В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вот солдаты идут... Назад
Вот солдаты идут...
Вслед за победным маршем по отечественным экранам "Девятой роты" Федора Бондарчука вышел в прокат "Солдатский декамерон" Андрея Прошкина.

Одна война сменить другую спешит...Фильм младшего Бондарчука - эхо Афганистана. Фильм младшего Прошкина - напоминание о Чечне. Фильм младшего Германа "Последний поезд", снятый два года назад и почти не замеченный публикой, - припоминание Великой Отечественной.

Дети больших режиссеров, которые уже давно не дети, "рисуют" войну. С чего бы это? К чему бы это?

...Уже сегодня понятно, марш-бросок ребят из "Солдатского декамерона" окажется не столь триумфальным в смысле зрительского успеха и политического резонанса, каким он оказался у "Девятой роты", но дело не в этом.

Дело, как всегда, в тренде.

...Едва рассыпалась в прах советская идеологическая надстройка, российский кинематограф мгновенно демобилизовался, комиссовался, а экран - демилитаризировался. Почти полтора десятка лет мастера отечественного кино не снимали фильмы про войну. Причин на это было несколько. Первая та, что исчез госзаказ на ее отражение. Вторая - зритель конца 80-х чувствовал себя перекормленным военно-полевым бытом, военно-полевой любовью и военно-полевыми подвигами. Третья причина состояла в такой прозаической вещи, как цена производства фильма с боевой техникой, с массовками, занятыми в батальных сценах. Она была непосильной для скудных бюджетов отечественных фильмов.

Была и четвертая причина. Может быть, самая сущностная: в обществе, идеологически разоружившимся, господствующими оказались пацифистские настроения. Россия в тот момент браталась со всем миром - и в первую очередь, со Штатами и Западной Европой, недавними противниками в Холодной войне. В этих обстоятельствах Армия как институт представлялась аппендиксом, к тому же нагноившимся, грозящим обществу перитонитом. Удалить невозможно, мириться с ним - опасно для жизни. Это трагическая сторона дела. Но довольно быстро обнаружилась и его комическая подноготная.

Армия как институт стала своего рода анекдотом, средоточием повседневного житейского абсурда. Вооруженная мощь страны была подвергнута веселой конверсии сначала в комедиях Александра Рогожкина "Особенности национальной охоты" и "Особенности национальной рыбалки", затем в "ДМБ" I и II, в сериалах "Солдаты" I, II, III.

Следы такого же отношения к армии видны и в "Солдатском декамероне". В нем хватает фарсовых ситуаций, которые, впрочем, не замедлили в финале отозваться трагической нотой: почти сгнившая на корню российская армия в 94-м году, когда труба позвала в Чечню, слегка оживает, встряхивается, подтягивается, делает равнение направо, повзводно грузится на машины и отправляется в пекло Грозного. У солдат и офицеров, отправляющихся на войну, большинству из которых предстоит вернуться в качестве "груза-200", в последней сцене приподнятое настроение. Возможно, по той неосознанной причине, что вот и наступил конец бессмыслице абстрактного служения неизвестно чему, непонятно во имя чего, а впереди что-то вроде конкретного дела, реальной цели, название которой - "наведение конституционного порядка в Чечне".

Вместе с переменами в настроении общества к концу 90-х и под их непосредственным давлением тема победоносной войны 41-го - 45-го г.г. возвращается на наши экраны.

Общество снова себя почувствовало на осадном положении, из коего, как правило, произрастает оборонное сознание. Оттуда же исходят имперские амбиции, реваншистские побуждения... Из него же проистекают чаяния и надежды на патриотическое воспитание юношей, вступающих в самостоятельную жизнь.

В "Звезде" и в "Августе 44-го" Великая Отечественная - война-приключение.

"Последний поезд" остужает возродившиеся было героико-романтические представления о славной военно-полевой действительности. Такой войны у нас еще не было на экране. По ощущению, по настроению. Такой усталой, продрогшей, простуженной, безнадежно больной войны. Ее не было и в фильмах Алексея Германа-старшего. В его фильмах были и фронт, и тыл. И ясное понимание, где свои, где чужие. И было отчетливое видение границы между жизнью и смертью. И переход ее осознавался и переживался как катаклизм.

В "Последнем поезде" война - это не просто нечто абсурдное, но космос, где нет верха и низа, где все ценности относительны: жизнь ли отдельного человека или целой цивилизации. И совсем другой вид открывается на трагическую участь последнего пассажира с последнего поезда, следующего на войну. Каково человеку, который по природе (так он устроен) обязан сознавать себя субъектом исторических процессов, а чувствует себя объектом (лежачим камнем), затерявшимся в неодушевленной космической бездне.

Собственно, так Великую Отечественную войну можно было снять и прочувствовать только после Чечни, которая сидит занозой в нашем массовом подсознании.

И так, как снял войну Федор Бондарчук в "Девятой роте", тоже можно было снять уже после двух чеченских кампаний.

"Девятая рота" - фильм, хорошо, крепко сделанный, художественный масштаб которого, однако, сильно преувеличен. Но это бы ладно. Хуже, что он неверно, на мой взгляд, интерпретируется. Картина требует подробного и тщательного анализа, но кое- что понятно и в самом первом приближении. Если говорить о материале, о ситуациях, коллизиях и прочих реалиях, проступивших на экране, то тут вопросов нет - все предельно убедительно. Как убедительны большей частью актеры. Как достоверна операторская работа. Как добросовестна режиссура.

Отдельные "но" образуют дыры в тех восторгах, что адресованы картине. Одно из них: характеры героев лишены сколько-нибудь глубокой психологической проработки. Оттого они индивидуально почти неразличимы. Другое - слишком много на экране мужской истерики. Еще одно "но" - мотивы, по коим герои поехали в пекло. Мотивы тоже - близнецы-братья: все герои так или иначе хотят себя испытать, хлебнуть лиха, почувствовать себя мужчинами.
Посему невольно берешь под сомнение патриотический смысл их подвига. А разговоры на эту тему, которые часто приходится слышать в интервью создателей фильма и которые приходится читать в рецензиях о фильме, мною лично воспринимаются как эффектная идеологическая крыша. Так организуется легенда для нелегала.

По мне, ларчик феноменального успеха картины открывается следующим образом.

В самом фильме и в тех преданиях о том, как он героически снимался, много от реалити-шоу типа "Последний герой".

"Девятая рота" - это, в сущности, "Шоу выживания". Люди из толпы, участвуя в них, надеются сорвать хороший денежный куш, ну и плюс паблисити, плюс острые ощущения. А вот звезды срываются на "необитаемый остров" или устремляются в "Сердце Африки" от слишком хорошей жизни. Обожравшись пирожных и икры, хочется пожевать черную корку с сырой крупой...

Хочется чего-нибудь сермяжно-кирзового. Уставшим от правильной цивилизованной буржуазности хочется стихии и непредсказуемости. Уставшим от самих себя хочется побыть зулусом, Тарзаном, Робинзоном... Или, на худой конец, - условным афганцем. А уставшим от тусовок, гламура и глянца клипмейкерам захотелось настоящей крупномасштабной блок-бастерной работы.

Так получилась "9-я рота", массовый успех которой, на мой взгляд, объясняется тем, что нынешнее молодое поколение, находящееся уже несколько лет в состоянии духовной и душевной невесомости, тоже устало. И когда на свет божий вынырнула картина, что дала шанс племени молодому незнакомому сопережить "последним героям", оказавшимся в условиях смертельного экстрима, балансирующим на краю пропасти, заглядывающим в ее бездну и т.д., то оно жадно прильнуло к широкоформатному экрану, чтобы хоть так, на эмоциональном уровне, компенсировать бессмыслицу и собственной повседневности.

...Вообще-то, в художественных фильмах войны - и те, что быльем поросли, и те, что свежи в памяти, - как правило, не предмет и не тема, а оптическое приспособление, посредством которого автор проникает в свое и своих современников подсознание.

Может быть, Федор Бондарчук и хотел всего лишь воздать должное, воздвигнуть памятник тем, кто положил жизни в очередной раз на Безымянной высоте, но получилось нечто иное: он поставил диагноз себе и времени, в котором живет.

Кино его скорее антибуржуазно (что для буржуазного художника - норма), нежели патриотично.

Похоже, мы оказались незаметно для себя в ситуации, когда индивид вынужден отстаивать свое достоинство не столько в борьбе с властью, сколько в противостоянии разлитой вокруг буржуазности. Что тоже - естественно.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20051214/42481570.html

14.12.2005 г.


Док. 300051
Перв. публик.: 14.12.05
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 346

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``