, что заимствование чужого только портит глаз ученика, он отвергал практиковавшееся в Академии копирование оригиналов. Ученики его знакомились с формой, рисуя ряд простых предметов, как-то коробочки, яйцо, стул, фуражка, корзинка. Когда они переходили к краскам, Венецианов приучал их различать не только цвет, но и самое вещество предметов, кладя перед ними: атласную ленту, кусок бархата, белый холщевый платок, черепаховую гребенку или французскую перчатку, золото или серебро. Подготовив таким образом учеников, Венецианов сажал их во дворце или Эрмитаже писать перспективы" . В заслугу Венецианову ставилось и применение итальянской перспективы, и изучение натуры. Более того, как пишет И.С.Куликова: "В панораме образов - от помещика, прислуги, до тружениц и крестьянских детей - запечатлены русский быт, русские характеры, психический склад русских людей" . И все эти качества и находки он старался передать своим ученикам. Характер картины "Гумно" позволил написать Е.Петровой, что "Как бы ни ориентировался Венецианов на натуру, он никогда не копировал ее буквально. Изучая и понимая красоту реальной природы, художник всегда вносил в ее изображение частицу идеала, которым для него были образы античности и Ренессанса. Это вовсе не означает, что он шел тем же путем, каким следовали его предшественники и большинство современников. В отличие от них, Венецианов действительно, тщательно изучал натуру "как она есть". Она была главным источником его искусства. Но художественная мудрость мастера заключалась именно в таланте незаметного, невычислимого совмещения натуры и некоего модуля красоты, изящества. Именно этот синтез придает произведениям Венецианова классичность, высоко ценимую всегда вечность" . Образ женщины, глубоко национальный, колоритный органично "вписан" в среду, увязан с остальными структурными элементами композиции произведения. Действительно, "Гумно" Венецианова поэтично, овеяно ясностью размеренной жизни, порядка и чистоты. Можно согласиться с М.Алпатовым, что "лучший кусок картины - фигура подвязывающей онучи крестьянки - в сущности, превосходный этюд с натуры, прямо вписанный в композицию" . Натурные принципы он и развивал в своей педагогической системе.


Док. 300104
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 07.05.07
Число обращений: 446

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``