В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Илюхин, депутат ГД от КПРФ: `Все возможные проступки высших должностных лиц следует прописать отдельно` Назад
В.Илюхин, депутат ГД от КПРФ: `Все возможные проступки высших должностных лиц следует прописать отдельно`
Сегодня Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает ужесточение ответственности высших государственных должностных лиц за те или иные должностные преступления. В частности, президент получил право отстранять от должности губернаторов в том случае, если им предъявлены обвинения в совершении уголовных преступлений. Раньше он мог сделать это только в том случае, если против главы региона возбуждено уголовное дело в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Кроме того, была повышена ответственность высших должностных лиц за такие преступления, как "халатность" и "служебный подлог". В этом случае они заплатят штраф от 100 до 500 тысяч рублей или будут лишены свободы на срок до 4 лет (раньше было до 2). В одобренном депутатами законопроекте говорится о том, что "предлагаемая мера будет способствовать укреплению вертикали власти в РФ, а также окажет дополнительное дисциплинирующее воздействие на указанную категорию должностных лиц".



Фракция КПРФ и я лично поддержали этот документ. Считаю его правильным и нужным. Давайте рассмотрим такой момент. Раньше руководители субъектов Федерации могли быть отстранены от занимаемой должности на время проведения предварительного расследования в только в том случае, если они совершали тяжкие и особо тяжкие преступления. Наша фракция считает, что эту практику следует распространить и в отношении преступлений иной степени опасности для общества. Думаю, что это абсолютно верный подход. Ведь само пребывание в должности во время проведения расследования автоматически подрывает авторитет губернатора. У следствия будет больше возможностей для установления объективных обстоятельств совершения губернатором должностного преступления. Безусловно, это будет дополнительно дисциплинировать наших чиновников и исполнительную ветвь власти. То же самое можно сказать и в отношении других поправок.



Многие эксперты высказывают свои опасения по поводу возможности расширительного толкования такой статьи, как "халатность". Как всегда, многое тут будет зависеть от правоприменительной практики. Мы можем зафиксировать, что уголовная ответственность вводится за проявленную халатность. Другое дело, по каким критериям устанавливать факт халатного отношения со стороны высокопоставленного чиновника. Законодатели ведь не могут все предусмотреть в законе. Уголовная статья никогда не "впитает" в себя все случаи жизни (инструкции, должностные обязанности и т.д.). В упомянутом законе указывается на недопустимость "халатного исполнения своих обязанностей", а также на "ненадлежащее исполнение своих обязанностей". Однако опасность расширительного толкования и предвзятого отношения существует при расследовании любых преступлений. И для принятого решения я бы не делал исключения. Хотя я, конечно, признаю, что "халатность" - это довольно расплывчатое понятие. Тем более когда человек дистанцирован от факта совершения правонарушения. Например, не понятно, считать ли халатностью, если губернатор недоглядел или не достаточно проконтролировал своего подчиненного (начальника управления, департамента и т.д.). Так что, повторюсь, все будет зависеть от правоприменительной практики: насколько объективно, полно и всесторонне будет расследоваться каждый конкретный случай.



Теперь, что касается наказаний за "проступки". Здесь все еще сложнее. По большому счету под эту категорию можно подвести самое разное поведение должностного лица. Например, невнимательное отношение, формальные отписки и т.д. Я считаю, что все возможные проступки высших должностных лиц следует прописать отдельно. Как известно, сейчас вводится ответственность чиновников, которые оставляют без ответа запросы или обращения со стороны граждан. Наконец, не меньшее значение имеет процедура отстранения от должности губернаторов. Этот вопрос будет уточняться во втором чтении. В настоящий момент законопроект предусматривает, что решение об отстранении принимает президент на основе представления генерального прокурора. Подобная процедура уже давно существует в российском Уголовно-процессуальном кодексе, но теперь она распространяется не только на случаи тяжких и особо тяжких преступлений, но и все иные. Однако я считаю, что право давать согласие на отстранение от должности нужно дать не генпрокурору, а судам. Может быть, ко второму чтению я внесу такую поправку.

09.02.07 16:40 ИА "КМ-News"

Док. 300044
Перв. публик.: 09.02.07
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 403

  • Илюхин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``