В Кремле заявили об отсутствии информации об уходе Матвиенко из Совфеда
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Наталья Дружинкина: Грузинская мозаика Назад
Наталья Дружинкина: Грузинская мозаика
главление:

1. Введение.
2. Глава 1.
Особенности декоративно-художественного решения (оформления) грузинского храма7-14 вв.
3. Глава 2.
Иконографические типы, характер и роль мозаики в композиционном решении храмового комплекса в Грузии 7-14 вв.
4. Заключение.

1. Введение.


Грузия одна из стран христианского мира, начиная с раннего средневековья явила миру своеобразные, монументальные формы средневекового каменного зодчества. Широкие, ориентированные прежде всего на юг, контакты населения Грузии с Арменией, Малой Азией, Сирией, Ираном, а также Византией заложили прочную основу для национального зодчества, принципов разработки архитектурного декора, приемов решения пластики, мозаики и т.д.
Как известно, "Во второй половине IV века в Византии находился внук Саломе - царевич Бакур, впоследствии царь Грузии (Бакур, сын Трдата). Он рассказал историю обращения грузин в христианство византийским историкам Геласию Кесарийскому и Руфину, изложил факты деятельности просветительницы. Эпизоды его повествования совпадают с костяком повествования Пространной редакции "Жития св. Нино.... Как видно из "Обращения Грузии", из "Жизни грузинских царей" Леонтия Мровели (IX в.) - конец IV в. - начало III в. до н.э. - это эпоха зарождения грузинского государства со столицей Мцхета. У истоков образования нового политико-этнического организма стояли двое: царь Азо, положивший начало этому процессу, и царь Фарнаваз, завершавший его" . Распространение христианства в Грузии связано с подвижнической деятельностью св. Нино. Как сказано в источниках: "И на четвертом году (Нино) стала проповедовать Христа бога и веру, (говоря): "и я нашла а в заблуждении эту северную страну". И на шестом году она обратила (жену) царя (Миреана) Нану во время ее болезни. И на седьмом году чудом, явленным от Христа, обратила царя. И царь быстро выстроил Нижнюю церковь. И столб тот, который сам установился, был из дерева. И как только выстроили церковь, царь отправил послов и письмо Нино в Грецию, к царю Константину просить священников. Послы быстро доехали. И царь Константин дал епископа Иоанна, двух священников, одного дьякона и письмо царицы Елены, икону спасителя и древо жизни для Нино. И как только последние вернулись, царь Миреан и царица и весь дом их приняли крещение..." - уникальны страницы церковной истории древней Грузии, свидетельствующие о культурно-историческом взаимопроникновении стран восточно-христианской традиции.
Именно культурно-историческая преемственность обеспечила грузинской архитектуре и монументальным искусствам генетическую устойчивость в ее средневековом развитии. Большую роль в этом процессе играла мозаика.
В. Баридзе выделяет в "переходном периоде" (Вт.пол.7- сер.10 вв) грузинского зодчества, до его наступления и после него, несколько этапов: 1 предшествующий ему этап - это первый "классический" период средневекового зодчества Грузии, охватывающий время с принятия христианства в 1 пол. 4 в. - до арабского вторжения, время зрелости стиля, достигшего полной зрелости к концу 6 в. и началу 7-го. "Это время строгой, уравновешенной, сдержанной в отношении декора архитектуры,...архитектуры чистокровной, и характерными его памятниками являются храм Джвари в Мцхета и церковь "типа Джвари", церкви Цроми, Бана и Самцевриси, а из более ранних - базилики Болниси, Анчисхати, Урбниси и ряд других" , - пишет В.Баридзе, относя последующий за "переходным периодом" этап 10-13 вв. к второму расцвету средневекового грузинского зодчества, совпавшего с периодом могущества национального государства. "В архитектуре это период ярко выраженных живописных тенденций, сказавшихся в ином, чем прежде, понимании композиционных задач, ином понимании в формировании чисто декоративной системы, разработки фасадов, и богатого резного фасадного декора. Увеличились масштабы - большинство крупнейших грузинских кафедралов построено или восстановлено во 2 пол. 10 в. и в 11 в., изменились пропорции; внутри храмы сплошь расписывались. Памятники этой эпохи хорошо известны, начиная с кафедрала Ошки и храма Баграта в Кутаиси и кончая Питарети, Кватахеви и др." .


Док. 300102
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 07.05.07
Число обращений: 494

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``