В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: Дагестану нужна амнистия Назад
Юлия Латынина: Дагестану нужна амнистия
Пока что ситуацию в этой республике можно назвать "одной из самых стабильных на Северном Кавказе"...

Каждую неделю из Дагестана приходят известия об убитых милиционерах и ликвидированных боевиках. Издалека кажется, что в республике идет настоящая война. Что происходит на самом деле? Что загоняет человека в горы с оружием?

Наш обозреватель Юлия Латынина приходит к парадоксальному выводу: ситуацию в Дагестане можно назвать одной из самых стабильных на Северном Кавказе. Исламский фундаментализм (который часто и неверно называют ваххабизмом) имеет в Дагестане слишком серьезного противника в лице традиционного суфийского ислама; порождает же смертников в первую очередь ментовской беспредел.

Не будем комментировать героев статьи: излишнее доверие будет выглядеть глупостью, а скептицизм может обойтись им слишком дорого.

Просто покажем характеры.



Спортсмен: "Мне никакой фетвы не надо"

Его зовут... допустим, Гаджи.

Гаджика был перспективный борец - даже выиграл чемпионат мира среди юношей. Как-то, по словам его знакомых, он с приятелем съездил в лагеря Хаттаба, что по тем временам было как турпоход в 60-х: модно, общепринято и повышало статус.

Вскоре друзей арестовали как ваххабитов - били так, что один из спортсменов взрезал себе живот. Впрочем, как говорит Гаджи, соглашались выпустить, если друзья отдадут бизнес.

Надо сказать, это был не первый конфликт Гаджи с ментами. Как-то в городском парке он подрался с полковником милиции, и, когда спортсмены стали одолевать, полковник прострелил Гаджи насквозь. Это мелкое происшествие не повлияло в дальнейшем на поведение Гаджи: потом он дрался прямо на допросах.

Гаджи вышел, по его словам, за деньги и уехал в Украину. Менты арестовали его младшего брата. Гаджи прислал деньги; брата выпустили, потом арестовали опять. "Его не выпустят, его там убивают", - сказал Гаджи адвокат.

Гаджи приехал, продал дом и выкупил брата. "Они тебя все равно достанут", - сказал Гаджи и велел брату уехать в Чечню.

Гаджи задерживали и брали деньги; выпускали и снова задерживали. Чем больше били Гаджи, тем более фанатичным мусульманином он становился. Однажды после ареста менты привезли в отдел проститутку и предложили ее на ночь Гаджи. "Если только сядешь рядом, я твое лицо запомню", - пообещал проститутке закованный в наручники парень.

"Все спортсмены молятся, - говорит Гаджи, - все - аскеты". Но признает, что большинство придерживаются традиционного ислама и становятся мюридами одного из устазов, живущих в горах. "Менты так и говорят при задержании: "У тебя вирд (обет, налагаемый устазом-учителем на ученика-мюрида. - Ю.Л.) есть?" - "Нет, значит, ты ваххабит".

Сам Гаджика - человек неученый, но он не хочет ни кланяться государству, ни пить воду, оставшуюся от омовения устаза. "Я что, от него пятиться буду? - говорит Гаджи. - Я от отца не пячусь".

Как-то Гаджи покушал лимон, и у него, как бывало после ранения, отнялись ноги. К этому времени он всегда носил с собой пояс шахида, но, когда он лежал парализованный, сестра забрала эту опасную в хозяйстве вещь. Проснувшись, Гаджи увидел, что дом окружен. "Где пояс?" - спросил он сестру. "Я его зарыла во дворе". Гаджи пытался спрятаться, но с парализованными ногами это не удалось. На суде Гаджи впаяли скромную 208-ю: участие в НВФ.

Вскоре менты вновь пришли в его дом, и один из снайперов, сидевших на крыше, подстрелил четырехлетнего сына Гаджи. "Я думал, кролик бежит", - объяснил снайпер.

Теперь этот сын, которому пять лет, приходит в колонию к отцу. Недавно завидел охранника, подошел к нему: "Это ты к нам домой приходил?" - "Да". - "Когда я вырасту, я тебя убью".

Относительно будущей судьбы Гаджи ни у кого, кажется, нет сомнений. "Я им передал, что будет, если они моих тронут, - говорит Гаджи, - мне никакой фетвы не надо".



Односельчанин: "Каждый из нас мог быть на его месте"

Новые Саситли - большое аварское село в Хасавюртовском районе. В селе нет равнодушных к Корану. Треть исповедует фундаментальный ислам, две трети, вместе с имамом мечети, - традиционный, суфийский. Религиозные споры звучат на годекане каждый день: доходит чуть не до драки.

В селе живет бывший член Шуры Алимов Дагестана Абдурахим Магомедов, переводчик Корана на аварский язык; Расул Макашарипов, самый известный дагестанский террорист, тоже родом из Саситли.

"В 98-м году Расул поехал к башне Шамиля, и у него там что-то произошло с головой, - охотно рассказывает один из односельчан. - Он стал думать только об Аллахе. Высшая ступень сближения с Аллахом - это стать шахидом, и он зациклился на этой теме. Он считал, что на земле должно быть божье царство. Мы ему говорили, что воевать нельзя, а он говорил, что Россия совсем ослабла".

В конце концов Расул исчез из села, а потом объявился как переводчик Басаева при вторжении в Дагестан. Это был один из немногих дагестанцев, сражавшихся на стороне напавших. "Он однажды сбил вертолет, Басаев ему за это дал 40 тыс. долларов, - вспоминают односельчане. - Он их всех раздарил, а потом прошел слух, что эти доллары, которые ему дал Басаев, были фальшивые".

Вторжение рухнуло, и отец уговорил Расула сдаться. Ему была обещана амнистия. Расул сдался, его посадили и стали пытать. Отец подмаслил, кого надо, и Расула выпустили. Он поехал в Чечню и сказал, что готов продолжать джихад. "Да ты ж стукач! - сказали ему. - Иначе как тебя выпустили?". Расул вернулся в Дагестан и стал убивать ментов, чтобы отомстить и доказать, что он не стукач.

Среди убитых за последние полтора года в селе - Махач Хабибов, Мухтар Махмудов и Халил Омаров.

Как-то Мухтар поехал в Нурадилово, на границу с Чечней. Он собирался продать видеокамеру, а документы на нее оставались у продавца-чеченца. На окраине села Мухтар заметил своего односельчанина Ахмеда. "В Нурадилово? Подвези".

Мухтар знал, что Ахмед бегает по лесам, но отказывать брату-мусульманину не собирался. Они подъехали на границу, и Ахмед стал связываться с кем-то по рации. На том конце связи были менты; Ахмеда взяли с рацией в руках. Мухтара били десять суток, а потом все-таки отпустили.

"Будешь нас убивать?" - спросил бивший его лезгин. "Если бы я был моложе, я бы сто процентов пошел в боевики, - ответил Мухтар. - А так мы посчитаемся на том свете".

45-летний Мухтар, отец семерых детей, не пошел в боевики. Он сделал то, что в Дагестане никто не делает: он написал жалобу на противоправные действия. Менты очень удивились, когда он пришел с жалобой. "К нам добровольно не приходят, - пошутил один. - "Тебя так прогнать или ногами вперед вынести?".

Мухтара Махмудова взяли 16 ноября 2004 года. А в конце января 2005-го генерал Илья Шабалкин заявил об успешной спецоперации в Ножайюртовском районе Чечни. Федералы, по словам Шабалкина, уничтожили шесть боевиков и схроны с оружием.

После заявления Шабалкина местные чеченцы поднялись туда, где шел бой. Они нашли шестерых, убитых выстрелом в затылок, со следами многодневных пыток. Один из трупов был Мухтар Махмудов, другой - Махач Хабибов.

История гибели Махача такова.

Жили-были двое, скажем Муса и Ахмед. Эти двое были в лагерях Хаттаба. Тут прошел слух, что в лагерях много стукачей. Два десятка подозреваемых боевики убили, а еще нескольких, в том числе наших двоих, посадили в яму для выкупа. Когда стало ясно, что выкупа не будет, их выпустили, но прежнего доверия к ним не было. Они крутились то тут, то там, пока не добрались до лагеря Раппани Халилова. Там они встретили Махача и попросились с ним домой.

Махач, пробывший в лагере около двух месяцев, возвращаясь, забрал этих двоих с собой; один таки был стукач. Махача арестовали в декабре, а 25 января он оказался в Ножай-Юрте среди "убитых в бою".

Семья Махача стала писать жалобы, чтобы установить факт смерти. Жалобы противоречили версии о героической ликвидации боевиков.

И вот 3 марта этого года в дом Махача пришли офицеры 102-й бригады внутренних войск. "Все офицеры были нормальные, - рассказывает мать убитого, - а один какой-то странный".

Этот, странный, начал с вопроса: "Твой сын жив?". "Он умер", - ответила Зухра. "Он не умер, он убит, как свинья". "Мы все умрем", - ответила женщина. "Мы-то не умрем, а тебя убъем", - заявил, по словам женщины, страж порядка.

Вскоре, рассказывает Зухра, офицер появился с Кораном в руке; в Коран был вложен листок с молитвой на арабском. "Это что?" - "Это ду"а". - "А это что за книга?" - "Священный Коран". Офицер с бранью швырнул Коран так, что тот пролетел половину комнаты. Потом в комнате появился еще один русский. Он поднял Коран и положил на телефонный столик. Но первый офицер не успокоился. Спустя несколько минут он заскочил в комнату с ножницами в руках, стал драть Коран и резать его. Уже к концу обыска в дом прорвался Сааду, сын главы администрации села, и застал рыдающую Зухру. "Что случилось?" - спросил он. "Коран порвали".

Знакомый, живущий в Москве, когда узнал об этом случае, с гневом спросил: "А женщины-то им что сделали? Они убили мужчину, почему не оставить женщин в покое?". Разъясняю: женщины пытались установить факт смерти сына и мужа.

В тот же день, 3 марта, обыск был в доме Халила Омарова, двоюродного брата Расула Макашарипова. Омаров был ярым фундаменталистом, но боевиком стать не мог по весьма уважительной причине: у него было зрение минус десять. Однако сельский джамаат не дал его в обиду: Махач умудрился сбежать и поклялся не сдаваться живым. Его убили в лесу в конце апреля: слепые боевики долго не живут.

Так получилось, что я была в Саситли в тот час, когда стало известно о смерти Омарова. "Э, - сказали главе администрации, - ты что, еще не звонил его брату?" - "Нет. Ведь ничего не известно". - "Как неизвестно? На годекане уже говорили".

Смерть Халила обсуждали так же спокойно, как погоду. Любой из присутствующих мог быть на его месте и не чувствовал по этому поводу ни малейшего страха. Как можно бояться рая?

"Меня могут завтра убить, как его, - сказал мне один из сельчан, - но почему? Я ведь не хочу воевать против России. Это абсурдная система, если получается, что я являюсь мятежником только потому, что не хочу молиться мертвым. Это мое право. Да, я не люблю ментов. Так никто их не любит, кроме тех, кто у них работает".

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/34/10.html
11.05.2006



Док. 300043
Перв. публик.: 11.05.06
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 250

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``