В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Дружинкина: Дизайн как эстетическое явление Назад
Наталья Дружинкина: Дизайн как эстетическое явление
Происхождение практики дизайна и его теории определяется соединением технической и художественной практики. Наиболее полно и интересно концепция "дизайн-искусство" рассматривается в трудах М.С.Кагана (5). По - мнению автора, дизайн - один из видов искусства, входящего в область "архитектонического творчества". Появление дизайна - результат распространения, расширения или "удвоения" прикладного искусства под воздействием научно- технического прогресса. Причем, "спектральный ряд разновидностей прикладного и промышленного искусств" структурно определяется границами искусства орнаментации, с одной стороны, и архитектурой - с другой. Отсюда выделяются следующие разновидности дизайна:
1) Художественное конструирование одежды.
2) Ювелирное искусство.
3) Художественно конструируемая утварь, т.е. "все многообразие орудий и инструментов жизнедеятельности (имеется в виду бытовая и культовая посуда, оружие, производственные инструменты, приборы и т.д.), которые следует отличать от вещей иного типа - обстановки интерьера как по практическому их назначению, так и по масштабному их отношению к человеку, с одной стороны, к мебели и архитектуре - с другой" (5;367).
"Специфика художественного содержания продуктов дизайна в том, что познается и оценивается не внешнее явление, как в произведениях изобразительного искусства, а утилитарность, содержание, социальное значение самого реального предмета" (6;33). Поэтому, продукт дизайна есть не просто взаимодействие художественного содержания и формы, а специфическое проявление "тенденций, свойственных как техническому, так и художественному творчеству - функциональности и экономности, обеспечивающих утилитарность конструкции, выразительность и эстетичность, характеризующих художественность формы" (6;33). Другими словами, продукт дизайна - это бифункциональная структура, соответствующая комплексам технических свойств - утилитарность конструкции, и художественных свойств - художественность формы. Последнее свойство базируется на пяти принципах художественного формообразования: соответствии формы художественному содержанию (сообразность), соответствии формы духовным возможностям и потребностям человеческого восприятия (коммуникативность), взаимном соответствии формы материалу (пластичность), технологии производства (техничность) и приемам пространственной организации материала (организованность). Степень соответствия этим принципам определяет художественность формы. (6;33). Это условие равнозначно проявляется как и в понятии утилитарности конструкции, так и в определении специфики дизайна как конечного продукта художественно-конструкторского формообразования.
Можно сделать вывод об условных границах дизайна с художественным творчеством и техническим конструированием, исходя из взаимодействия двух основных групп функций, определяющих бифункциональную структуру дизайнерского продукта. Если в продуктах дизайна "художественная (эстетическая) функция, органически вырастая из самого существа предмета, находит воплощение в его форме, основу которой составляет материально-пространственная структура утилитарного объекта" (6;33), то в результате усиления художественной функции преобладают "принципы синтеза формы и продукты дизайна приближаются к произведениям искусства" (6;33), в результате же усиления "утилитарных функций" сильнее проявляются "принципы синтеза конструкции" и продукт дизайна утрачивает свои художественные качества и приближается к предметам технического производства. Специфика же дизайнерского формообразования, порождающая противоречие между пятью принципами художественного формообразования и особенностями художественного содержания продуктов дизайна снимается особыми формами связи утилитарного и художественного - тектоничностью и содержательностью. Действительно, если продукты дизайна совмещают в своей структуре две пары противоположных компонентов - единство утилитарного содержания и конструкции, с одной стороны, и единство художественного содержания, с другой, возникает необходимость ввода принципа и системы, снимающих противоречия формообразования, обеспечивающих нормальное взаимодействие составляющих компонентов, так, "чтобы продукт дизайна функционировал полностью". Полноценное проявление синтеза материальных структур продуктов дизайна определяется следующими условиями:
1) единством утилитарного и художественного содержаний. Основываясь на специфике проявления художественного содержания дизайнерского продукта в процессе его "познания и оценки", выявляется воздействие художественного содержания на структуру его формы, с одной стороны, и одновременную зависимость художественного содержания от этой структуры, так как она является "воплощением утилитарного содержания предмета" (6;33).


Док. 300099
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 07.05.07
Число обращений: 512

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``