В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Амвросов : Образ Китая в России - под грузом мифов Назад
Игорь Амвросов : Образ Китая в России - под грузом мифов
Игорь Алексеевич, на наступившей неделе происходит какой-то необычный всплеск в российско-китайских делегационных обменах - чем он вызван?

Действительно, интенсивность этих обменов выше средней. В понедельник в Китай по линии межпартийных обменов с КПК прибыла делегация КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым. Во вторник с официальным визитом в Китай отправился министр обороны России Сергей Иванов. Во вторник в Москве заседает рабочая группа по сотрудничеству России и Китая в области СМИ. Во вторник в Москву возвратилась делегация Совета Федерации, проведшая в Китае неделю по линии межпарламентских обменов. В среду в Москву прибывает глава китайской дипломатии Ли Чжаосин, в пятницу в Москве встреча министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества, и это только верхний срез.
Но не надо искать здесь какой-то скрытый смысл. Визиты министров спланированы по линии межведомственных обменов. Сотрудничество в области СМИ - в рамках плана работы соответствующей межправительственной комиссии. КПК и КПРФ - братские коммунистические партии. Ярмарка в Гуанчжоу - она каждый год в апреле, только приезжай!

То есть - наступившая неделя есть попросту очередная демонстрация того, что между Россией и Китаем - полное "сердечное согласие"?

Звучит красиво, особенно на фоне отмеченного недавно столетия Антанты. Однако Россия и Китай применяют иную, согласованную между собой формулу - "стратегическое партнерство". И лет ему в десять раз меньше. Но развивается пока неравномерно.
На высоком политическом уровне показатель взаимопонимания и согласия между Китаем и Россией весьма велик. А межгосударственные торгово-экономические отношения заметно отстают.
Это - картина, до какой-то степени противоположная китайско-американским отношениям.
Китай весьма резко и открыто критикует некоторые аспекты политики США - в тайваньском вопросе, по проблеме прав человека, по отношению к далай-ламе. Знающие люди говорят, что в рамках партийной учебы эта критика еще резче, чем в открытой печати. А объем торговли, по данным китайской таможни - свыше 126 миллиардов долларов в 2003 году.
С Россией на этом фоне никаких политических разногласий, чистое стратегическое партнерство. Но: торговли в прошлом году - менее 16 миллиардов долларов. В торговле с Америкой у Китая положительное сальдо, причем огромное, Америка по этому поводу сильно волнуется, с Россией у Китая сальдо отрицательное, хотя и быстро сокращающееся.
И, наконец, еще одна важная составляющая - психологическая. Если для большинства американских политиков и политизированных американцев Китай "надежный партнер", среди тех же категорий россиян единства нет. Образ Китая в России - под грузом мифов, а это мешает, в том числе и росту торговли. И для роста взаимопонимания здесь непаханое поле.

Утверждение довольно неожиданное. Можно ли его пояснить?

Все человечество по отношению каждой конкретной особи к Китаю можно поделить на три категории: синофилы, синофобы и равнодушные. Среди профессиональных китаеведов, а также людей, профессионально занимающихся Китаем или шире - Востоком, существуют только первые две категории.
Вы либо внутри этой цивилизации, вы ее принимаете и вам там комфортно, либо вы позиционируете себя вне ее, воспринимая Китай как некую угрозу неким ценностям - политическим, географическим, культурным.
Так вот, если в той же Америке в отношении Китая и китайцев повсеместно преобладает толерантность, в России на широком околополитическом, политологическом и бытовом уровнях толерантность, мягко говоря, не преобладает.

Может быть, этому есть рациональные причины? И Вы лично - синофил или синофоб?

Мне внутри этой цивилизации комфортно. По жизни и, извините, по нужде. Нелюбовь или просто настороженное отношение к объекту исследования застилает глаза и заставляет совершать ошибки при его анализе. Я не смогу точно прогнозировать действия Китая там или сям, если я не проникнусь пониманием его государственных, национальных интересов в том или ином вопросе. Только тогда моя оценка и мой прогноз будут корректны и точны.
А относительно синофобии части российского политического истэблишмента - то это или от невежества или, - впрочем, лучше расскажу одну историю.
Читаю как-то статью о российско-китайских отношениях в некоем весьма влиятельном западном журнале и из нее узнаю, что Китай скоро захватит российскую территорию от Хабаровска в сторону океана, то есть Владивосток, Находка, все остальное будет китайское. Мороз по коже. Естественно, плюнул на это как на полную чушь, и почти забыл.
Однако через пару дней беседую по телефону с коллегой из Хабаровска, он говорит: "Был занят всю неделю, переводил корреспонденту того самого журнала". Отвечаю: "Читал, бред". Получаю ответ: "И я ему о том же, а он говорит: "Задание редакции".
Ложные мифы - чем более они ложные, тем более щедро они оплачиваются заказчиком.

Но почему так сразу - бред? Ведь очевидно - китайцев на сопредельной территории многократно больше, чем русских на территории России?

Теория "желтой опасности", "пришествия антихриста с Востока" и прочая антиисторическая чушь, во-первых, абсолютно иррациональна и, во-вторых, предназначена только для неграмотных масс. Взглянем на некоторые статистические данные.
В США лиц китайского происхождения - 6% населения. Ученые китайского происхождения принесли Америке Нобелевских премий больше, чем ученые любой из стран Старого света.
У нас, по данным последней по времени переписи населения, китайцев - местных и приезжих, в том числе временно, - меньше полпроцента.
И про экспансию. Китайский посол в Москве Лю Гучан недавно на пресс-конференции с российскими журналистами привел данные китайской консульской службы за 2003 год. Из Китая в Россию - 660 тысяч человеко-поездок, из России в Китай - более 1 миллиона 380 тысяч. Кто кого?

А Вы уверены, что эта статистика верна?

Она достоверна настолько, насколько она официальна. У пограничников есть еще одна статистика - факты незаконного пересечения границы. Там цифры смехотворны. От одного до двух случаев в месяц в среднем.
Если у Вас есть другая, столь же авторитетная статистика - подчеркиваю, не предположения, основанные на "детских" страхах, а цифры - выкладывайте на стол - обсудим.
И еще есть любопытные данные, которые не попадают в центральную, точнее - в московскую прессу. Вы знаете, что Китай получил в концессию добычу золота в Еврейской автономной области? А что в той же области он арендует огромные (по масштабам Подмосковья) угодья для выращивания сельскохозяйственной продукции?
А еще большие сельскохозяйственные угодья он арендовал в Казахстане. И китайская компания владеет 100% акций одного из крупнейших нефтяных месторождений Казахстана
И в провинции Шаньдун только что заложен китайско-молдавский виноградник - 700 разновидностей элитных лоз винограда 16-ти известнейших сортов. А еще Китай вышел на первое место в Азии по поголовью страусов, которых разводят для получения диетического страусиного мяса. И еще много чего другого.

Честное слово, становится страшно...

Не надо бояться Китая. Он, как и Россия, Америка, Англия и Франция - постоянный член СБ ООН. И, в отличие от России, хотя и вместе с другими постоянными членами СБ ООН, - член ВТО, и живет по ее правилам.
Он совершенно спокойно относится к глобализму, призывая пользоваться теми благами, которые глобализм предоставляет. Массовое производство, массовые коммуникации, массовая культура - это гиперреалии сегодняшнего дня, борьба с этим - чистый луддизм 21 века.
По китайским меркам, гегемонизм - плохо, глобализм - нормально, надо только умело лавировать в глобальных потоках производства товаров и услуг.

И все-таки - известное заявление Мао Цзэдуна: "Мы еще не предъявляли счета по этому реестру," - про земли России от Тихого океана до Урала?

Одна из любимых фраз председателя Мао: "Не перегнешь - не выпрямишь". А еще одна, гораздо более древняя, из истории: "Зарежь курицу, чтобы испугать обезьяну".
Да, председатель Мао сказал про "счет по реестру" на встрече с делегацией соцпартии Японии во времена обострения советско-китайского конфликта. А потом, в других обстоятельствах, уточнил, что его не следует понимать буквально и ни на какие советские земли Китай не претендует.
А дальше идет чистая политика. Те, кто хочет видеть в Китае врага, цитирует одно. А кто хочет устроить взаимоотношения так, чтобы получать от них выгоду для себя, цитирует другое.
Что же до председателя Мао, то для тех, кто не знает или забыл, китайские товарищи нашли уникальную формулу: "Мао Цзэдун - великий марксист, совершавший серьезные ошибки". Диалектика, понимаешь.

Но нынешние руководители Китая - они следуют прямой цитате или последующему объяснению?

Они следуют своим обязательствам по документам, подписанным Россией и Китаем. Прежде всего и, в главном, - Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июня 2002 года А там все четко прописано.
И, естественно, не забывают о своих национальных интересах - что им нужно от России и чего они хотят для себя в России. Никакого альтруизма. Прагматично, расчетливо, но в то же время доброжелательно. Та же диалектика.
Договор 2002 года - база наших отношений сегодня и на длительную перспективу. Вообще история взаимоотношений СССР и России с Китаем с момента образования КНР и до распада СССР - это пробы и ошибки. Самая большая ошибка - "хвост" коминтерновского прошлого - "Сулянь - лаодагэ" - "Советский Союз - большой старший брат".
Как это мог снести Китай как исторически великая держава? Какой еще старший брат? И Мао Цзэдун нашел выход - развернул культурную революцию. Да, трагическую во многом для самого Китая. Но - не стало больше старшего брата. И началось развитие Китая по собственному пути, правда, уже после Мао.

А легко было для русского политического китаеведения перевести Китай из разряда "главных противников" в число "стратегических партнеров"?

Это не было проблемой. Синофилы и синофобы как были, так и остались. Да, были времена, когда Китай, наряду с США и НАТО, в СССР считали "главным противником". И объяснение этому было очевидно.
Советский Союз отстаивал и защищал только одну, советскую, модель социализма. Признаем "китайскую модель социализма", - думали на Старой площади, - рассыпятся ОВД и СЭВ, а за ними и мировая система социализма.
Венгерская модель после 56-го, чехословацкая 68-го, китайская, - все были плохи с точки зрения тогдашнего "научного социализма", но ОВД и СЭВ все равно рассыпались, правда, под влиянием других обстоятельств, а вслед за этим и политические страхи в отношении Китая развеялись как утренний туман.
А тогдашние пропагандисты тех самых страхов сегодня - активные члены общества Российско-Китайской дружбы. Все та же диалектика, понимаешь.
Товарищ Дэн Сяопин сказал Михаилу Горбачеву в Пекине в 1989 году: "Закроем прошлое, откроем будущее". Это был гениально элегантный выход из многолетних российско-китайских недоразумений - от периода Коминтерна до трагических для народов обеих стран событий на острове Даманском. Кстати, именно после Даманского в России стали появляться ложные мифы о неизбежности "китайской агрессии".
А китайцы безумно испугались нашего "ответа" в другом районе границы на другую их пограничную провокацию и стали после этого "глубже рыть тоннели, больше запасать зерна, не бояться войны, не бояться стихийных бедствий и никогда не претендовать на гегемонию" - такая возникла формула.

Поэзия какая-то...

Китайская языковая политическая стилистика очень образная, хотя и достаточно стандартная. Цифровая, и это ее особенность. Десятки кратких формул политических кампаний: "Три расширения - одно закрепление", "Три поддержки - два военных", "Три надо - три не надо".
Русские китаеведы, следуя этому принципу, придумали еще одну формулу: "Два хочется - три не можется". Так и живем.

Но что в остатке? Что для нас Китай?

Недавно в Московском центре Карнеги прошел семинар. Обсуждались итоги очередной ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей. Сессия прошла, приняла поправки к китайской Конституции, к ряду законов...
Вывод участников семинара был един: "Или мы (Россия) развиваемся вместе с Китаем, с его участием и вообще - или мы не развиваемся. Тоже вообще".

И что в итоге?

Китай очень заинтересован в России.
Заинтересован как в источнике энергоносителей - он не хочет зависеть от Ближнего Востока по нефти, а своей, добываемой, ему категорически не хватает.
Он заинтересован в России и как в рынке сбыта своих товаров высокой степени добавленной стоимости.
Как в объекте своих инвестиций.
Как в противовесе американскому гегемонизму - хотим или не хотим мы его так называть.
И как в создании на базе стратегического партнерства с нами некоего силового полюса нового многополярного мира.
Издревле в Северную столицу Китая Бэйцзин (по-русски - Пекин) можно было войти только через ворота в городской стене. Сегодня у одних из ворот - "Дунчжимэнь" - Восточных, где уже давно многоярусная автодорожная развязка - остался некий символ. Это - бронзовый храмовый треножник, куда принято, молясь, втыкать благовонные свечи. Треножник на дорожной развязке огромен - в десятки раз крупнее храмового оригинала. Некий, знаете ли, символ древних ворот Дунчжимэнь.
Но я вижу в этом еще один символ. Двести метров на Запад от треножника поверните на Север и попадете на улицу Дунчжимэньнэйбэйчжундацзе ("Первая улица, идущая к северу после входа в ворота Дунчжимэнь") - на ней в Пекине расположено российское посольство. Уже более 200 лет, если честно.
Во времена "культурной революции" она носила название "Фаньсюлу" - "Антиревизионистская улица". Нынешнее имя возвращено ей десятилетия тому назад.
Однако, помня о посольстве, вернемся к треножнику. По китайскому пониманию - это самая устойчивая фигура. Четыре ноги - тоже хорошо, но три - прочнее.
И что у нас сегодня в мире по экономической мощи и политическому влиянию? Америка - раз. Объединенная Европа - два. Китай - может быть, три, но не вполне. Россия - умолчим.
А если Китай вместе с Россией? Тогда совершенно понятно, зачем у ворот Дунчжимэнь треножник. И реально мы можем образовать третий полюс, и с нами будут уважительно считаться первые два.
Но пока это исключительно фантазии. Ни общественное сознание, ни политический истэблишмент - в России, как минимум, - к пониманию этого не готовы.

20 апреля 2004



Док. 300032
Перв. публик.: 04.05.04
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 377

  • Амвросов Игорь Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``