В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: За вход в супермаркет надо платить Назад
Юлия Латынина: За вход в супермаркет надо платить
Именно на таких условиях "энергетическая сверхдержава" Россия хочет договориться с Европой

В середине сентября одновременно произошло несколько событий. Президент Путин на встрече с главами Франции и Германии лично предложил европейским компаниям участие в освоении Штокмановского месторождения в обмен на пересмотр Энергетической хартии. Ранее газ Штокмановского месторождения, как предполагалось, должен был быть ориентирован на американский рынок.

Минприроды отменило положительную экологическую экспертизу проекта "Сахалин-2", контрольным владельцем пакета акций которого является американская "Шелл". Прозрело насчет судьбы местной живности Минприроды после того, как "Газпром" попросил у "Шелла" продать 25% акций "Сахалина-2", но они не сошлись в торгах.

И, наконец, прокуратура Иркутской области тоже вспомнила, что на ее территории нарушается природоохранное законодательство. Нарушается оно владельцем Ковыктинского газоконденсатного месторождения компанией "ТНК-BP", и причину этого глобального нарушения понять легко. Дело в том, что стратегия Кремля в газовой сфере формулируется очень просто: "Все, что газ, то - "Газпрома". Ясен пень, принадлежность Ковыкты ТНК-BP с этой точки зрения является грубейшим нарушением не то что экологии - а самой морали и нравственности.

Правда, иркутская прокуратура - это так, напоминание. Никакая прокуратура Ковыкту не будет отбирать, потому что смысла нет: в 2007 году у нынешних владельцев истекает лицензия, и, видимо, наверху принято решение подождать, пока они ничего не освоят, и забрать совершенно легально. ТНК-BP сама виновата: ей же предлагали продать, а она не договорилась.

Что же касается претензий к "Сахалину-2", то трудно представить себе, что хоть муха в нефтегазовой сфере может летать без позволения президента Путина. Что-что, а в том, что касается углеводородов, наш президент - профессионал. Он на память помнит, сколько стоит тысяча кубометров газа в Украине и на пункте забора в Баумгартене; проект получения "Газпромом" газовых европейских сетей в обмен на позволение европейцам инвестировать в русские газовые месторождения - его главный проект в международной политике, и легче себе представить, что есть переговоры "Газпрома", о которых не знает Миллер, чем то, что есть переговоры "Газпрома", о которых не знает президент Путин.

Тут это важно подчеркнуть: "Сахалин-2" - это не частная инициатива. Смешно предположить, что некий чиновник Минприроды решился противостоять 12-миллиардному проекту из частных соображений.

До саммита "восьмерки" слова "энергетическая сверхдержава" звучали по телевизору постоянно. Почти каждую неделю президент на публичных встречах с послами или представителями стран "восьмерки" объяснял: мы вам - месторождения, вы нам - сети.

После "восьмерки" несколько месяцев - как отрезало. Ни звука из Кремля не доносилось про энергетическую сверхдержаву, и вот только после встречи с Ангелой Меркель и Жаком Шираком прозвучало опять: мы вам - газ, вы нам - сепаратные цены на этот газ.

В том, что идея газового диалога с Европой воскреснет снова, сомневаться было трудно. Дело в том, что это центральная идея нашей европейской политики. Описать ее можно так: надо превратить "Газпром" в транснациональную корпорацию, которая имеет за рубежом столько активов, что ее потенциальный глава получает одновременно и самые большие в России деньги, и иммунитет от капризов российских властей. Пост главы такой компании больше поста президента России. Есть куда уйти после 2008 года, безо всяких там референдумов с подачи североосетинских доброхотов или парламентских республик.

Вообще-то реализация этой идеи была б спасением для России. Демократия - понятие формальное, и поэтому любой преемник, включая лабрадора Конни, лучше, чем третий срок. Если бы президенту Путину удалось конвертировать власть в собственность транснационального и потому неуязвимого "Газпрома", это было бы замечательно.

Но в том-то и дело, что осуществлению этой вполне здравой, вполне циничной и вполне оппортунистической идеи мешают прежде всего державные грезы задумавших ее циников. Нет ничего противоречащего природе западного рынка в том, чтобы "Газпром" купил где угодно какие угодно сети. Но если вопрос стоит так, что Запад должен продавать сети в обмен на право инвестировать в Россию, то это странно. С каких пор милостивое соизволение на то, чтобы взять чужие деньги, именуется "односторонним решением"? Разве нам так уж хотят их давать?

Это все равно что супермаркету требовать от покупателей платы за вход и коленопреклонения перед продавцом. Покупатели уйдут в другой супермаркет.

Ситуация с "Сахалином-2" еще более осложняет дело. Выясняется, что российский супермаркет не просто требует платы за вход, но и потом, с ножом Минприроды в руках, отбирает уже оплаченные товары прямо в магазине.

Кто пойдет в такое заведение?

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/75/22.html
02.10.2006



Док. 300074
Перв. публик.: 02.10.06
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 352

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``